Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по экономической политике, предпринимательству и
туризму от 20 мая 2005 г. N вн 3.8-16/486
на проект федерального закона N 169329-4 "Об Особой экономической зоне в Калининградской области"
Рассмотрев проект федерального закона N 169329-4 "Об Особой экономической зоне в Калининградской области" (далее - законопроект), Комитет Государственной Думы по экономической политике, предпринимательству и туризму отмечает следующее.
С 1991 года Калининградская область представляет собой эксклавный регион, расположенный на Балтике и окруженный со всех сторон зарубежными государствами. С 1 мая 2004 года, после вступления Польши и Литвы в Европейский союз, Калининградская область стала российским анклавом внутри Европейского союза. Проблемы российского транзита между областью и остальной частью страны должны теперь решаться в контексте взаимоотношений России не только с отдельными странами, но и с ЕС в целом.
Подписанные 27 апреля 2004 года в Люксембурге Протокол о распространении Соглашения о партнерстве и сотрудничестве (СПС) на вновь присоединившиеся страны и Совместное заявление о расширении ЕС и отношениях Россия-ЕС создали серьезную базу для урегулирования Калининградского грузового транзита, однако практических результатов данных договоренностей явно недостаточно.
Введение Литвой и Польшей визового режима в отношении российских граждан привело к резкому сокращению возможности жителей области в свободе перемещения, особенно при поездках в/из Россию.
На фоне этих событий ведется дискуссия о стратегии развития Калининградской области, о путях обеспечения качественного экономического роста и повышения благосостояния жителей области.
Среди различных предложений о путях регионального развития, существовавших в начале 1990-х годах, возобладала идея свободной экономической зоны. Положение о свободной экономической зоне в Калининградской области (СЭЗ "Янтарь") было утверждено Постановлением Совета Министров РСФСР от 25 сентября 1991 года, а 22 января 1996 года был принят Федеральный закон N 13-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Калининградской области".
Режим Особой экономической зоны (ОЭЗ) в Калининградской области предусматривал комплекс различных мер, однако на практике был реализован фактически лишь режим свободной таможенной зоны. В соответствии с Федеральным законом "Об Особой экономической зоне в Калининградской области", Правительством РФ для области установлен особый порядок определения происхождения товаров, беспошлинно вывозимых на остальную территорию страны. Таким образом, широко применяемая во всем мире правовая конструкция свободной экономической зоны была существенно усечена.
Внесенный Правительством Российской Федерации в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона N 169329-4 "Об Особой экономической зоне в Калининградской области" представляет собой принципиально новый подход к решению проблемы законодательного регулирования Особой экономической зоны в Калининградской области.
Основной целью законопроекта является создание благоприятных условий для ликвидации экономического отставания Калининградской области от остальной территории России, повышения инвестиционной привлекательности данного региона путем внедрения современных, адаптированных к европейским стандартам экономических механизмов, позволяющих активизировать выпуск товаров, конкурентоспособных на мировом рынке.
В соответствии с законопроектом под ОЭЗ в Калининградской области понимается территория Калининградской области, на которой осуществляется специальный правовой режим ведения хозяйственной, в том числе производственной, инвестиционной и иной деятельности, установленный в отношении лиц, отвечающих требованиям законопроекта.
В целях обеспечения стабильного экономического положения юридических лиц, зарегистрированных в Калининградской области и осуществляющих деятельность на основании действующего Федерального закона N 13-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Калининградской области" от 22 января 1996 года, в котором содержатся положения о специальном таможенном режиме, законопроект предусматривает переходный период сроком на 10 лет, сохраняющий таможенный режим указанного действующего Федерального закона. В течение этого переходного периода на территории Калининградской области будут параллельно действовать два правовых режима. При этом юридические лица, получившие статус Участника ОЭЗ в соответствии с положениями законопроекта, не смогут использовать таможенный режим, предусмотренный Федеральным законом N 13-ФЗ.
Комитет в целом поддерживает концепцию законопроекта. При этом, Комитет считает, что отдельные положения законопроекта нуждаются в доработке и уточнении, в связи с чем предлагает следующее.
1. Из числа условий включения юридического лица в реестр участников ОЭЗ, указанных в части 1 статьи 4 законопроекта, целесообразно исключить следующие требования:
основная хозяйственная деятельность юридического лица осуществляется на территории Калининградской области (в стоимостном выражении - не менее 70 процентов производимых товаров, работ и услуг);
основные производственные средства юридического лица постоянно располагаются на территории Калининградской области (в стоимостном выражении - не менее 90 процентов собственных и арендованных производственных средств);
70 и более процентов среднесписочной численности работников организации выполняют свои должностные (трудовые) обязанности на территории Калининградской области;
не менее 70 процентов фонда оплаты труда организации выплачивается работникам, постоянно проживающим в Калининградской области.
Во-первых, перечисленные условия включения юридических лиц в реестр являются излишними, поскольку в пункте 3 рассматриваемой статьи указано, что производство товаров юридическим лицом осуществляется исключительно на территории Калининградской области.
Во-вторых, в случае реализации предложенных для исключения из законопроекта норм возникает необходимость разработки порядка расчета указанных процентных значений. Кроме того, увеличение количества критериев включения юридических лиц в реестр участников ОЭЗ может привести к излишнему административному контролю.
2. Пункт 2 части 10 статьи 4 законопроекта представляется целесообразным привести в соответствие с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности.
3. Часть 3 статьи 13 "Завершение таможенного режима свободной таможенной зоны, применяемого в Калининградской области" целесообразно дополнить словами "в отношении продуктов переработки не применяются запреты и ограничения, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности".
4. Законопроект содержит нормы, регламентирующие особый порядок уплаты участниками ОЭЗ налога на прибыль организаций, а также налога на имущество организаций (глава 4 законопроекта - "Налогообложение участников"). В связи с этим следует внести соответствующие поправки в Налоговый кодекс Российской Федерации.
5. В целях повышения стабильности, а значит - инвестиционной привлекательности ОЭЗ представляется целесообразным в статье 23 законопроекта ("Основания прекращения действия ОЭЗ") указать закрытый перечень причин досрочного прекращения функционирования специального правового режима.
Изложенные в настоящем заключении замечания могут быть учтены при подготовке законопроекта ко второму чтению.
Комитет Государственной Думы по экономической политике, предпринимательству и туризму рекомендует Государственной Думе принять проект федерального закона N 169329-4 "Об Особой экономической зоне в Калининградской области" в первом чтении.
Председатель Комитета |
В.Г. Драганов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.