Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 31.2 Федерального закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"
Необходимость разработки и принятия законопроекта вызвана следующими обстоятельствами.
Федеральным законом от 7 июля 2003 года N 111-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" и другие законодательные акты Российской Федерации" расширена категория несовершеннолетних, помещаемых в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел (далее - ЦВСНП).
Статьей 31.2 Федерального закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" установлено обязательное участие представителей ЦВСНП при рассмотрении в судах материалов о помещении несовершеннолетних в указанные центры.
Участие представителей других подразделений органов внутренних дел при рассмотрении в судах материалов о помещении несовершеннолетних в ЦВСНП законом не предусмотрено.
Вместе с тем, согласно подпункту 5) пункта 1 статьи 21 Федерального закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", в подготовке материалов в отношении несовершеннолетних для рассмотрения возможности их помещения в ЦВСНП участвуют подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел. Они же обеспечивают помещение задержанных несовершеннолетних правонарушителей в ЦВСНП.
В настоящее время в Российской Федерации в 72 субъектах функционирует 92 ЦВСНП штатной наполняемостью 3,4 тысячи человек.
За 2004 год по различным основания сотрудниками подразделений по делам несовершеннолетних в центры помещено 23 тысячи несовершеннолетних, сотрудниками других подразделений органов внутренних дел - 1,4 тысячи подростков.
В течение 2004 года представители ЦВСНП 13 тысяч раз принимали участие в судебных заседаниях при рассмотрении материалов о помещении несовершеннолетних в центры либо о продлении срока их содержания.
В ряде регионов Российской Федерации (республики Алтай и Коми, Архангельская и Амурская области, Ханты-Мансийский автономный округ) территориально суды значительно удалены от мест дислокации ЦВСНП.
Порой эти расстояния превышают 800 километров. Сотрудники центров должны преодолевать их для участия в судебных заседаниях, что связано со значительными затратами времени и средств.
При этом следует отметить, что в практической деятельности ЦВСНП нередки случаи, когда его представители должны одновременно ежедневно принимать участие в нескольких судебных заседаниях.
В первую очередь это относится к городам-миллионникам, где наблюдается большая миграция населения, в том числе детского.
Например, сотрудникам Московского ЦВСНП иногда приходится одновременно участвовать в 8 - 10 судебных заседаниях. При проведении специальных оперативно-профилактических мероприятий в течении дня сотрудники центра участвуют в 20 - 25 судебных заседаниях.
Согласно подпункту 3) пункта 1 статьи 22 Федерального закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" представители ЦВСНП обязаны сопровождать несовершеннолетних к месту их дальнейшего устройства и проживания, как в пределах, так и за пределами субъекта Российской Федерации.
Механизм транспортировки осуществляется сотрудниками ЦВСНП через транзитные ЦВСНП (в субъектах Российской Федерации функционирует всего 10 транзитных центров).
В течение 2004 года в транзитных центрах содержалось 5,5 тысяч несовершеннолетних жителей иного субъекта Российской Федерации, жителей государств - участников СНГ и стран Балтии.
С учетом ограниченной штатной численности сотрудников ЦВСНП, протяженности маршрутов перевозки, без ущерба для работы центров обеспечить надлежащим образом выполнение положений Федерального закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" в части обязательного присутствия представителей ЦВСНП в каждом судебном заседании при рассмотрении материалов в отношении несовершеннолетних технически невозможно.
Для решения проблемы предлагается дополнить пункт 2 статьи 31.2 Федерального закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" положением, согласно которому в судебных заседаниях при рассмотрении материалов в отношении несовершеннолетних могут участвовать как представители ЦВСНП, так и представители подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел.
В случаях принятия предлагаемых изменений в рассмотрении судами материалов о помещении несовершеннолетних в ЦВСНП смогут участвовать представители подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, а представители ЦВСНП будут участвовать в рассмотрении материалов о продлении сроков содержания несовершеннолетних в ЦВСНП в случаях, когда это необходимо для обеспечения дальнейшего устройства несовершеннолетнего.
Это позволит более оперативно решать вопросы, связанные с устройством несовершеннолетних, и положительно скажется на состоянии беспризорности и преступности в подростковой среде.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 31.2 Федерального закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"
Принятие федерального закона "О внесении изменения в статью 31.2 Федерального закона "Об основах системы профилактики и правонарушений несовершеннолетних" не потребует расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в статью 31.2 Федерального закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"
Принятие федерального закона "О внесении изменения в статью 31.2 Федерального закона "Об основах системы профилактики и правонарушений несовершеннолетних" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.