Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 14 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации"
Необходимость принятия данного проекта федерального закона обусловлена тем, что в связи с принятием в 2002 году нового Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" возникла неопределенность в правоприменительной практике относительно граждан, состоявших в российском гражданстве по рождению до принятия настоящего Федерального закона. Законодатель с принятием Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" не признал, лишил гражданства, перевел граждан РСФСР по рождению в категорию лиц без гражданства и определил порядок приобретения гражданства в упрощенном порядке.
В Конституции Российской Федерации, Федеральном законе "О гражданстве Российской Федерации", постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 16 мая 1996 года однозначно утверждается, что гражданин Российской Федерации не может быть лишен гражданства или права изменить его только по собственному свободному волеизъявлению.
В части седьмой статьи 4 Федерального закона отмечается, что наличие у лица гражданства Российской Федерации либо факт наличия у лица в прошлом гражданства СССР определяется на основании законодательных актов Российской Федерации, РСФСР или СССР, международных договоров Российской Федерации, РСФСР или СССР, действовавших на день наступления обстоятельств, с которыми связывается наличие у лица соответствующего гражданства.
Вместе с тем вышеуказанный Федеральный закон не учитывает, что Российская Федерация является правопреемником Российского государства, Российской республики, Российской Советской Федеративной Социалистической республики (РСФСР) и Союза Советских Социалистических Республик (СССР). В связи с этим институт российского гражданства должен быть соотнесен с принципом непрерывности (континуитета) российской государственности. В Федеральном законе "О гражданстве Российской Федерации" не прописан механизм реализации данного принципа (правила). Поэтому некоторые граждане пытаются решить вопросы своего гражданства в судебном порядке, а подавляющее большинство граждан РСФСР по рождению вынуждены повторно приобретать гражданство Российской Федерации.
В связи с тем, что вопросы приобретения (восстановления) гражданства Российской Федерации касаются судеб граждан бывшего Советского Союза, в том числе и проживающих в Свердловской области и прибывших для постоянного проживания на историческую Родину в Российскую Федерацию, необходимо внести соответствующие изменения в Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации".
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 14 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации"
При реализации положений проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 14 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" не потребуется привлечения дополнительных средств из федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 14 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 14 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия законов и иных нормативных актов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.