"1С:Предприятие 8.0" на Сызранском автоагрегатном заводе
ОАО "Сызранский Автоагрегатный Завод" занимается производством механических и электрических стеклоподъемников, противосолнечных козырьков, деталей для автомобильных сидений, закладной арматуры и бруса безопасности двери для автомобилей марки ВАЗ и "Шеви-Нива". В состав предприятия входят пять цехов основного производства, ремонтно-механический и транспортный цеха вспомогательного производства.
Основным потребителем продукции завода является "АвтоВАЗ". Однако в настоящее время руководство в качестве одного из основных элементов стратегии развития завода рассматривает выход на рынок совместных предприятий по сборке автомобилей "Форд" и "Киа". Понимая, что работа с такими требовательными клиентами требует высокого качества продукции, а также обеспечения бесперебойных поставок, оно приняло решение о начале работ по комплексной автоматизации системы управления предприятием.
В качестве подрядчика была выбрана компания "Байт" (1С:Франчайзи, Центр компетенции по производству, г. Самара), что было обусловлено большим опытом специалистов компании в области автоматизации предприятий машиностроительной отрасли, а также наличием у нее сызранского филиала, способного сопровождать автоматизированную систему в дальнейшем.
На первом этапе проекта была проведена организационно-управленческая диагностика предприятия, в ходе которой были выделены наиболее важные задачи автоматизации, произведена оценка способов, сроков и стоимости решения каждой выделенной задачи. Была также выполнена оценка сроков и стоимости технического обеспечения проекта. В качестве базовой платформы специалисты компании "Байт" решили использовать систему программ "1С:Предприятие 8.0", так как она обладает более высокой производительностью по сравнению с "1С:Предприятием 7.7", а также широкими возможностями встроенного языка и настройки.
В качестве первоочередных задач автоматизации были выделены "Управление технологической информацией", "Оперативный складской и производственный учет", "Расчет фактической себестоимости", "Управление транспортными средствами" и "Сводное производственное планирование".
При разработке автоматизированной системы была использована собственная разработка компании "Байт" в области автоматизации машиностроительных предприятий - конфигурация "Машиностроительный модуль" системы программ "1С:Предприятие".
В процессе разработки технического задания специалисты компании впервые в полном объеме использовали другую собственную разработку - программный продукт "Business Studio". Концепция данного продукта была выработана при выполнении крупных процессов автоматизации. В процессе реализации проектов для формирования моделей деятельности предприятий, описания регламентов процедур и требований к функциональным возможностям системы применялись различные программные средства. Это приводило к увеличению сроков работ и постоянному переносу данных из одной программы в другую. Программа "Business Studio" представляет собой единый депозитарий всех объектов, субъектов и процессов, задействованных в деятельности предприятия. В программе поддерживаются основные нотации бизнес-моделирования. Для получения необходимых данных в удобном для пользователя формате используется гибкий построитель отчетов.
На этапе разработки технического задания была разработана модель производственной деятельности предприятия, описаны регламенты оперативного складского и производственного учета, формализованы требования к функциональным возможностям автоматизированной системы. К ее особенностям можно отнести:
использование нескольких спецификаций на одно изделие;
применение аналогов;
обязательное визирование с помощью электронной подписи всех документов складского и производственного учета;
учет материалов и продукции в разрезе качественных характеристик;
списание товарно-материальных ценностей (ТМЦ) по методу FIFO;
учет движений ТМЦ и выпуска продукции по фактической себестоимости;
укрупненное планирование продаж, производства и закупок;
учет работы автотранспорта предприятия;
обмен данными с системой бухгалтерского учета.
В процессе внедрения при наполнении информационной базы технологической и нормативной информацией, прежде всего до заполнения справочников и ввода всех спецификаций, требовалось навести порядок в информации. Необходимо было выполнить удаление дубликатов, сделать выверку спецификаций, кодирования и классификации ТМЦ. Для решения этих задач на предприятии были выделены несколько специалистов из службы главного технолога, которые успешно справились с поставленной задачей за два месяца.
Предприятие готовится к сертификации по стандарту ИСО 9000, поэтому в системе были учтены требования ИСО в части прозрачности учета материалов и готовой продукции. Для этого предусмотрены ведение учета в разрезе качественных характеристик и партионный учет с методом списания FIFO.
Использование во всех документах электронных виз способствовало повышению достоверности вводимой в систему информации, а также ответственности сотрудников за работу в системе.
Концепция взаимодействия оперативного и бухгалтерского учета предусматривала разделение как самих контуров учета, так и информационных баз. В рамках данной концепции ведение бухгалтерского учета было реализовано на основе программного продукта "1С: Бухгалтерия 8.0". Такой подход обеспечивает независимое сопровождение и обновление обеих конфигураций, а также необходимую гибкость в настройке соответствия движений оперативного учета бухгалтерским проводкам для обмена данными. Косвенные затраты предприятия, собранные в системе бухгалтерского учета, передаются в систему оперативного учета, в которой происходит расчет полной фактической себестоимости единицы изделия. После расчета сводные движения по материальным и затратным счетам передаются обратно в систему бухгалтерского учета.
На первом этапе внедрения системы использовался контур сводного производственного планирования, позволяющий контролировать соответствие фактического выполнения плана продаж, производства и закупок плановым показателям. Автоматический расчет плана закупок на основании плана производства и спецификаций изделий обеспечил повышение точности планирования закупок и сокращение запасов на складах предприятия. В ближайшем будущем руководство предприятия планирует развивать систему в сторону календарного и сменного планирования.
Реализация проекта автоматизации была начата осенью 2004 г. Результаты работы предприятия в I квартале 2005 г. были сведены уже в новой системе. Система охватила более 50 рабочих мест, многие из которых находятся на складах и в цехах, в местах первичного ввода информации. Скоро планируется организация автоматизированных рабочих мест во всех неохваченных цехах предприятия.
С внедрением системы руководство и службы предприятия получили оперативный доступ к информации о складских и цеховых запасах, выпуске продукции, себестоимости изделий. В настоящее время работы по проекту автоматизации завершаются и система передается на сопровождение сызранскому филиалу компании "Байт".
И. Воронцов,
1С:Франчайзи компания "Байт", г. Самара
Контактный телефон (8462) 76-45-88
"Финансовая газета", N 31, август 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета"
Учредители: Министерство Финансов Российской Федерации, Главная редакция международного журнала "Проблемы теории и практики управления"
Газета зарегистрирована в Госкомпечати СССР 9 августа 1990 г.
Регистрационное свидетельство N 48
Издается с июля 1991 г.
Индексы 50146, 32232
Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3
Телефон +7 (499) 166 03 71