Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон "О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения"
Досье на проект федерального закона
1. Согласно данным Федеральной службы по надзору на транспорте количество нарушений правил выполнения международных автомобильных перевозок иностранными перевозчиками, по-прежнему, остается на высоком уровне. При этом значительная часть приходится на нарушения порядка перевозок грузов по причине отсутствия или неправильного оформления разрешений на поездку. Так, за 2004 год было выявлено более 10 тысяч таких нарушений. Это касается правонарушений, связанных с отсутствием разрешений как на двусторонние перевозки, так и на перевозки в/из третьих стран.
При этом иностранный перевозчик за каждую такую поездку получает доход в сумме от 1 до 4 тыс. евро. В результате такой недобросовестной конкуренции российские автомобильные перевозчики, по экспертным оценкам, недополучают потенциальные доходы в размере, эквивалентном более 15 млн. долларов США в год.
Подобное положение, по нашему мнению, свидетельствует о том, что действующее в настоящее время в Российской Федерации законодательство не приводит к сокращению нарушений правил выполнения международных автомобильных перевозок иностранными перевозчиками.
Существующий уровень штрафных санкций, предусмотренных КоАП РФ, значительно ниже уровня санкций, применяемых в аналогичных случаях к перевозчикам в других странах.
Например, по имеющейся информации, в Италии за неправильное оформление перевозчиком бланка разрешения с нарушителя взимается штраф в размере порядка 5000 евро. В Бельгии размер санкций за отсутствие или неправильное оформление бланка разрешения может составлять до 10000 евро, причем эта сумма удваивается при повторном нарушении. В Португалии размер штрафа достигает 15000 евро, а в Чехии она составляет от 15000 до 23400 евро.
В то же время в России за аналогичное правонарушение взимается штраф в размере до 15 МРОТ (1500 рублей, что в настоящее время эквивалентно примерно 41,5 евро).
Такое же положение сложилось и в отношении правонарушений, связанных с так называемыми каботажными перевозками, то есть перевозками грузов и пассажиров транспортными средствами, зарегистрированными в иностранных государствах, между пунктами, расположенными на территории Российской Федерации.
Каботажные перевозки повсеместно запрещены. При этом, однако, размер штрафа за каботажные перевозки, например, в Польше, составляет около 4000 евро, тогда как в России предельный размер штрафа равен 15 МРОТ.
Такие символические санкции не останавливают потенциальных нарушителей, которые фактически заведомо включают их в возможные накладные расходы по перевозке, что не способствуют предотвращению упомянутых выше правонарушений на территории Российской Федерации.
Для изменения сложившейся ситуации в целях защиты российского рынка автотранспортных услуг полагаем целесообразным внести в установленном порядке изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП России), целью которых является повышение размера штрафов, налагаемых на иностранных нарушителей, до уровня, существующего в большинстве европейских стран.
Согласно пункту 3 статьи 3.5 КоАП России размер административного штрафа, налагаемого на граждан и исчисляемого исходя из минимального размера оплаты труда, не может превышать двадцать пять минимальных размеров оплаты труда. Эта норма не позволяет взимать штрафы в размере, делающем их эффективными, с водителей автотранспортных средств, в связи с чем представляется целесообразным взимать штрафы за описанные выше правонарушения как с водителей, так и с иностранных перевозчиков (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей), в отношении которых упомянутый пункт ограничивает размер административного штрафа одной тысячей минимальных размеров оплаты труда, тогда как предлагаемые настоящим проектом федерального закона размеры административных штрафов составляют от 450 до 500 минимальных размеров оплаты труда.
Таким образом, лицом, призванным нести основную ответственность за совершение правонарушений, предусмотренных статьями 11.26 и 11.29 КоАП России, является иностранный перевозчик. В связи с этим, была изменена диспозиция указанных статей, где говорится, в отличие от действующей редакции, не об использовании транспортных средств, а об осуществлении перевозки иностранным перевозчиком.
Не вполне логичной выглядит конструкция статей 11.26 и 11.29 КоАП России в действующей редакции.
Так, в части 1 статьи 11.26 КоАП России речь идет о санкциях за каботажные перевозки, а в части 2 - об ответственности за перевозки в/из третьих стран без разрешений.
В то же время, в статье 11.29 КоАП России, озаглавленной "Осуществление международных автомобильных перевозок без разрешений", говорится об ответственности за перевозки без разрешений, если такие разрешения обязательны.
Представляется, что содержание части 2 статьи 11.26 КоАП России по смыслу также относится к перевозкам без необходимых разрешений. В связи с этим, предлагается часть 2 статьи 11.26 перенести в статью 11.29. При этом диспозиция этой нормы изменена, с целью приведения ее содержания в соответствие с нормами, содержащимися в межправительственных соглашениях о международном автомобильном сообщении, заключенных Россией с иностранными государствами, а также в Федеральном законе от 24 июля 1998 г. N 127-ФЗ "О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения" (статья 5).
2. Действующая редакция Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 127-ФЗ "О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения" (п. 4 ст. 11) предоставляет право контролирующим органам при обнаружении нарушений иностранным автотранспортным средством положений международных соглашений или российского законодательства в области транспорта не допускать дальнейшее движение такого автотранспортного средства по территории России до устранения такого нарушения, однако это действует только в отношении нарушений, выявленных на Государственной границе Российской Федерации при въезде в Россию.
В то же время, большое количество нарушений выявляется при внутреннем транспортном контроле на территории Российской Федерации или в пунктах пропуска через Государственную границу при выезде с территории России. Однако в этом случае контролирующие органы имеют право только на составление протокола об административном правонарушении, и не уполномочены задерживать иностранное автотранспортное средство, на котором совершено правонарушение.
Учитывая, что в соответствии с предлагаемой редакцией статей 11.26 и 11.29 КоАП России административный штраф налагается не только на водителя, но и на иностранного перевозчика, отсутствие возможности задерживать транспортное средство нарушителя в России или при выезде с ее территории не позволит эффективно взимать такие штрафы.
В связи с этим, предлагается внести соответствующие изменения в статью 27.13 КоАП России, определяющую перечень случаев, когда может применяться задержание транспортного средства в качестве меры обеспечения по делу об административном правонарушении, а также в пункт 4 статьи 11 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 127-ФЗ "О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения".
Проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон "О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения" прилагается.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон "О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения"
По данным Федеральной службы по надзору на транспорте, только за 2004 г. было выявлено более 10000 нарушений, совершенных иностранными автомобильными перевозчиками на территории Российской Федерации, связанных с осуществлением перевозок без разрешений и каботажными перевозками.
При реализации предлагаемого проекта федерального закона сумма административных штрафов, взысканных с иностранных перевозчиков-нарушителей, может составить, при сохранении количества совершенных правонарушений:
50000 рублей (500 МРОТ) х 10000 = 500 000 000 рублей.
Таким образом, эффективное применение Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с учетом предлагаемых изменений может существенно увеличить доходы федерального бюджета.
Принятие данного федерального закона не повлечет за собой дополнительных расходов федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон "О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения"
Постановление Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2003 г. N 759 "Об утверждении Правил задержания транспортного средства, помещения его на стоянку, хранения, а также запрещения эксплуатации".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.