Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
Необходимость принятия данного законопроекта вызвана тем, что Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", определяющий полномочия органов местного самоуправления, вступает в противоречие с другими действующими федеральными законами такими, как "Об увековечении памяти погибших при защите Отечества", "О вынужденных переселенцах", "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" и др., которые также определяют полномочия муниципалитетов.
Существенные проблемы с реализацией закона о местном самоуправлении, могут возникнуть и при перекройке границ муниципальных образований, разграничении имущества между существующими и вновь образованными муниципальными образованиями, определении имущества, необходимого для осуществления полномочий, переданных им поселениями, выборе статуса и способа избрания главы муниципального образования. В Бюджетном кодексе Российской Федерации и в Федеральном законе N 131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" также нет четких разъяснений относительно порядка и инструмента функционирования бюджетных процессов во вновь образуемых муниципальных образованиях (МО) с 01 января 2006 г. в случае, если их представительными органами не будут приняты местные бюджеты.
Представляется необходимым ликвидировать правовые препятствия, мешающие объединению бюджетных средств муниципальных образований различного уровня для решения общих задач таких, как содержание и строительство автомобильных дорог, мостов и иных транспортных сооружений. Указанная проблема осложняется неопределенностью статуса финансовых органов муниципальных образований, являющихся одновременно юридическими лицами и структурными подразделениями других юридических лиц - местных администраций.
Не решен вопрос о регистрации уставов муниципальных образований. Федеральный закон о местном самоуправлении предусматривает, что порядок регистрации устанавливается специальным федеральным законом. Однако этот закон до настоящего времени не принят. В результате, в Московской области, например, регистрация уставов муниципальных образований не осуществляется.
В правовом вакууме остались такие важные вопросы, как подбор квалифицированных кадров для многих небольших сельских муниципальных образованиях, порядок проведения конкурса на замещение должности главы местной администрации муниципального образования, наделение органов государственной власти субъектов федерации правом участвовать в формировании конкурсных комиссий муниципальных районов, городских округов и поселений в равных пропорциях с представительными органами, то есть - по 50 процентов.
Незначительный по времени опыт правоприменительной практики функционирования Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в Новосибирской области и Ставропольском крае продемонстрировал неготовность ряда субъектов Российской Федерации приступить к реализации реформы местного самоуправления в установленные сроки (01.01.2006 г.).
Перенесение срока вступления в силу Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" на более позднее время (01 июля 2008 г.) позволит привести в соответствие с ним ряд федеральных законов, даст возможность субъектам Российской Федерации более тщательной подготовки к осуществлению на практике реформы местного самоуправления, избежать негативных социально-политических последствий и не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон от 6 октября 2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" потребует внесения дополнительных изменений в законодательство Российской Федерации.
1. Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (с изм. и доп. от 27 сентября, 24 декабря 2002 г., 23 июня, 4 июля, 23 декабря 2003 г., 7 июня, 12, 22 августа, 11 декабря 2004 г.) (пункт 3 статьи 82).
2. Федеральный закон от 11 ноября 2003 г. N 139-ФЗ "О внесении дополнения в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменения и дополнения в статью 20 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", а также о признании утратившими силу актов законодательства Российской Федерации в части налогов и сборов" (с изм. и доп. от 29 июля 2004 г.) (пункт 3 статьи 4).
3. Федеральный закон от 29 июля 2004 г. N 95-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации о налогах и сборах" (пункты 2, 3 статьи 1).
4. Федеральный закон от 12 августа 2004 г. N 99-ФЗ "О внесении изменений в статью 82 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и в статью 84 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (статья 1).
5. Федеральный закон от 20 августа 2004 г. N 120-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений" (с изм. и доп. от 29 ноября 2004 г.) (пункт 2 статьи 2 - в части внесения изменений в статью 58 Налогового кодекса Российской Федерации).
6. Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с изм. и доп. от 29 ноября, 21, 29, 30 декабря 2004 г., 1 апреля 2005 г.) (пункты 1, 5, 10 статьи 154).
7. Федеральный закон от 22 октября 2004 г. N 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации" (пункты 2, 3, 4 статьи 31).
8. Федеральный закон от 29 ноября 2004 г. N 141-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" (пункт 17 части 2 статьи 2, пункт 6 статьи 8).
9. Федеральный закон от 28 декабря 2004 г. N 186-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (статья 1).
10. Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" (статьи 3, 5, 10, 17).
11. Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также с расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований" (пункты 2, 3 статьи 22).
12. Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (не вступил в силу) (статья 18, пункты 2, 3 статьи 19).
13. Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. N 211-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (пункты 2, 3 статьи 6).
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон от 6 октября 2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не потребует дополнительных финансовых затрат, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.