Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по собственности от 6 июня 2005 г. N 3.9-39/2-1
по проекту федерального закона N 167003-4 "Об особых экономических зонах в Российской Федерации"
(внесен Правительством Российской Федерации)
Комитет по собственности рассмотрел проект федерального закона N 167003-4 "Об особых экономических зонах" и отмечает следующее.
Целью принятия указанного законопроекта является создание благоприятных условий для развития экономики страны, увеличения инвестиционной привлекательности обрабатывающего сектора экономики посредством создания и функционирования особых экономических зон.
Комитет поддерживает необходимость принятия указанного законопроекта, так как его принятие будет способствовать переходу экономики России на инновационный путь развития, созданию наукоемких производств, увеличению числа рабочих мест, увеличению доходной базы бюджетов всех уровней.
Вместе с тем по тексту законопроекта в части, затрагивающей вопросы ведения Комитета по собственности, имеются следующие существенные замечания.
Определение понятия "особая экономическая зона", содержащееся в статье 2 законопроекта, - как части государственной и таможенной территории Российской Федерации, определяемой Правительством Российской Федерации, на которой действует особый режим ведения предпринимательской деятельности, следует согласовать с частью 1 статьи 67 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой территория Российской Федерации включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними. При этом в Конституции Российской Федерации отсутствует понятие государственной и негосударственной территории Российской Федерации. Упомянутое определение особой экономической зоны необходимо также согласовать со статьей 2 Таможенного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой таможенной территорией является территория Российской Федерации.
По мнению Комитета по собственности, неоправданными являются условия создания особых экономических зон, содержащиеся в статье 5 законопроекта, согласно которым на момент создания особой экономической зоны земельные участки, образующие ее территорию, не должны находиться во владении или пользовании граждан и юридических лиц, и на этих участках могут быть расположены только объекты государственной и (или) муниципальной собственности (за исключением образовательных и (или) научно-исследовательских организаций - при создании технико-внедренческих зон). В случае сохранения указанных условий создание особых экономических зон в населенных пунктах будет практически исключено независимо от степени экономической эффективности, так как найти земельные участки площадью 10 кв.км с развитой инженерной и транспортной инфраструктурой, расположенные вблизи относительно крупного города, располагающего достаточными высококвалифицированными трудовыми кадрами, на которых отсутствуют объекты, находящиеся в собственности граждан и юридических лиц, представляется крайне затруднительным и повлечет за собой необходимость бюджетных расходов на создание инфраструктурной базы особой экономической зоны.
По мнению Комитета по собственности, в аспекте концепции разграничения имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, нуждаются в корректировке положения законопроекта о праве общей долевой собственности на объекты инфраструктуры особой экономической зоны. Кроме того законопроектом не предусматривается возможность привлечения в создание инфраструктуры средств частных инвесторов.
Положение законопроекта о делегировании субъектом Российской Федерации и муниципальным образованием федеральному органу исполнительной власти полномочий по управлению и распоряжению земельными участками и объектами недвижимости в пределах территории особой экономической зоны на срок ее существования противоречит Федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Земельному кодексу Российской Федерации, не предусматривающим возможность передачи функций по управлению и распоряжению муниципальным имуществом федеральному органу исполнительной власти.
Комитет по собственности считает, что нуждаются в существенной доработке положения законопроекта о возможности выкупа резидентами промышленно-производственной зоны арендованного земельного участка и увязка указанного права с расторжением соглашения о ведении промышленно-производственной деятельности.
Необходимо также устранить содержащееся в законопроекте внутреннее противоречие - в одной статье вводится запрет на иную форму собственности земельных участков в границах свободных экономических зон за исключением государственной или муниципальной, а в других резидентам предоставляется право на выкуп земельных участков.
Серьезной переработки требуют правовые нормы главы 7 законопроекта "Порядок предоставления и пользования земельными участками, расположенными в пределах территории особой экономической зоны", так как они не содержат особенности предоставления земельных участков в аренду. Таким образом, в отношении указанных участков будут действовать соответствующие положения Земельного кодекса Российской Федерации. Однако при этом не будет осуществлен продекларированный законопроектом льготный режим предоставления земельных участков для резидентов.
Статьи 35 и 37 законопроекта, устанавливающие содержание договора аренды земельного участка, его форму, размер арендной платы, подлежат исключению, так как указанные вопросы урегулированы Земельным кодексом Российской Федерации и Гражданским кодексом Российской Федерации.
Комитет по собственности считает, что законопроект нуждается в доработке в части исключения положений, создающих возможность злоупотреблений со стороны органов, осуществляющих управление особыми экономическими зонами, так как к компетенции указанных органов относится большинство решений о предоставлении земельных участков и иного недвижимого имущества.
С учетом вышеизложенного, Комитет по собственности поддерживает концепцию проекта федерального закона N 167003-4 "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" и рекомендует Государственной Думе принять законопроект в первом чтении при условий его существенной доработки ко второму чтению в аспекте настоящего заключения.
Председатель Комитета |
В.С. Плескачевский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.