Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по аграрным вопросам от 1 февраля 2005 г.
по проекту федерального закона N 62998-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "О сельскохозяйственной кооперации" и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации", внесенном в доработанной редакции депутатами Государственной Думы Г.В. Куликом, В.П. Денисовым, В.В. Климовым, А.Н. Хайруллиным
Комитет Государственной Думы по аграрным вопросам рассмотрев проект федерального закона N 62998-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "О сельскохозяйственной кооперации" и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации", внесенный депутатами Государственной Думы Г.В. Куликом, В.П. Денисовым, В.В. Климовым и А.Н. Хайруллиным в доработанной редакции отмечает следующее.
Федеральным законом "О сельскохозяйственной кооперации" регулируется деятельность 413 перерабатывающих, 877 обслуживающих (в том числе - 307 кредитных) сельскохозяйственных потребительских кооперативов, а также 20754 производственных сельскохозяйственных кооперативов, что составляет почти половину от числа всех сельскохозяйственных организаций России.
Действующие сельскохозяйственные кооперативы во многом продолжают трансформироваться к условиям рыночных отношений, что требует соответствующей корректировки норм Федерального закона "О сельскохозяйственный# кооперации". Данным законопроектом предусматривается внесение изменений в указанный закон, направленных на обеспечение прав и законных интересов членов и ассоциированных членов кооператива.
В законопроекте уточняется: перечень видов сельскохозяйственных кооперативов; порядок принятия изменений в устав; перечень физических и юридических лиц, которые имеют право вступить в члены потребительского, в том числе кредитного, потребительского кооператива. Законопроектом определен порядок созыва и проведения собраний ассоциированных членов кооператива в целях избрания ими своих представителей для участия в общем собрании членов кооператива. Уточнен порядок переоформления членства в кооперативе в ассоциированное в случае учебы члена кооператива, его службы в Вооруженных Силах или пребывания на выборных должностях.
Законопроектом вводятся нормы, регламентирующие порядок выхода из кооператива путем передачи пая третьим лицам с тем, чтобы обеспечить преимущественное право приобретения передаваемого пая членами кооператива и не допустить разрушения кооператива путем скупки его паев третьими лицами. Устанавливается порядок наступления даты прекращения членства в случае выхода из кооператива. Законопроектом не допускаются выплаты выходящим из кооператива, ведущие к нарушению права остальных членов кооператива и ассоциированных членов кооператива на получение ими равноценного паевого взноса в случае их выхода из кооператива.
Значительное место в законопроекте отведено нормам, регулирующим порядок созыва и проведения годовых и внеочередных общих собраний членов кооператива и принятия ими решений с тем, чтобы реализовать право членов и ассоциированных членов кооператива на созыв таких собраний, формирование их повестки дня, участие в принятии решений и контроль за оформлением протоколов общих собраний. По особо важным вопросам предусматривается принятие решений с помощью бюллетеней для голосования.
Законопроектом конкретизируются функции наблюдательного совета кооператива и его председателя, а также функции аудиторских союзов сельхозяйственных кооперативов. В частности, в целях недопущения дублирования в наименованиях союзов предусматривается право субьектов Российскои Федерации своими законами или, при их отсутствии, постаномениями органов исполнительной власти устанавливать порядок выдачи разрешений на использование в наименованиях союзов слов "республиканский" или "краевой", или "областной". Аудиторская проверка деятельности кооператива согласно законопроекту может проводится по требованию и за счет любого члена и ассоциированного члена кооператива.
Законопроектом уточняется порядок отнесения имущества кооператива к паевому фонду и, если это предусмотрено уставом кооператива, к неделимым фондам. В целях недопущения экономического давления одного члена кооператива на кооператив в целом устанавливается, что предельный размер паевого взноса одного члена кооператива не должен превышать более чем в пять раз сумму среднего размера паевого взноса, приходящегося на одного члена кооператива. Минимальный размер обязательного паевого взноса в производственном кооперативе предусматривается в сумме не менее 1000 рублей. Законопроектом уточняется порядок распределения прибыли кооператива и погашения приращенных паев.
Законопроект содержит нормы, регулирующие: порядок заключения сделок кооператива; порядок и перечень документов, которые кооператив обязан хранить; порядок реорганизации кооператива; порядок членства в кредитном кооперативе и некоторые другие нормы. Предлагается признать утратившими силу некоторые положения законодательных актов Российской Федерации о сельскохозяйственной кооперации.
Комитет считает, что принятие и вступление в силу данного законопроекта конкретизирует действующее законодательство, способствует реализации законных прав членов и ассоциированных членов кооператива, улучшению правового и экономического положения кооперативов, а потому рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона N 62998-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "О сельскохозяйственной кооперации" и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации".
Председатель Комитета |
Г.В. Кулик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.