Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнений в статьи 146, 251 и 265 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
В течение последних двенадцати лет отрасль "Физическая культура и спорт" не получает достаточного финансирования, несмотря на признание важной роли физической культуры и спорта в развитии человека и общества. Многие спортивные сооружения или пришли в полную негодность, или используются не по назначению, что отрицательно влияет на здоровье населения, и, в первую очередь, детей. Доля здоровых школьников среди учащихся старших классов составляет только 10%.
Предлагаемые новые экономические механизмы, традиционно используемые в других государствах, позволяют частично компенсировать расходы на подготовку спортсменов, не прибегая к бюджетным средствам.
Одним из таких механизмов является направление на осуществление уставной деятельности физкультурно-спортивной организации средств, получаемых в качестве компенсационных выплат при переходах спортсменов из одной физкультурно-спортивной организации в другую. Этому посвящен пункт 1 статьи 1 настоящего проекта закона.
После введения в действие Налогового Кодекса РФ возникла настоятельная проблема законодательно определить место компенсационных выплат в системе налогообложения, поскольку налоговые органы Российской Федерации по-разному трактуют поступающие в виде компенсационных выплат суммы.
Целями получения компенсационных выплат являются возмещение физкультурно-спортивной организации, из которой выбыл спортсмен, части затрат на его профессиональную подготовку, обучение и повышение квалификации, а также финансирование подготовки новых спортсменов. На практике полученные в виде компенсационных выплат средства расходуются прежде всего на обеспечение деятельности детско-юношеских спортивных школ. Основная часть детей и юношей, занимающихся в ДЮСШ, никогда не станет профессиональными спортсменами, но будет придерживаться здорового образа жизни.
Анализируя характер отношений, возникающих при переходах спортсменов и выплате в связи с этим денежных компенсаций, следует отметить, что эти выплаты не могут рассматриваться как выручка от реализации товаров (работ, услуг), поскольку при переходах спортсменов из одной физкультурно-спортивной организации в другую, не совершается операций по продаже товара (спортсмена), так как ни сам спортсмен, ни его профессиональные способности и навыки не являются товаром. Не обладает физкультурно-спортивная организация по отношению к спортсмену и какими-либо имущественными правами. Отношения спортсмена и физкультурно-спортивной организации основаны на трудовом законодательстве Российской Федерации. Таким образом, при переходах спортсменов у физкультурно-спортивной организации не должно возникать обязанности по уплате налога на добавленную стоимость.
Пункты 2 и 3 статьи 1 настоящего проекта закона особенно важны для выживания детско-юношеских спортивных школ (ДЮСШ). Проблемы финансирования этих школ все последние годы обсуждаются при подготовке проекта законов о федеральном бюджете и бюджете Фонда социального страхования, и до сих пор не решены. Существует реальная опасность закрытия в сентябре 2004 года 290 ДЮСШ профсоюзов, в которых занимается 150 тыс. учащихся. Профсоюзами уже разосланы соответствующие предупреждения.
Представляется целесообразным введение нормы, которая позволила бы расходы, осуществляемые налогоплательщиком в виде средств, направленных на цели, обеспечивающие создание и содержание детско-юношеских спортивных школ, исключить из налогооблагаемой базы. Такие меры позволят привлечь дополнительные средства для развития физической культуры и спорта, что позволит частично решить проблемы выживания ДЮСШ.
Предлагаемые настоящим законопроектом изменения и дополнения в часть вторую Налогового кодекса РФ не нарушают общей идеологии налогового законодательства и отвечают направлению социальной политики Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование, прилагаемое к законопроекту, позволяет объективно оценить целесообразность предлагаемых изменений в Налоговый кодекс РФ.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений и дополнений в статьи 146, 251 и 265 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
В связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений и дополнений в статьи 146, 251 и 265 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" потребуется внесение изменений и дополнений в отдельные нормативные правовые акты, принятые в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменений и дополнений в статьи 146, 251 и 265 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Финансово-экономическое обоснование выполнено на основании данных, представленных Федерацией хоккея России и Федерацией футбола России. В расчетах учитывалось среднее число переходов спортсменов в год и примерный размер компенсационной выплаты за одного спортсмена.
В хоккее компенсационные выплаты составляют примерно 170 млн. руб. в год, в футболе - 310 млн. руб. в год. В других видах спорта сумма компенсационных выплат составляет примерно 40% от суммы компенсационных выплат в хоккее и футболе, т.е. примерно 200 млн. руб. в год.
Таким образом, сумма компенсационных выплат за переходы спортсменов составляет в год примерно 680 млн. руб. в год.
Соответственно сумма взимаемого налога на добавленную стоимость составляет 125 млн. руб. в год.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.