Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы
Федерального Собрания РФ от 24 мая 2004 г. N вн 2.2-1/1643
по проекту федерального закона N 169329-4 "Об Особой экономической зоне в Калининградской области", внесенному Правительством Российской Федерации
(первое чтение)
1. В соответствии с пунктом 2 статьи 2 законопроекта "уполномоченным органом" является "уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, обеспечивающий функционирование специального правового режима Особой экономической зоны".
В законопроекте N 167003-4 (часть 2 статьи 7) указаны "федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять функции по управлению особыми экономическими зонами и его территориальные органы".
Если в обоих законопроектах, регулирующих сходные отношения, речь идет об одном и том же федеральном органе исполнительной власти, то полагаем, что указанную терминологию следует унифицировать.
В части 6 статьи 10 законопроекта обозначение "федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела" следует унифицировать с обозначениями, применяемыми в законодательстве и основанными на указах Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года N 314 и от 20 мая 2004 года N 649, то есть данный орган следует обозначить как "федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять функции по нормативно-правовому регулированию в сфере таможенного дела", поскольку именно эта функция в данном случае имеет значение.
2. Пункт 3 статьи 2 законопроекта необходимо уточнить. В соответствии с пунктом 3 статьи 20 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" структура высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливается конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации. Также необходимо отметить, что исходя из подпункта "з" пункта 2 статьи 21 указанного Федерального закона федеральным законом могут быть установлены полномочия высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а не его структурного подразделения.
3. Частью 2 статьи 4 законопроекта устанавливается, что участниками особой экономической зоны не могут быть юридические лица, уплачивающие налоги в рамках специальных налоговых режимов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Учитывая, что в соответствии с положениями статьи 18 Налогового кодекса Российской Федерации специальные налоговые режимы могут предусматривать особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов, в целях согласования указанных положений, полагаем необходимым изложить часть вторую статьи 4 законопроекта в следующей редакции:
"2. Участниками не могут быть юридические лица, применяющие специальные налоговые режимы, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах".
Статья 7 законопроекта наделяет полномочиями налоговые органы по осуществлению совместно с администрацией проверок соответствия деятельности участника федеральному закону "Об особой экономической зоне в Калининградской области". Учитывая, что полномочия налоговых органов определяются Законом Российской Федерации от 21 марта 1991 года N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации", полагаем, что предлагаемые полномочия должны быть предусмотрены в указанном Законе Российской Федерации.
В статье 9 законопроекта дается определение таможенного режима свободной таможенной зоны. Однако, учитывая, что на рассмотрении в Государственной Думе находится законопроект N 167003-4 "Об особых экономических зонах в Российской Федерации", который по иному определяет таможенный режим свободной таможенной зоны (статья 40), полагаем целесообразным согласовать указанные понятия.
Глава 4 законопроекта устанавливает порядок налогообложения участников особой экономической зоны, а также особенности исчисления и уплаты налога на прибыль организаций и налога на имущество организаций, включая предоставление льгот по уплате указанных налогов, путем уменьшения налоговой ставки на 50 процентов.
В связи с этим, обращаем внимание на то, что вопросы налогообложения, в том числе и предоставления льгот по уплате налогов, являются предметом ведения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, что требует согласования предлагаемых положений с соответствующими законами.
4. В части 1 статьи 20 законопроекта после слов "международными договорами" необходимо записать слова "Российской Федерации". В последнем предложении части 3 необходимо иметь в виду, что Федеральный закон "О международных договорах Российской Федерации" (преамбула) применительно к международным договорам использует понятие "защита основных прав и свобод человека".
Необходимо учесть следующие замечания юридико-технического характера.
1. Обозначение и наименование главы, состоящей из нескольких строк, оформляется следующим образом:
Глава 3. Действие таможенного режима свободной таможенной зоны, применяемого в Калининградской области
Подобным образом следует оформить наименование глав 5 и 7 законопроекта.
2. В частях 1, 4 и 6 статьи 7 законопроекта слова "с момента" заменить словами "со дня".
3. В части 2 статьи 8 законопроекта слова "1996 г." заменить словами "1996 года".
4. В статье 17 законопроекта части необходимо пронумеровать арабскими цифрами с точкой.
5. В статье 18 законопроекта:
в части 7:
в абзаце первом слова "с момента" заменить словами "со дня";
абзацы, идущие после двоеточия, следует пронумеровать арабскими цифрами с закрывающей круглой скобкой и считать пунктами.
Просим уточнить ссылки, содержащиеся в частях 7 и 8, поскольку пункт 1 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации состоит из четырех абзацев.
6. Абзац второй части 1 статьи 23 необходимо "подтянуть" к абзацу первому, соединив их в одну неделимую часть, слова "с даты" заменить словами "со дня".
7. В части 1 статьи 24 законопроекта слова "на момент" заменить словами "на день".
8. В части 1 статьи 25 законопроекта абзацы, идущие после двоеточия, следует пронумеровать арабскими цифрами с закрывающей круглой скобкой и считать пунктами.
9. По статье 26 законопроекта:
в части 1 слова "одного месяца со" заменить словами "30 дней после";
абзац второй части 2 и часть 3 считаем излишней. Общепринято, что законодательный акт, наиболее поздний по времени, имеет приоритет перед принятыми ранее законодательными актами, регулирующими однородные правоотношения. Поэтому само собой очевидно, что применяться федеральные законы будут только в части, не противоречащей вновь принятому Федеральному закону. Такое же правило действует и в отношении остальных нормативных правовых актов.
абзац первый части 2 необходимо изложить следующим образом:
2. Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона признать утратившими силу:
1) Федеральный закон от 13 января 1996 года N 13-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Калининградской области" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 4, ст. 224);
2) пункт 26 статьи 2 Федерального закона от 21 марта 2002 года N 31-ФЗ "О приведении законодательных актов в соответствие с Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 12, ст. 1093);
3) статью 11 Федерального закона от 8 декабря 2003 года N 169-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу законодательных актов РСФСР" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 50, ст. 4855);
4) статью 35 Федерального закона от 29 июня 2004 года N 58-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 27, ст. 2711);
5) статью 73 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 35, ст. 3607).
Начальник управления |
Г.П. Ивлиев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.