Заключение Правового Управления Аппарата Государственной Думы
от 13 мая 2005 г. N вн. 2.2-1/1500
по проекту федерального закона N 160191-4 "О государственной службе российского казачества", внесенному Президентом Российской Федерации
(первое чтение)
Изучив указанный проект федерального закона, Правовое управление сообщает.
1. Действующее законодательство Российской Федерации о государственной службе не относит казаков к числу граждан, которые осуществляют профессиональную служебную деятельность на должностях государственной гражданской службы, должностях военной службы либо должностях правоохранительной службы и не наделяет их статусом государственных гражданских служащих, военнослужащих либо сотрудников правоохранительных органов, тем более, что осуществление указанных видов государственной службы обусловлено членством в казачьей общине, являющейся некоммерческой организацией. Но на членов казачьей общины будет распространяться соответствующее законодательство о государственной службе в случае их поступления в установленном порядке на государственную гражданскую службу, военную либо правоохранительную службу, как и на любого гражданина Российской Федерации.
Кроме того, из приведенного в статье 2 проекта понятия "казачье общество" неясен правовой статус данной организации. Если проектом предлагается новая форма некоммерческой организации, то следует иметь в виду, что Федеральный закон "О некоммерческих организациях" не содержит такой организационно-правовой формы некоммерческой организации как "казачье общество". Но поскольку перечень возможных форм не является закрытым, в проекте необходимо определить порядок создания, реорганизации, ликвидации "казачьего общества", его права и обязанности, источники формирования имущества общества, порядок управления данным имуществом. Также необходимо определить компетенцию и порядок формирования органов управления данной организации. Если же речь идет не о новой форме некоммерческих организаций, то в проекте следовало бы указать, что "казачьи общества" могут создаваться в формах, предусмотренных гражданским законодательством Российской Федерации для некоммерческих организаций.
В проекте допускается смешение понятий "российское казачество" (граждане Российской Федерации, являющиеся членами казачьих обществ) и "казачье общество" (некоммерческая организация). В этой связи неясно, каким образом "российское казачество", т. е. граждане будут осуществлять полномочия, указанные в пунктах 1-3 части 4 статьи 5 проекта. Вместе с тем, пунктом 4 статьи 5 проекта предусматривается, что "российское казачество" может осуществлять иную деятельность на основе договоров "казачьих обществ" с органами военного управления, органами исполнительной власти и местного самоуправления. Представляется, что указанными в пунктах 1-3 части 4 статьи 5 проекта полномочиями должны наделяться "казачьи общества" как некоммерческие организации.
В пункте 3 статьи 2 проекта содержится определение понятия "государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации", под которым понимается перечень сведений о казачьих обществах. Порядок ведения такого государственного реестра определяется Президентом Российской Федерации (часть 7 статьи 5 проекта). В этой связи необходимо уточнить содержание данного понятия в части перечня сведений, которые должны включаться в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, а также целей ведения такого реестра.
2. Для сохранения структуры статьи 5 предлагаем абзац второй части 2 подтянуть к абзацу первому, либо считать его частью 3, а части 3-7 считать соответственно частями 4-8.
3. Обращаем внимание, что в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 14 июня 1994 года N 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" федеральные законы вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими федеральными законами не установлен иной срок вступления в силу.
Полагаем, что в данном случае нет оснований для отступления от общепринятого порядка вступления в силу федеральных законов, в связи с чем статья 7 настоящего законопроекта является излишней.
Заместитель начальника управления |
М.В. Деменков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.