Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 7 июня 2005 г. N КГ-А40/4598-05-П
(извлечение)
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Санкт-Петербургский государственный университет кино и телевидения" (далее - ФГОУ ВПО "СПбТУКиТ") обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании недействительным распоряжения Министерства имущественных отношений Российской Федерации (далее - Минимущество России) от 21.05.03 N 2190-р "О дальнейшем использовании помещений в здании, расположенном по адресу: г. Москва, Ленинградский пр-т, д. 47, стр. 5".
В обоснование заявленных требований ФГОУ ВПО "СПбГУКиТ" ссылается на несоответствие оспариваемого распоряжения закону, а именно статьям 296, 299 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также на нарушение оспариваемым ненормативным актом прав и охраняемых законом интересов заявителя, которому спорный объект недвижимости передан на праве оперативного управления для осуществления уставной деятельности.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечено Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации (далее - Минэкономразвития России).
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 28.04.04, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 12.07.04, в удовлетворении заявленных требований отказано. При этом суды обеих инстанций исходили из того, что у заявителя отсутствует зарегистрированное право оперативного управления на спорные нежилые помещения; Минимущество России распорядилось недвижимым имуществом в рамках предоставленных ему полномочий по управлению федеральной собственностью, изъяв неиспользуемые помещения и передав их по своему усмотрению. Кроме того, суды пришли к выводу о пропуске ФГОУ ВПО "СПбГУКиТ" трехмесячного срока, установленного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для подачи заявления о признании ненормативного правового акта недействительным.
Постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа от 28.10.04 принятые по делу судебные акты отменены; дело передано на новое рассмотрение в первую инстанцию арбитражного суда. При этом судом кассационной инстанции указано на необходимость исследования вопроса ведомственной принадлежности спорных нежилых помещений до их передачи на праве оперативного управления ФГОУ ВПО "СПбГУКиТ", а также определения состояния недвижимого имущества в момент его изъятия.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 28.12.04 в удовлетворении заявленных требований отказано. При этом суд первой инстанции пришел к выводам, аналогичным изложенным в решении от 28.04.04.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 10.03.05 принятое по делу решение отменено; распоряжение Минимущества России от 21.05.03 N 2190-р "О дальнейшем использовании помещений в здании, расположенном по адресу: г. Москва, Ленинградский пр-т, д. 47, стр. 5" признано недействительным как несоответствующее положениям статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 39 Закона Российской Федерации от 10.07.92 N 3266-1 "Об образовании", статьи 27 Федерального закона от 22.08.96 N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" и нарушающее права и законные интересы заявителя.
На принятое по делу постановление Девятого арбитражного апелляционного суда Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом (правопреемник Минимущества России) подана кассационная жалоба, в которой заявитель просит судебный акт отменить как принятый с нарушением норм материального и процессуального права, а также в связи с несоответствием выводов, содержащихся в обжалуемом постановлении, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
По мнению заявителя кассационной жалобы, Минимущество России в соответствии с возложенными на него задачами, в процессе проведения мероприятий по контролю за использованием федерального имущества установив, что закрепленное за ФГОУ ВПО "СПбГУКиТ" недвижимое имущество образовательным учреждением не используется, приняло правомерное решение об изъятии нежилых помещений.
Росимущество полагает, что оспариваемое распоряжение принято в соответствии с действующим законодательством, надлежащим органом государственной власти, наделенным полномочиями собственника в отношении федерального имущества, и не нарушает прав и охраняемых законом интересов заявителя.
В судебном заседании представитель заявителя и третьего лица доводы кассационной жалобы поддержал, представители ФГОУ ВПО "СПбГУКиТ" возражали против ее удовлетворения, считая, что суд апелляционной инстанции полностью выяснил и оценил фактические обстоятельства и принял законное и обоснованное постановление.
Арбитражный суд кассационной инстанции, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность принятого по делу постановления, изучив материалы дела, выслушав явившихся представителей лиц, участвующих в деле, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на нее, не находит оснований для ее удовлетворения.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, расположенные по адресу: г. Москва, Ленинградский пр-т, д. 47, стр. 5 (2 и 3 этажи), спорные помещения, относящиеся к объектам федеральной собственности, были закреплены на праве оперативного управления за ФГОУ ВПО "СПбГУКиТ" на основании распоряжения Министерства государственного имущества Российской Федерации от 24.03.00 N 402-р.
Указанное недвижимое имущество передано от Государственного унитарного предприятия "Опытное производство научно-исследовательского кинофотоинститута" при Государственном комитете Российской Федерации по кинематографии по акту приемки-передачи основных средств от 31.03.03 N 5, при этом в соответствии с актом инвентаризации строения N 5 по адресу: г. Москва, Ленинградский пр-т, д. 47 здание в момент передачи находилось в состоянии, требующем капительного ремонта, в том числе наружные стены здания разрушены, кровля и чердачные перекрытия сгорели и т.д.
При проверке порядка использования федерального недвижимого имущества, расположенного по адресу: г. Москва, Ленинградский пр-т, д. 47, стр. 5, установлено частичное уничтожение здания и факт неиспользования здания для осуществления уставной деятельности, о чем составлен акт от 25.04.03.
