Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы
Федерального Собрания РФ от 24 мая 2005 г. N вн 2.2-1/1634
по проекту федерального закона N 167003-4 "Об особых экономических зонах в Российской Федерации", внесенному Правительством Российской Федерации
(первое чтение)
1. Обозначения федеральных органов исполнительной власти, используемые в законопроекте, следует унифицировать с обозначениями, применяемыми в законодательстве и основанными на указах Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года N 314 и от 20 мая 2004 года N 649. В частности, уполномоченное федеральное министерство, указанное в части 1 статьи 7 законопроекта и упоминающееся в дальнейших статьях, следует обозначить как "федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять функции по нормативно-правовому регулированию в сфере ...", поскольку именно функция имеет значение в законопроекте. Аналогичное замечание в части обозначения федеральных органов исполнительной власти относится и к статье 40 законопроекта. Кроме того, статья 7 законопроекта называется "Органы управления...", однако "уполномоченное федеральное министерство" (см. часть 1) не является органом управления особыми экономическими зонами, так как управление указанными зонами возлагается на иные органы (см. часть 2).
Пункт 5 части 4 статьи 6 законопроекта предусматривает, что в указанном соглашении должно содержаться обязательство муниципального образования по делегированию федеральному органу исполнительной власти полномочий по управлению и распоряжению земельными участками и объектами недвижимости в пределах территории особой экономической зоны на срок ее существования. В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 14, пунктом 3 части 1 статьи 15, пунктом 3 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вопросы владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности соответствующего муниципального образования, отнесены к вопросам местного значения. При этом указанный Федеральный закон не предусматривает возможности передачи осуществления отдельных полномочий по вопросам местного значения.
Части 1 и 2 статьи 9 законопроекта предусматривают, что особая экономическая зона располагается в границах муниципального образования, при этом статья 4 законопроекта такого требования не содержит. Обращаем внимание на то, что в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в Российской Федерации создается двухуровневая система муниципальных образований (поселение, муниципальный район). В этой связи необходимо уточнить в границах какого уровня муниципальных образований может располагаться особая экономическая зона. Соответствующие уточнения необходимо внести и в иные положения законопроекта в которых упоминается о муниципальных образованиях.
2. Поскольку предлагаемый федеральный закон (см. часть 2 статьи 7, главу 4 законопроекта) потребует дополнительных расходов из федерального бюджета, в связи с созданием специализированного федерального органа исполнительной власти по управлению особой экономической зоной, необходимо учитывать положение пункта 1 статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым, в случае принятия федерального закона, предусматривающего увеличение финансирования по существующим видам расходов или введение новых видов расходов бюджетов, которые до принятия этого федерального закона не финансировались ни одним бюджетом, указанный федеральный закон должен содержать нормы, определяющие источники и порядок финансирования новых видов расходов бюджетов.
3. В части 4 статьи 10 законопроекта речь идет о "филиалах и обособленных подразделениях" резидента - юридического лица. Обращаем внимание, что на основании статьи 55 ГК РФ "филиалом является обособленное подразделение юридического лица".
В статьях 13 (пункт 5 части 2), 18 (пункт 2 части 1) следует уточнить название "перечня", в который включаются банки и иные кредитные организации.
Необходимо учесть следующие замечания юридико-технического характера.
1. В тексте нормативного правового акта не должны присутствовать структурные единицы, не содержащие нормативных предписаний или дефиниций, поэтому преамбулу в данном законопроекте необходимо исключить.
2. Наименование глав, состоящих из нескольких строчек, необходимо оформить аналогично наименованию главы 6 законопроекта.
3. По структуре статей законопроекта.
Абзацы, начинающиеся с прописной буквы, следует либо нумеровать арабскими цифрами с точкой и считать частями статьи, либо "подтягивать" к первому абзацу (чтобы часть статьи имела только один абзац, начинающийся с прописной буквы). Иными словами, часть статьи должна строиться таким образом, чтобы она состояла из одного абзаца, начинающегося с прописной буквы. Это требование вытекает из необходимости не употреблять такие структурные единицы статьи законодательного акта, как абзацы. Абзацы не имеют обозначений, поэтому дополнение новыми абзацами или признание каких-то из них утратившими силу связано со значительными затруднениями юридико-технического характера, а также с затруднениями при составлении текущих редакций законодательного акта и при его применении.
Корректировки по структуре требуют следующие статьи представленного законопроекта: 4, 5, 7, 9, 11, 13, 14, 20, 24, 30, 32, 40 и 43. Также необходимо скорректировать ссылки, содержащиеся в статьях (текст законопроекта с правками прилагается).
4. В пункте 1 части 4 статьи 13 законопроекта слова "в статье 14" заменить словами "в части 1 статьи 14".
5. В пункте 1 части 10 статьи 23 законопроекта слова "в статье 24" заменить словами "в части 1 статьи 24".
6. По статье 43 законопроекта:
1) часть 1 изложить следующим образом:
1. Co дня вступления в силу настоящего Федерального закона существование особых и свободных экономических зон, за исключением указанных в части 2 настоящей статьи, созданных до его принятия, прекращается.
2) обращаем внимание, что в части 2 дается ссылка на Федеральный закон от 22 января 1996 года N 13-ФЗ "Об особой экономической зоне в Калининградской области", который проектом федерального закона N 169329-4 "Об особой экономической зоне в Калининградской области" предлагается признать утратившим силу.
7. В статье 44 законопроекта слова "месяца со дня" заменить словами "тридцати дней после дня".
Начальник управления |
Г.П. Ивлиев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.