Приемка товаров по количеству и качеству
Комплекс взаимосвязанных торговых и технологических операций в магазине является завершающей стадией всего процесса товародвижения. Работники торговли должны постоянно изучать потребительский спрос, который служит основанием для составления заявок на поставку товара. Наряду с этим они обязаны осуществлять квалифицированную приемку поступивших товаров. Правильная организация приемки товаров по количеству и качеству оказывает непосредственное влияние на уровень обслуживания покупателей.
В соответствии с п. 2 ст. 513 ГК РФ покупатель обязан проверить количество и качество принятых товаров в порядке, установленном законом, иными правовыми актами, договором или обычаями делового оборота.
Организация приемки товаров по количеству
Транспортные средства, доставившие товары в магазин, должны быть без задержек приняты и разгружены. Разгрузку следует осуществлять с соблюдением общих правил выполнения погрузочно-разгрузочных работ. Поступившие в магазин товары доставляют в зону приемки. Приемка товаров является одной из важных операций торгово-технологического процесса магазина и должна проводиться лицами, на которых возложена материальная ответственность в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 10.02.48 г. N 248 "О взыскании ущерба, причиненного лицами, виновными в хищении и недостаче продовольственных и промышленных товаров". Материально ответственные лица осуществляют приемку, хранение и отпуск товарно-материальных ценностей. Они несут полную материальную ответственность за вверенные им ценности на основании заключенных договоров.
Согласно Методическим рекомендациям по учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли, утвержденным письмом Комитета Российской Федерации по торговле от 10.07.96 г. N 1-794/32-5 (далее - Методические рекомендации), оприходованию подлежат только доброкачественные товары, отвечающие требованиям стандартов и технических условий. Поступившие товары оформляются путем наложения штампа на сопроводительном документе: товарно-транспортной либо простой накладной.
Приемка товаров по количеству должна осуществляться в соответствии с правилами, установленными Инструкцией о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству, утвержденной постановлением Госарбитража при Совете Министров СССР от 15.06.65 г. N П-6 (с изм. и доп.). Приемка считается произведенной своевременно, если проверка количества продукции окончена в установленные в договоре сроки. Необходима сверка массы, числа мест, единиц фактически поступивших товаров с показателями товарно-транспортных накладных по форме ТОРГ-12 и других сопроводительных документов. В отсутствие сопроводительных документов необходимо составить акт в произвольной форме с указанием в нем отсутствующих документов, а поступившие товары принять на ответственное хранение. Оформленные приемные документы являются основанием для расчетов с поставщиками, и их данные не могут быть пересмотрены после приемки товаров на предприятиях (за исключением потерь товаров от естественной убыли и боя при транспортировке).
Согласно Методическим рекомендациям в тех случаях, когда перечень отгруженных товаров велик, выписывается счет-фактура по формам 868, 868а. Для целей правильного исчисления и зачета НДС наряду с выпиской данных счетов продавец обязан выписывать также счет-фактуру по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 2.12.2000 г. N 914 (с изм. и доп.).
Кроме документов о передаче товара, перечисленных выше, поставщик (если таковые имеются в наличии) обязан предоставить и другие документы, имеющие отношение к товару: паспорта качества, сертификаты соответствия и пр.
Оприходование поступивших товаров оформляется путем наложения штампа на сопроводительном документе.
Товары, поступившие без тары, в открытой или поврежденной таре, следует принимать в момент их доставки в магазин. Товары, поступившие в исправной таре, по массе брутто и количеству мест принимают в момент получения их от поставщика, по массе нетто и количеству товарных единиц в каждом месте - одновременно со вскрытием тары, но не позднее 10 дней. А скоропортящиеся товары - не позднее 24 час. с момента получения товаров. Для районов Крайнего Севера и других отдаленных областей установлены более продолжительные сроки приемки. Так, приемка промышленных товаров производится не позднее 60 дней, продовольственных - 40 дней, а скоропортящихся - не позднее 48 час. после поступления. Количество поступивших товаров определяют в тех же единицах измерения, которые указаны в сопроводительных документах. Массу нетто проверяют в порядке, установленном стандартами, техническими условиями и иными обязательными для сторон правилами. Массу тары проверяют одновременно с массой нетто товара.