По результатам проведенной проверки Минимуществом России принято оспариваемое по настоящему делу распоряжение от 21.05.03 N 2190-р "О дальнейшем использовании помещений в здании, расположенном по адресу, г. Москва, Ленинградский пр-т, д. 47, стр. 5", в соответствии с которым неиспользуемые ФГОУ ВПО "СПбГУКиТ" помещения изъяты из его оперативного управления; недвижимое имущество передано в оперативное управление Минэкономразвитию России.
Полно и всесторонне исследовав имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о том, что оспариваемое распоряжение не соответствует требованиям закона, принято Минимуществом России с превышением полномочий, нарушает право ФГОУ ВПО "СПбГУКиТ" на пользование спорным зданием.
Принимая решение об изъятии нежилых помещений, Минимущество России нарушило требования статей 296, 299 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми право оперативного управления имуществом прекращается по основаниям и в порядке, предусмотренным настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника. Собственник имущества, закрепленного за казенным предприятием или учреждением, вправе изъять излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению.
В силу положений статьи 27 Федерального закона от 22.08.96 N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" полномочия собственников по распоряжению государственным имуществом системы высшего и послевузовского профессионального образования в отношении объектов федеральной собственности закрепляются за федеральным (центральным) органом управления высшим профессиональным образованием, осуществляющим эти полномочия совместно с федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся высшие учебные заведения.
В соответствии с Уставом ФГОУ ВПО "СПбТУКиТ" является федеральным государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.00 N 453 университет находится в ведении Министерства культуры Российской Федерации.
Согласно пункту 1.2 Устава учредителем университета является Правительство Российской Федерации. Полномочия учредителя осуществляет Министерство культуры Российской Федерации.
Согласно пункту 52 статьи 5 постановления Правительства Российской Федерации от 24.03.00 N 258 "Об утверждении положения о Министерстве образования Российской Федерации" Министерство образования Российской Федерации согласовывает в установленном порядке с федеральным органом по управлению государственным имуществом вопросы распоряжения федеральным имуществом в системе высшего и послевузовского профессионального образования.
В силу пункта 57 статьи 5 постановления Правительства Российской Федерации от 06.06.97 N 679 "Об утверждении положения о Министерстве культуры Российской Федерации" одной из основных задач Министерства культуры Российской Федерации является осуществление в пределах предоставленных полномочий управления подведомственными организациями, проведение документальных ревизий и проверка производственной и финансово-хозяйственной деятельности, осуществление контроля за расходованием выделяемых им средств федерального бюджета и эффективностью использования находящегося в их оперативном управлении или на праве хозяйственного ведения государственного имущества, относящегося к федеральной собственности.
При таких обстоятельствах судом апелляционной инстанции сделан правомерный вывод о том, что учредитель образовательного учреждения высшего профессионального образования - Правительство Российской Федерации закрепило за ФГОУ ВПО "СПбТУКиТ" спорное недвижимое имущество на праве оперативного управления, а полномочия собственника в системе высшего образования в отношении объектов федеральной собственности переданы Министерству образования Российской Федерации. Кроме того, Министерство культуры Российской Федерации наделено полномочиями по контролю за эффективностью использования находящегося в их оперативном управлении или на праве хозяйственного ведения государственного имущества, относящегося к федеральной собственности.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что Минимущество России, изымая спорное недвижимое без согласования с Министерством образования Российской Федерации и Министерством культуры Российской Федерации, превысило полномочия, предоставленные ему законом.
Правильно применив нормы материального права, суд апелляционной инстанции правомерно исходил из того, что оспариваемый акт нарушает права и законные интересы заявителя, незаконно лишенного права пользования переданным ему имуществом. При этом судом учтено то обстоятельство, что неиспользование на момент проведения проверки переданного в оперативное управление имущества было связано с объективными причинами, а именно разрушением здания и необходимостью проведения работ по его реконструкции, на подготовку к которой были направлены определенные усилия, а именно, утвержден проект реконструкции, заключен договор о передаче функций государственного заказчика, заключен договор подряда, произведен демонтаж разрушенных конструкций.
Таким образом, основания, предусмотренные законом для изъятия имущества у учреждения по решению собственника, отсутствовали. При издании оспариваемого распоряжения не был соблюден установленный порядок изъятия имущества, так как акт проверки Министерству образования Российской Федерации и Министерству культуры Российской Федерации не направлялся, решение об изъятии нежилых помещений с ними не согласовывалось.
Доводы кассационной жалобы признаются судом кассационной инстанции необоснованными и отклоняются как опровергающиеся материалами дела и направленные на переоценку собранных по делу доказательств, что в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия кассационной инстанции.
Таким образом, фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом апелляционной инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств и судебный акт принят при правильном применении норм материального и процессуального права.
Учитывая изложенное, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятого по делу постановления суда апелляционной инстанции, предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст.ст. 274, 284, п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 10 марта 2005 г. N 09АП-1628/04-АК оставить без изменения, а кассационную жалобу Федерального агентства по управлению федеральным имуществом - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 7 июня 2005 г. N КГ-А40/4598-05-П
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании