Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрание РФ от 27 января 2005 г. N вн.2.2.-1/192
по проекту федерального закона N 62998-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "О сельскохозяйственной кооперации" и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации", внесенному депутатами Государственной Думы Г.В. Куликом, В.П. Денисовым, В.В. Климовым, А.Н. Хайруллиным
(первое чтение)
По результатам повторной правовой экспертизы указанного законопроекта Правовое управление сообщает следующее.
Законопроект предусматривает заменить в абзаце восемнадцатом статьи 1 Федерального закона "О сельскохозяйственной кооперации" (далее - Федеральный закон) слова "паевых взносов" словом "средств". В этом абзаце содержится понятие неделимого фонда кооператива, который в соответствии с действующей редакцией Федерального закона формируется за счет паевых взносов членов кооператива и ассоциированных членов кооператива. Согласно предлагаемой законопроектом редакции абзаца восемнадцатого статьи 1 неделимый фонд будет формироваться за счет средств членов кооператива и ассоциированных членов кооператива. Данное положение законопроекта не согласуется с пунктом 1 статьи 107 и пунктом 1 статьи 116 Гражданского кодекса Российской Федерации, которые определяют, что кооперативом (производственным или потребительским) признается добровольное объединение граждан на основе членства для совместной деятельности, основанной на объединении его членами имущественных паевых взносов. В тексте рассматриваемого Федерального закона также применяется понятие "паевые взносы членов кооператива" (статья 11, пункт 3 статьи 15, статья 18 и другие). Поскольку в пояснительной записке к законопроекту отсутствует правовая аргументация целесообразности и обоснованности замены слов "паевых взносов" словом "средств", полагаем необходимо уточнить о каких средствах членов кооператива и ассоциированных членов кооператива идет речь.
Законопроектом предлагается пункт 4 статьи 16 Федерального закона дополнить предложением, согласно которому не допускается передача пая частями не членам кооператива. Данное положение противоречит положению абзаца второго пункта 3 статьи 111 Гражданского кодекса Российской Федерации, которым члену кооператива предоставлено право передачи части пая гражданину, не являющемуся членом производственного кооператива, с согласия кооператива. В связи с этим следует либо предлагаемое дополнение привести в соответствие с нормой Гражданского кодекса, либо соответствующее изменение внести в Гражданский кодекс.
Статья 31, посвященная аудиторским союзам, дополняется пунктом 9.1. в соответствии с которым разрешение на использование в наименовании аудиторского союза слов "республиканский" или "краевой" или "областной" дает соответствующий республиканский, краевой или областной орган исполнительной власти. Наименование органов исполнительной власти необходимо привести в соответствие с положениями Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6 октября 1999 года.
В пункте 6 статьи 34 второе предложение изложено в новой редакции, согласно которой резервный фонд кооператива используется для возврата паевых взносов выходящим из кооператива. Вместе с тем, исходя из первого предложения данного пункта, резервный фонд по своей сути является неделимым и, таким образом, исключает возможность выплаты из него паевых взносов.
Законопроектом предлагается установить минимальный размер обязательного паевого взноса в размере не менее 1000 рублей (пункт 3 статьи 35 Федерального закона). Это положение законопроекта не согласуется с пунктом 2 статьи 35 Федерального закона, в соответствии с которым размер обязательного паевого взноса устанавливается на собрании членов кооператива. Таким образом, допускается противоречие внутри одной нормы, которое должно быть устранено.
Законопроект предусматривает новую редакцию абзаца первого пункта 1 статьи 36 Федерального закона, согласно которой подлежит распределению прибыль кооператива, остающаяся после налогообложения. Данное положение законопроекта требует уточнения, поскольку в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (статья 50) в федеральный бюджет зачисляются не только налоги, но также сборы и пошлины. С учетом сказанного, предлагаем изложить абзац первый пункта 1 статьи 36 Федерального закона, указав, что подлежит распределению прибыль кооператива, остающаяся после уплаты налогов, сборов и обязательных платежей.
Законопроект предлагает расширить перечень источников формирования фонда финансовой взаимопомощи кредитного кооператива, указав в их числе средства субъектов Российской Федерации (пункт 2 статьи 40.1). Указанное положение законопроекта нуждается в уточнении. Статья 69 Бюджетного кодекса закрепляет формы расходов бюджетов, одной из которых является представление бюджетных кредитов юридическим лицам (в том числе налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и платежей и других обязательств). В этой связи необходимо указать, на какой основе могут передаваться средства субъектов Российской Федерации в фонд финансовой взаимопомощи кредитного кооператива.
Законопроект вносит изменение в перечень сделок, которые не вправе совершать кредитный кооператив, исключив из этого перечня операции на финансовых рынках (абзац четвертый пункта 7 статьи 40.1). Данное положение законопроекта не соответствует статье 19 Федерального закона от 7 августа 2001 года N 117-ФЗ "О кредитных потребительских кооперативах граждан", устанавливающей запрет кредитному потребительскому кооперативу граждан осуществлять операции на финансовых и фондовых рынках.
Замечания юридико-технического характера.