Результаты проверки необходимо оформить актами по форме ТОРГ-6. Акт о массе тары должен быть составлен не позднее 10 дней после ее освобождения, а о массе тары из-под влажных товаров - немедленно после освобождения, если иные сроки не определены в договоре. В документе о результатах проверки необходимо указать также массу нетто товаров. Выборочная проверка количества товаров с распространением ее результатов на всю партию допускается лишь в случаях, предусмотренных стандартами, техническими условиями или иными обязательствами договора. Если в процессе приемки выявлена недостача, следует приостановить процесс с целью обеспечения сохранности товаров. О выявленном недостатке составляют акт за подписями лиц, принимавших товар. В случае несоответствия массы брутто отдельных мест массе, указанной в транспортных или сопроводительных документах либо на трафарете, магазин не должен вскрывать тару и упаковку.
По результатам окончательной приемки товаров составляют акт по форме ТОРГ-2, в котором указывают количество недостающих товаров, их стоимость. Необходимо также привести сведения о том, что определение количества товара проводилось на исправных весах или другими измерительными приборами, проверенными в установленном порядке. К нему прилагаются копии сопроводительных документов, документ, удостоверяющий полномочия выделенного для участия в приемке товаров представителя, и другие материалы, предусмотренные правилами приемки товаров. Если при приеме товаров выявлены излишки, то об этом также составляется акт. Претензии о недостаче товаров, как и уведомление об излишках, направляют поставщику в сроки, определенные договором.
Пример. ОАО "Вариант" перечислило аванс под поставку 20 мешков пшеничной муки общей стоимостью 41 300 руб. (в том числе НДС - 6300 руб.). Поставщик доставил товар в указанные в договоре сроки. При получении товара была выявлена недостача в количестве 2 мешков пшеничной муки.
Д-т 60, субсчет "Авансы выданные", К-т 51 "Расчетный счет" - 41 300 руб. - перечислена предоплата поставщику;
Д-т 41 "Товары", К-т 60, субсчет "Поставщики товара" - 37 170 руб. - оприходован поступивший товар;
Д-т 19, субсчет "НДС по приобретенным материально-производственным запасам", К-т 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" - 5670 руб. - отражена сумма НДС по фактически поступившему товару;
Д-т 60, субсчет "Поставщики товара", К-т 60, субсчет "Авансы выданные" - 37 170 руб. - произведен зачет предоплаты в счет погашения задолженности за поступивший товар с учетом НДС;
Д-т 76, субсчет "Расчеты по претензиям", К-т 60, субсчет "Авансы выданные" - 430 руб. - предъявлена претензия поставщику за недостачу товара по ценам с учетом НДС.
На сумму аванса по выбору получателя товара можно потребовать:
вернуть денежные средства на расчетный счет;
довезти недостающий товар;
зачесть в счет будущих поставок.
Одновременно с приостановлением приемки получатель обязан вызвать для участия в продолжении приемки продукции и составления двустороннего акта представителя одногороднего отправителя, а если продукция получена в оригинальной упаковке либо в нарушенной таре, - представителя одногороднего изготовителя. Представитель иногороднего отправителя вызывается в случаях, предусмотренных в основных и особых условиях поставки, иных обязательных правилах или в договоре. В этих случаях иногородний отправитель обязан не позднее следующего дня после получения вызова получателя сообщить телеграммой или телефонограммой, будет ли им направлен представитель для участия в проверке количества продукции. Неполучение ответа на вызов в указанный срок дает право получателю осуществить приемку продукции до истечения установленного срока для явки представителя отправителя.
Представитель одногороднего отправителя обязан явиться не позднее следующего дня после получения вызова, если в нем не указан иной срок явки, а по скоропортящейся продукции - в течение 4 час. после получения вызова.
Представитель иногороднего отправителя должен явиться не позднее чем в 3-дневный срок после получения вызова, не считая времени, необходимого для проезда, если другой срок не предусмотрен в основных и особых условиях поставки, иных обязательных правилах или в договоре.
Представитель отправителя должен иметь удостоверение на право участия в приемке продукции у получателя.
Отправитель может уполномочить на участие в приемке продукции предприятие, находящееся в месте получения продукции. В этом случае удостоверение представителю выдается предприятием, направлявшим его. В удостоверении должна быть сделана ссылка на документ, которым отправитель уполномочил данное предприятие участвовать в приемке продукции.
Уведомление о вызове представителя отправителя должно быть направлено ему по телеграфу или по телефону не позднее 24 час., а в отношении скоропортящейся продукции - немедленно после обнаружения недостачи, если иные сроки не установлены основными и особыми условиями поставки, другими обязательными для сторон правилами или договором.
В уведомлении должны быть указаны:
наименование продукции, дата и номер счета-фактуры или номер транспортного документа, если к моменту вызова счет не получен;
количество недостающей продукции и характер недостачи (количество отдельных мест, внутритарная недостача, недостача в поврежденной таре и т.п.);
состояние пломб;
стоимость недостающей продукции;
время, на которое назначена приемка продукции по количеству.
