Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по обороне от 16 июня 2005 г. N 66/2
на проект федерального закона N 174498-4
"О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы" (в части совершенствования социальных гарантий) - внесен Правительством Российской Федерации
Законопроект предполагает внесение изменений в Закон Российской Федерации "О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы" в части конкретизации и совершенствования установленной системы социальных гарантий для граждан, удостоенных звания Героя Советского Союза, Героя Российской Федерации, или являющихся полными кавалерами ордена Славы.
В отношении граждан, удостоенных звания Героя Советского Союза, Героя Российской Федерации, или являющихся полными кавалерами ордена Славы по состоянию на 31 декабря 2005 года, а также членов их семей предусматривается установить право, по их желанию, отказаться пожизненно от получения натуральных льгот без права вернуться к их получению в последующем и получать ежемесячную денежную компенсацию в размере 20 тыс. рублей. Указанная денежная компенсация подлежит ежегодной индексации.
В отношении Героев Российской Федерации, удостоенных этого звания после 31 декабря 2005 года, предлагается установить право только на получение ежемесячной денежной компенсации в размере 20 тыс. рублей. Возможности получения льгот в натуральном виде для указанной категории Героев не предусмотрено. У них также нет права выбора между пользованием льготами или получением ежемесячной денежной выплаты.
Представляется, что разделение Героев по объему предоставляемых социальных гарантий на тех, кто удостоен этого звания до 31 декабря 2005 года, и тех, кто удостоен его после 31 декабря 2005 года, не является социально справедливым, не обоснованно юридически, ошибочно с общественно-политической точки зрения.
Поскольку звания Героя Советского Союза, Героя Российской Федерации и полного кавалера ордена Славы являются высшими званиями, отмечающими особые заслуги граждан перед государством и народом, представляется необходимым сохранить единство их правового статуса, вне зависимости от времени присвоения таких званий.
Предусмотренное законопроектом ограничение права Героев на ежегодный выбор между пользованием натуральными льготами или получением ежемесячных денежных выплат представляется необоснованным, особенно с учетом того, что в настоящее время законодательно установлена возможностью ежегодного выбора между льготами и денежными выплатами в отношении всех категорий ветеранов и инвалидов.
Законопроект требует доработки в части уточнения ряда правовых норм. В частности, следует более четко изложить положения статьи 1.1 Закона в части перечня льгот, на которые Герои будут иметь право вне зависимости от получения ими денежной выплаты.
В положениях законопроекта о праве Героев, получающих ежемесячную денежную выплату, на первоочередное обслуживание в амбулаторно-поликлинических учреждениях, внеочередную госпитализацию, лечение в стационарах, госпиталях, больницах, первоочередное обеспечение лекарствами и путевками в санаторий, профилакторий или дом отдыха, внеочередную установку телефона и внеочередную установку вневедомственной охранной сигнализации необходимо указать, будут ли указанные льготы предоставляться бесплатно, как установлено статьей 4 Закона, или же за них необходимо платить.
Герои Советского Союза, Герои России, полные кавалеры ордена Славы, как правило, являются либо военнослужащими, либо участниками боевых действий, либо инвалидами, либо ветеранами, для которых законодательством предусмотрены меры социальной защиты, в том числе социальные льготы. В этой связи представляется целесообразным в законопроекте подтвердить право Героев на натуральные льготы, предусмотренные по иным законным основаниям, в случае их отказа от натуральных льгот, установленных Законом Российской Федерации "О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы" и переход на получение ежемесячной денежной выплаты.
На законопроект поступили отзывы из 2-х комитетов Государственной Думы - по делам ветеранов и по охране здоровья, а также из 2-х комитетов Совета Федерации - по обороне и безопасности и по вопросам местного самоуправления. Во всех них выражено согласие с концепцией законопроекта. В то же время высказано замечание о несогласии с разделением Героев в зависимости от времени присвоения такого звания.
В заключении Комитета Государственной Думы по делам ветеранов, кроме того, высказано сомнение в том, что денежная компенсация в размере 20 тыс. рублей является адекватной заменой натуральным льготам. Комитет по делам ветеранов полагает, что указанная компенсация должна быть существенно выше.
С учетом изложенного, Комитет по обороне поддерживает предложенную Правительством Российской Федерации концепцию законопроекта и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении при условии установления единого правового статуса для всех Героев, вне зависимости от времени присвоения такого звания, и предоставления им права на ежегодный выбор между пользованием натуральными льготами или получением ежемесячных денежных выплат.
Председатель Комитета |
В.М. Заварзин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.