Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по
экономической политике, предпринимательству
и туризму от 20 мая 2005 г. N вн 3.8-16/484
на проект федерального закона N 167003-4 "Об особых экономических зонах в Российской Федерации"
Рассмотрев проект федерального закона N 167003-4 "Об особых экономических зонах в Российской Федерации", внесенный Правительством Российской Федерации, Комитет Государственной Думы по экономической политике, предпринимательству и туризму отмечает следующее.
Законопроект направлен на создание благоприятных условий для развития промышленного и научного потенциала российской экономики, привлечения отечественных и иностранных инвестиций в обрабатывающие и наукоемкие сектора российской экономики, стимулирование социально-экономического развития регионов, содействие в решении проблем выравнивания уровня их экономического развития, развитие высокотехнологичных отраслей промышленности и сферы услуг, содействие переводу российской экономики на инновационный путь развития, создание новых высококвалифицированных рабочих мест.
Законопроектом определяется правовой режим особых экономических зон на территории Российской Федерации, порядок их создания, функционирования и прекращения, а также особенности ведения на территории этих зон предпринимательской деятельности, призванной способствовать диверсификации российской экономики за счет развития, прежде всего, наукоемких, высокотехнологичных отраслей.
Комитет в целом поддерживает концепцию законопроекта и считает, что его принятие позволит решать актуальные для российской экономики задачи по стимулированию инвестиционной активности резидентов особых экономических зон.
В законопроекте решение целого ряда вопросов по созданию и функционированию особых экономических зон возлагается на Правительство Российской Федерации (статья 2, часть 6 статьи 4, статьи 6-8 и другие). Комитет считает, что детальное регламентирование таких вопросов, как определение видов деятельности на территории особых экономических зон, общие подходы к выбору территорий для создания особых экономических зон в ходе конкурсного отбора заявок на создание особых экономических зон и другие действительно может и должно осуществляться нормативными актами Правительства Российской Федерации.
В статье 6 законопроекта предусматривается, что инфраструктура особой экономической зоны создается за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и местного бюджета. По мнению Комитета, это создаст необходимые условия для привлечения частного капитала в особые экономические зоны, в том числе и в создание их инфраструктуры.
Частью 2 статьи 5 законопроекта предусматривается, что на момент создания особой экономической зоны на земельных участках, образующих ее территорию, могут быть расположены только объекты государственной и (или) муниципальной собственности, не находящиеся во владении и (или) пользовании граждан и юридических лиц (для технико-внедренческой особой экономической зоны - за исключением образовательных и (или) научно-исследовательских организаций).
Комитет считает, что установление такого условия для создания особых экономических зон является спорным. С одной стороны, реализация этого положения исключит возможность использования на территории особых экономических зон уже имеющихся негосударственных производственных площадей и инфраструктурных объектов, что повлечет за собой необходимость значительных финансовых вложений на создание инфраструктуры особых экономических зон и увеличит сроки начала их полноценного функционирования. С другой стороны, это будет способствовать созданию новых высокотехнологичных производств, внедрению передовых технологий, развитию перерабатывающих отраслей экономики.
Частью 2 статья 12 законопроекта устанавливается, что резидент промышленно-производственной особой экономической зоны обязан осуществить капитальные вложения в рублях в сумме, эквивалентной не менее десяти миллионам евро (за исключением нематериальных активов) по курсу Центрального банка Российской Федерации на день представления заявки в территориальный орган. При этом резидент особой экономической зоны обязан осуществить капитальные вложения в размере не менее одного миллиона евро в течение года с даты заключения соглашения. Комитет считает вышеуказанные суммы капитальных вложений приемлемыми. Практика показывает, что средний объем инвестиций в создание современного среднего промышленного производства, соответствующего европейскому уровню, составляет 6 и более млн. евро.
Статья 41 законопроекта "Гарантия от неблагоприятного изменения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" предусматривает, что в течение действия соглашений о ведении промышленно-производственной или технико-внедренческой деятельности акты законодательства о налогах и сборах, изменяющие элементы налогообложения, не применяются в отношении резидентов особой экономической зоны. Однако, в течение действия заключенных соглашений принятие актов законодательства о налогах и сборах, изменяющих элементы налогообложения, может привести к снижению налоговой нагрузки нерезидентов особой экономической зоны, в то время как налоговая нагрузка на резидентов особой экономической зоны останется неизменной и может оказаться даже выше, чем на нерезидентов особой экономической зоны. В связи с этим, считаем, что название статьи 41 "Гарантия от неблагоприятного изменения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" необходимо привести в соответствии с ее содержанием. При этом установить, что в случае снижения налоговой нагрузки на нерезидентов особой экономической зоны, в соглашения вносятся изменения, снижающие в соответствующей пропорции налоговую нагрузку на резидентов особой экономической зоны.
Изложенные в настоящем заключении замечания могут быть учтены при подготовке законопроекта ко второму чтению.
С учетом этого, Комитет Государственной Думы по экономической политике, предпринимательству и туризму рекомендует Государственной Думе принять проект федерального закона "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" в первом чтении.
Председатель Комитета |
В.Г. Драганов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.