При отправке покупателем продукции без вскрытия тары или упаковки первоначального отправителя с последнего не снимается ответственность за недостачу продукции, если недостача образовалась не по вине покупателя, переотправившего продукцию.
Покупатель, отгрузивший продукцию без вскрытия тары первоначального отправителя, при отказе в удовлетворении претензии, предъявленной в связи с недостачей продукции, кроме мотивов отказа должен сообщить дату получения им этой продукции, а также дату и номер счета отправителя.
Если по действующему законодательству имеются основания для возложения ответственности за недостачу груза на органы транспорта, получатель обязан в установленном порядке предъявить претензию соответствующему органу транспорта.
При поступлении товаров в почтовой посылке заведующий магазином должен в момент ее приема проверить правильность веса, исправность тары, состояние печатей, пломб и страховой перевязки. При расхождении массы, недостаче или порче товаров следует потребовать от почтового отделения документ по установленной форме. О выявленном недостатке товаров, прибывших в нарушенной упаковке, претензия заявляется почтовому отделению по месту получения посылки.
Организация приемки товаров по качеству
Приемка товаров по количеству и качеству в магазине должна быть проведена в установленные сроки и осуществляется в соответствии с правилами, установленными в Инструкции о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству, утвержденной постановлением Госарбитража при Совете Министров СССР (с изм. и доп.) от 25.04.66 г. N П-7. Если поставщик находится в том же населенном пункте, где расположен магазин, то поступившие от него товары принимают в течение 10 дней (скоропортящиеся - в течение 24 час.) с момента их получения, при иногородней поставке срок приемки товаров составляет 20 дней с момента их поступления, а по скоропортящимся продуктам - остается прежним. В районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях приемка непродовольственных товаров должна быть проведена не позднее 60 дней, продовольственных (кроме скоропортящихся) - не позднее 40 дней, а скоропортящихся товаров - не позднее 48 час. с момента их поступления в магазин. Следует в эти же сроки составить акты о результатах проверки качества поступивших товаров по форме ТОРГ-1.
В процессе приемки работники магазина выявляют качество и комплектность товаров, а также соответствие тары, упаковки и маркировки товаров установленным требованиям. При обнаружении несоответствия качества, комплектности, маркировки поступившей продукции, тары или упаковки требованиям стандартов, технических условий, чертежам, образцам, договору либо данным, указанным в маркировке и сопроводительных документах, удостоверяющих качество продукции, получатель приостанавливает дальнейшую приемку и составляет акт по форме ТОРГ-2, в котором указывает количество осмотренной продукции и характер выявленных при приемке дефектов. Получатель обязан обеспечить хранение продукции ненадлежащего качества или некомплектной продукции в условиях, предотвращающих ухудшение ее качества и смешение с другой однородной продукцией.
Получатель также обязан вызвать для участия в продолжении приемки продукции и составления двустороннего акта представителя иногороднего изготовителя, если это предусмотрено в основных и особых условиях поставки, других обязательных правилах или договоре.
В договорах могут быть предусмотрены случаи, когда явка представителя иногороднего изготовителя для участия в приемке продукции по качеству и комплектности и составления акта является обязательной.
При одногородней поставке вызов представителя изготовителя и его явка для участия в проверке качества и комплектности продукции и составления акта являются обязательными.
Уведомление о вызове представителя изготовителя должно быть направлено ему по телеграфу или телефону не позднее 24 час., а в отношении скоропортящейся продукции - немедленно после обнаружения несоответствия качества, комплектности, маркировки продукции, тары или упаковки установленным требованиям, если иные сроки не установлены основными и особыми условиями поставки, другими обязательными для сторон правилами или договором.
Представитель одногороднего изготовителя обязан явиться по вызову получателя не позднее следующего дня, а по скоропортящейся продукции - не позднее 4 час. после получения вызова, если в нем не указан иной срок явки.
Иногородний отправитель должен не позднее следующего дня после получения вызова получателя сообщить телеграммой или телефонограммой, будет ли направлен представитель для участия в проверке качества продукции. Неполучение ответа на вызов в указанный срок дает право получателю осуществить приемку продукции до истечения установленного срока явки представителя изготовителя.
Представитель иногороднего изготовителя обязан явиться не позднее чем в 3-дневный срок после получения вызова, не считая времени, необходимого для проезда, если иной срок не предусмотрен в основных и особых условиях поставки, других обязательных правилах или договоре.
