Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации"
Федеральным законом от 08.12.03 г. N 162-ФЗ внесены изменения и дополнения в Уголовный кодекс Российской Федерации, в том числе утратила силу ст. 265 "Оставление места дорожно-транспортного происшествия".
Ответственность за оставление водителем места дорожно-транспортного происшествия предусматривает только часть 2 статьи 12.27 КоАП РФ, максимальная санкция которой административный арест на срок до 15 суток.
Объективная сторона преступления, предусматривавшегося ст. 265 УК РФ, состояла в том, что лицо, управлявшее транспортным средством и нарушившее правила дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, оставило место дорожно-транспортного происшествия, не предприняв необходимых мер по устранению последствий: пострадавшим была необходима медицинская помощь; водитель имел возможность принять меры к оказанию такой помощи; наступили последствия, предусмотренные ст. 264 УК РФ - причинен тяжкий вред здоровью человека (ч.1), причинение тяжкого вреда здоровью человека повлекло его смерть (ч.2), причинение тяжкого вреда здоровью двум или более лицам повлекло их смерть (ч.3).
Поскольку в пояснительной записке к проекту федерального закона N 304898-3 "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации" не указано обоснование признания утратившей силу ст. 265, предполагается, что законодатель имел в виду, что водитель, оставивший без помощи пострадавшего от ДТП, находящегося в опасном для жизни или здоровья состоянии, которого он сам и поставил в это состояние, может быть привлечен к уголовной ответственности по ст. 125 УК РФ - оставление в опасности.
Такая точка зрения не является рациональной, поскольку для привлечения такого водителя к уголовной ответственности по ст. 125 УК РФ необходимо доказать, что пострадавший заведомо для водителя (т.е. он об этом осведомлен) находился в опасном для жизни или здоровья состоянии и был лишен возможности принять меры к самосохранению. При оставлении водителем места ДТП эту заведомость (осведомленность) доказать практически невозможно. В результате водитель остается безнаказанным.
Административная ответственность за оставление водителем места ДТП ничтожно мала и не соизмерима с последствиями, которые наступают в результате оставления места ДТП и неоказания помощи пострадавшему, который оказался бы жив или телесные повреждения, причиненные ему, оказались бы менее тяжкими.
В Сахалинской области в 2003 году совершено 155 преступлений, предусмотренных ст. 264 УК РФ, из которых по совокупности совершено 23 преступления, предусмотренные ст. 265 УК РФ.
В Российской Федерации за 9 месяцев 2003 года более 13 000 виновников скрылись с места ДТП, в результате этих аварий погибло 2 400 человек, почти 12 000 получили ранения.
Внесение дополнения в главу 27 раздела 9 Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации является необходимым и оправданным шагом к ужесточению ответственности в области безопасности движения.
Председатель |
В.И. Ефремов |
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации" потребует внесения изменений в Федеральный закон от 08.12.2003 года N 161-ФЗ "О приведении Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и других законодательных актов в соответствие с Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации" в части исключения пунктами 3, 9 статьи 1 в подсудности уголовных дел (ст.31) и подследственности (ст. 151) статьи 265 УК РФ.
Председатель |
В.И. Ефремов |
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации" не потребует дополнительных затрат за счет средств федерального бюджета и не приведет к сокращению его доходов.
Председатель |
В.И. Ефремов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.