Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы
Федерального Собрания РФ от 30 мая 2005 г. N вн 2.2-1/1709
по проекту федерального закона N 169612-4 "О внесении изменений в закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации", внесенному Государственным Советом Республики Татарстан
(первое чтение)
Законопроектом вносятся изменения в статьи 4.1 и 32.3 Закона Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации", направленные на уточнение требований к наименованию субъекта страхового дела - юридического лица. В этой связи необходимо обратить внимание на следующее.
Согласно статье 54 Гражданского кодекса Российской Федерации наименование юридического лица состоит из указания на его организационно-правовую форму и собственно наименование. Проектом вносятся изменения, согласно которым субъект страхового дела - юридическое лицо не вправе использовать полное или краткое наименование (фирменное наименование), повторяющее полностью наименование (фирменное наименование) другого субъекта страхового дела. Указанное положение не распространяется на дочерние и зависимые общества субъекта страхового дела.
В этой связи следует отметить, что возможна ситуация, когда наименование (фирменное наименование) одного субъекта страхового дела не имеет иных отличий от наименования (фирменного наименования) другого субъекта страхового дела кроме указания на иную организационно-правовую форму. Однако согласно предлагаемым проектом изменениям это будет допустимым, так как в данном случае нет полного повторения наименования (фирменного наименования), что является неправомерным, поскольку такая ситуация может использоваться в целях недобросовестной конкуренции, а также нарушать исключительное право использования юридическим лицом своего фирменного наименования, подлежащее защите в соответствии с пунктом 4 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации. В связи изложенным, представляется, что положения запрещающие использование повторяющихся наименований страховых организаций должны распространяться на указание осуществляющего вида деятельности (см. абзац первый пункта 3 статьи 4.1 рассматриваемого Федерального закона).
Вместе с тем следует отметить, что законопроект нуждается в доработке с учетом требований Методических рекомендаций по юридико-техническому оформлению законопроектов, рекомендованных Советом Государственной Думы для использования при осуществлении законопроектной деятельности (выписка из протокола N 187 от 20 ноября 2003 года).
Так, слова "Российская Федерация", указанные после номера законопроекта, и реквизиты о принятии и одобрении федерального закона, указанные после наименования законопроекта, необходимо исключить.
Наименование законопроекта печатается полужирным шрифтом.
Статью 1 законопроекта следует оформить следующим образом:
Статья 1
Внести в Закон Российской Федерации от 27 ноября 1992 года N 4015-I "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 2, ст. 56; Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 50, ст. 4858; 2005, N 10, ст. 760) следующие изменения:
1) в абзаце втором пункта 3 статьи 4.1 слова "частично или" исключить;
2) в подпункте 1 пункта 1 статьи 32.3 слова " частично или" исключить.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 14 июня 1994 года N 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" федеральные законы вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими федеральными законами не установлен иной срок вступления в силу.
Полагаем, что в данном случае нет оснований для отступления от общепринятого порядка вступления в силу, в связи с чем статья 2 настоящего законопроекта является излишней. В случае принятия данного замечания обозначение статьи 1 необходимо будет снять.
Следует обратить внимание, что группой депутатов Государственной Думы внесен проект федерального закона N 166085-4 аналогичного содержания. В связи с этим указанный законопроект N 166085-4 и законопроект представленный на правовую экспертизу должны рассматриваться как альтернативные в порядке, установленном статьей 119 Регламента Государственной Думы.
Заместитель начальника управления |
М.Н. Ласточкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.