Представитель изготовителя должен иметь удостоверение на право участия в определении качества и комплектности поступившей к получателю продукции.
Изготовитель может уполномочить на участие в приемке получателем продукции предприятие, находящееся в месте получения продукции. В этом случае удостоверение представителю выдается предприятием, направившим его. В удостоверении должна быть сделана ссылка на документ, которым изготовитель уполномочил данное предприятие участвовать в приемке продукции.
При неявке представителя изготовителя по вызову получателя в установленный срок и в случаях, когда вызов представителя иногороднего изготовителя не является обязательным, проверка качества продукции производится представителем соответствующей отраслевой инспекции по качеству продукции, а проверка качества товаров - экспертом бюро товарных экспертиз либо представителем соответствующей инспекции по качеству.
При отсутствии соответствующей инспекции по качеству или бюро товарных экспертиз в месте нахождения покупателя, при отказе их выделить представителя или неявке его по вызову проверка производится:
с участием компетентного представителя другого предприятия, выделенного руководителем или заместителем руководителя этого предприятия, либо
компетентного представителя общественности предприятия-получателя, назначенного руководителем предприятия из числа лиц, утвержденных решением фабричного, заводского или местного комитета профсоюза этого предприятия, либо
односторонне предприятием-получателем, если изготовитель дал согласие на одностороннюю приемку продукции.
Руководители предприятий и организаций или их заместители по просьбе предприятия-получателя выделяют ему представителей для участия в приемке продукции по качеству и комплектности.
При возникновении спорных вопросов о получении некачественной продукции получатель имеет право обратиться в арбитражный суд.
Как уже было отмечено, в соответствии с п. 2 ст. 513 ГК РФ покупатель обязан проверить количество и качество принятых товаров в порядке, установленном законом, иными правовыми актами, договором или обычаями делового оборота.
Таким образом, во избежание противоречий необходимо в договоре дать ссылку о применении к договорным отношениям той или другой инструкции.
Порядок и сроки приема товаров по количеству, качеству и комплектности и его документального оформления регулируются действующими техническими условиями, условиями поставки, договорами купли-продажи и инструкциями о порядке приемки товаров народного потребления по количеству, качеству и комплектности.
Приемка импортных товаров
Особенностью приемки импортных товаров является то обстоятельство, что она должна осуществляться с участием эксперта организаций Торгово-промышленной палаты Российской Федерации или органа, осуществляющего государственную экспертизу, или аварийным комиссаром. При невозможности осуществления приемки товаров с участием эксперта или аварийным комиссаром приемка производится получателем с участием компетентного представителя незаинтересованной организации. Такой порядок предусмотрен п. 6 инструкции Госарбитража СССР от 15.10.90 г. "О порядке и сроках приемки импортных товаров по количеству и качеству, составления и направления рекламационных актов".
В соответствии с п. 7 этого документа по результатам приемки составляется рекламационный акт в форме акта экспертизы Торгово-промышленной палаты Российской Федерации или акта приемки, составленного получателем с участием компетентного представителя незаинтересованной организации.
Согласно п. 9 Инструкции приемка товаров, поступивших в ненарушенной таре или упаковке иностранного поставщика, производится, как правило, на складе конечного получателя. Если товар поступил к конечному получателю от предприятия, вскрывшего тару или упаковку иностранного поставщика, то приемка производится в соответствии с Инструкцией о приемке по количеству и Инструкцией о приемке по качеству.
Как определено в п. 16 указанного документа, рекламационный акт и другие документы, необходимые для обоснования претензии, получатель составляет в 10-дневный срок со дня прибытия к нему товаров.
Согласно п. 2.1.10 Методических рекомендаций условия приемки импортных товаров по количеству и качеству устанавливаются в договорах с иностранными поставщиками.
Приемка товаров по количеству и качеству в магазине должна осуществляться в соответствии с правилами, указанными в инструкциях. Установленные нормы применяются во всех случаях, если в стандартах, технических условиях или других обязательных правилах не предусмотрен другой порядок приемки товаров. Лицам, несущим ответственность за процесс приемки товара, необходимо изучить все перечисленные документы.
О. Глушецкая,
ЗАО "Аудиторская фирма "Критерий-Аудит"
"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 31, 32, август 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета. Региональный выпуск"
Учредитель: Редакция Международного финансового еженедельника "Финансовая газета"
Газета зарегистрирована в Роскомпечати 3 октября 1994 г.
Регистрационное свидетельство N 012947
Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3
Телефон +7 (499) 166 03 71