1. По статье 1 законопроекта:
в абзаце первом после слова "кооперации" необходимо поставить закрывающие кавычки:
в подпункте "б" пункта 1 законопроекта слово "словами" заменить словом "словом";
в связи с внесением многочисленных изменений в пункт 6 статьи 15 Федерального закона "О сельскохозяйственной кооперации" и в целях сохранения структуры статьи считаем необходимым изложить его в новой редакции, оформив пункт 8 следующим образом:
8) пункт 6 статьи 15 изложить в следующей редакции:
"6. ..................................................";
в абзаце первом подпункта "е" пункта 9 слова "5.1, 5.2 и 5.3" заменить цифрами "5.1 - 5.3.".
в пункте 10:
в конце подпункта "а" перед закрывающими кавычками точку необходимо снять;
в конце подпункта "б" перед закрывающими кавычками запятую необходимо снять;
в пункте 12:
в абзаце третьем слова "1) подпункт" заменить словом "подпункт";
в абзаце пятом слова "2) подпункт" заменить словом "подпункт";
в пункте 14:
в абзаце втором подпункта "а" слова "Статья 22." необходимо печатать полужирным шрифтом;
в абзаце первом подпункта "б" слово "пункт" заменить словом "пункты";
в абзаце первом подпункта "в" слова "в следующей редакции" заменить словами "следующего содержания";
в абзаце первом слова "вторым и третьем" необходимо исключить:
в абзаце втором слова "первым абзацем" заменить словами "абзацем первым";
в абзаце первом цифры "8, 9, 10 и 11" заменить цифрами "8 - 11";
абзац восьмой после слова "иных" дополнить словом "нормативных";
в абзаце втором подпункта "в" пункта 15 после цифр "12" запятую необходимо снять;
подпункт "г" пункта 23 изложить следующим образом:
г) первое предложение пункта 5 исключить:
в пункте 24:
в абзаце втором подпункта "а" слово "прибыль" заменить словом "Прибыль";
в абзаце третьем подпункта "б" слова "д) подпункт" заменить словом "подпункт";
в пункте 25:
обозначение подпунктов "а" - "г" с круглой скобкой необходимо снять;
в абзаце шестом слово "Либо" заменить словом "либо";
в конце подпункта "б" пункта 26 после точки необходимо поставить закрывающие кавычки и точку с запятой;
в пункте 30:
в абзацах шестом - девятом подпункта "а" буквенные обозначения с круглой скобкой необходимо снять;
в подпункте "б" слова "8.1, 8.2 и 8.3" заменить цифрами "8.1 - 8.3";
в пункте 31:
подпункт "а" необходимо изложить следующим образом:
а) наименование дополнить словами ", "сельский кооператив", "союз сельскохозяйственных кооперативов", "ассоциация сельскохозяйственных кооперативов", "союз сельских кооперативов", "ассоциация сельских кооперативов", "аудиторский союз"";
просим уточнить формулировку новой редакции пункта 2 статьи 45, поскольку Федеральный закон N 193-ФЗ вступил в силу 16 декабря 1995 года и не ясно, о каких "шести месяцах со дня вступления в силу настоящего Федерального закона" идет речь.
Если имеется в виду, юридические лица, имеющие в составе своего наименования слова, не отвечающие требованиям настоящего законопроекта, то пункт 31 следует оформить так, исключив из него подпункт "б";
31) наименование статьи 45 дополнить словами ", "сельский кооператив", "союз сельскохозяйственных кооперативов", "ассоциация сельскохозяйственных кооперативов", "союз сельских кооперативов", "ассоциация сельских кооперативов", "аудиторский союз"".
подпункт "б" пункта 31 статьи 1 законопроекта необходимо либо оформить отдельной новой статьей, либо дополнить имеющуюся статью 2 новой частью следующего содержания:
1. Юридическое лицо, имеющее в составе своего наименования слова "сельскохозяйственный кооператив", или "сельский кооператив", или "союз сельскохозяйственных кооперативов", или "ассоциация сельскохозяйственных кооперативов", или "союз сельских кооперативов", или "аудиторский союз", не отвечающее требованиям настоящего Федерального закона, обязано в течение шести месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона исключить из своего наименования указанные слова или привести свой статус в соответствие с Федеральным законом от 8 декабря 1995 года N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" (в редакции настоящего Федерального закона).
2. По статье 2 законопроекта:
в соответствии с Методическими рекомендациями по юридико-техннческому оформлению законопроектов статья должна подразделяться на части. Поэтому абзац второй части 1 необходимо пронумеровагь арабской цифрой с точкой и считать частью 2, оформив ее следующим образом:
2. Сельскохозяйственные кооперативы, союзы сельскохозяйственных кооперативов, не приведшие свои уставы в соответствие с нормами настоящего Федерального закона и Федерального закона "О сельскохозяйственной кооперации" в течение срока, указанного в части 1 настоящей статьи, подлежат ликвидации в судебном порядке ............................. прокурора.
часть 2 (о журнале "Вестник кооперации") необходимо исключить.
3. По статье 3 законопроекта:
пункт 1 необходимо изложить следующим образом:
1) пункт 2 (в части внесения изменения в подпункт 3 пункта 3 статьи 12), абзац второй пункта 8, абзац четвертый пункта 9, пункт 10 (в части внесения изменений в пункт 1 статьи 35), пункт 20 (в части внесения изменения в пункт 5 статьи 4) статьи 1 Федерального закона от 18 февраля 1999 года N 34-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О сельскохозяйственной кооперации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 8, ст. 973);
пункт 2 после слов "пункта 2." дополнить словами "абзац восемнадцатый пункта 11.".
Заместитель начальника управления |
М.Н. Ласточкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.