Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 2. Справочная информация о политической и правовой системе
Общая характеристика политической системы. Российская Федерация - величайшая страна мира. Она охватывает 11 часовых поясов, граничит с 14 странами и включает 88 регионов, 21 из которых являются республиками, образованными по этническому признаку. Территория России составляет около 17 075 400 км, население - 145 000 000 человек. С точки зрения международного права она считается преемницей бывшего Советского Союза (СССР), распущенного 31 декабря 1991 г. Последние выборы в Думу (нижняя палата парламента страны) состоялись 7 декабря 2003 г. и окончились беспрецедентной победой партии "Единая Россия", объединяющей сторонников Путина. В ходе выборов избирались 450 депутатов сроком на четыре года. Половина депутатов избирались от одномандатных избирательных округов в одном туре голосования по системе, при которой побеждает кандидат, набравший наибольшее число голосов. Остальные 225 мест были распределены на пропорциональной основе по закрытым спискам, представленным политическими партиями или блоками, набравшими более 5% поданных и признанных действительными голосов (включая голоса, поданные "против всех") в ходе голосования по единому федеральному избирательному округу*(2). По мнению Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), выборы были "хорошо организованы, но не отвечали многим международным нормам", поскольку недостаточная степень независимости средств массовой информации не позволила избирателям сделать обоснованный выбор на базе сбалансированного освещения выборов*(3).
Владимир Путин официально избран Президентом 26 марта 2000 г., а через четыре года -14 марта 2004 г. - переизбран подавляющим большинством голосов на второй срок. Международная миссия ОБСЕ по наблюдению за выборами (в составе которой 340 наблюдателей из 39 стран) отметила высокий уровень участия избирателей, спокойную атмосферу на выборах и устойчиво высокие рейтинги одобрения населением деятельности нынешнего Президента, зафиксированные до выборов. Вместе с тем, по мнению ОБСЕ, выборам все же "не хватало элементов подлинно демократической состязательности". В частности, Организация полагала, что в изложении новостей и освещении избирательной кампании подконтрольные государству средства массовой информации обнаруживали явную пристрастность в пользу нынешнего Президента. Были подвергнуты критике неспособность властей принять достаточные меры для устранения этой необъективности и несоблюдение тайны голосования. Кристиан Штрохаль, директор ОБСЕ, вновь повторил призыв Совета Европы к преобразованию подконтрольных государству средств массовой информации в независимые общественные средства массовой информации*(4):
Эпоха Путина: с 2000 г. и по настоящее время. Избрание на пост Президента Владимира Путина в 2000 г. сопровождалось публичным выражением приверженности идее дальнейшего реформирования судебной системы в целях формирования независимой, но подотчетной судебной власти. По заявлению Президента Путина "независимый и беспристрастный суд - это правовая защищенность [sic] граждан. Это главное условие развития здоровой, конкурентоспособной экономики. Наконец, это уважение к самому государству и вера в действенность права и справедливости"*(5). Президент также заявлял о необходимости обеспечения "максимально полного осуществления принципа независимости судей", добавляя, что "это не какая-то почетная привилегия, а условие способности судебной системы выполнять свои конституционные функции в рамках системы разделения властей"*(6).
При В. Путине принят ряд новых мер, влияющих на положение судебной власти и работу судов. К числу наиболее существенных изменений относятся расширение применения института присяжных заседателей и системы мировых судов, принятие нового Гражданского, Арбитражного и Уголовно-процессуального кодексов (последний из которых предусматривает расширение полномочий судов), а также президентской программы "Развитие судебной системы России" на 2002-2006 годы. Прослеживалась общая тенденция в направлении обеспечения независимости судебной власти. Однако наряду с этим имели место некоторые изменения, которые ограничили права, предоставленные судам в 90-е годы.
По мнению некоторых участников бесед, необходимость этих изменений была обусловлена тем, что в начальный период реформ судебной власти были даны слишком широкие полномочия, а это привело к отсутствию гласности и создало возможности для коррупции. Но были и такие, кто считал, что различные группы влияния стремились в то время установить контроль над судебной властью, особенно в тех случаях, когда речь шла о крупных политических и экономических интересах. События, имевшие место в тот период и их последствия с точки зрения независимости судебной власти будут рассмотрены ниже.
События в Чечне, хотя они и выходят за рамки настоящего доклада, упоминаются с целью рассматривать законодательные мероприятия и события политической жизни этого периода в надлежащем контексте. Действия правительства в Чечне отразили изменение баланса между интересами защиты гражданских свобод и обеспечения государственной безопасности, которое имело место в ряде стран после сентября 2001 г.
После теракта чеченских сепаратистов в Беслане в сентябре 2004 г., приведшего к многочисленным жертвам, Президент Путин провел закон, позволяющий Кремлю влиять на выборы региональных губернаторов. Именно тогда были выдвинуты предложения относительно состава квалификационных коллегий, которые стали предметом миссии IBA. Представляется, что вопросы внутренней безопасности стали фактором, породившим стремление к усилению контроля над судебной властью:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.