О кассовом обслуживании исполнения бюджетов субъектов Российской
Федерации и местных бюджетов Казначейством России.
Комментарий к приказу Федерального казначейства от 22.03.2005 N 1н
Издательство "Советник бухгалтера" всегда оперативно знакомит своих читателей обо всех изменениях законодательства Российской Федерации, касающегося порядка исполнения бюджетного процесса, и в продолжение традиций комментирует новый приказ Федерального казначейства от 22.03.2005 N 1н, утвердивший Порядок кассового обслуживания исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов территориальными органами Федерального казначейства (далее - Порядок, утвержденный приказом Федерального казначейства от 22.03.2005 N 1н), первый нормативный документ Федерального казначейства, действующего в своем новом статусе самостоятельного федерального органа исполнительной власти.
История вопроса
Порядок, утвержденный приказом от 22.03.2005 N 1н, разработан в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее - Кодекс).
Статьей 215.1 Кодекса установлено, что кассовое обслуживание исполнения всех бюджетов бюджетной системы Российской Федерации является расходным обязательством Российской Федерации, исполнение которого возлагается на Федеральное казначейство.
При этом допускается передача полномочий Федерального казначейства по кассовому обслуживанию исполнения бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований, входящих в состав субъекта Российской Федерации, исполнительным органам государственной власти субъекта Российской Федерации только в случаях, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации.
Передача указанных полномочий Федерального казначейства соответствующим исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации должна осуществляться в соответствии с положениями статьи 26.8 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", предусматривающей при такой передаче проведение постоянного контроля за осуществлением переданных полномочий.
Условия передачи указанных полномочий устанавливаются Федеральным казначейством, проект такого приказа уже подготовлен и направлен в Министерство финансов Российской Федерации на согласование. После утверждения нового порядка приказом руководителя Федерального казначейства комментарий к его положениям будет представлен на страницах журнала "Советник бухгалтера социальной сферы".
Пилотное внедрение
Федеральное казначейство планирует провести в 2005 году экспериментальное внедрение Порядка, утвержденного приказом Федерального казначейства от 22.03.2005 N 1н, с тем, чтобы отработать его в практических условиях по договоренности с соответствующими финансовыми органами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Руководителем Федерального казначейства утвержден план по пилотному внедрению Порядка, в соответствии с которым субъекты Российской Федерации и муниципальные образования, выразившие согласие участвовать в экспериментальном проекте, уже в 2005 году перейдут на кассовое обслуживание исполнения их бюджетов территориальными органами Федерального казначейства.
Необходимо опробовать на практике правила взаимодействия участников бюджетного процесса, чтобы на их основе разработать и утвердить проекты примерных регламентов и соглашений о порядке и условиях взаимодействия территориальных органов Федерального казначейства и финансовых органов субъектов Российской Федерации, муниципальных образований при кассовом обслуживании исполнения их бюджетов.
Другая важная задача эксперимента - отработка методики смены варианта кассового обслуживания. В целях максимального исключения возможных проблем планируется рассмотреть проекты методик, представленные управлениями Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации.
В ходе эксперимента должно быть доработано программное обеспечение кассового обслуживания исполнения региональных и местных бюджетов, обучен персонал территориальных органов Федерального казначейства и финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципалитетов.
Безусловно, в этом заинтересованы все стороны: и Федеральное казначейство, и субъекты Российской Федерации, и администрации муниципальных образований, так как экспериментальное внедрение Порядка на отдельных территориях позволит уточнить положения приказа, действие которого вступит в полную силу в соответствии с Федеральным законом от 20.08.2004 N 120-ФЗ с 1 января 2006 года.
Понятие кассового обслуживания исполнения бюджета
Кассовое обслуживание исполнения бюджета не является новеллой бюджетного законодательства, хотя его понятие появилось в Кодексе только в 2004 году, когда Федеральным законом от 20.08.2004 N 120-ФЗ в статью 6 Кодекса было введен этот термин, определивший кассовое обслуживание исполнения бюджетов как проведение и учет операций по кассовым поступлениям в бюджет и кассовым выплатам из бюджета.
Но еще задолго до появления этого определения в Кодексе реализация кассового обслуживания осуществлялась органами Федерального казначейства при исполнении высокодотационных субъектов Российской Федерации и бюджетов закрытых административных образований, а также отдельных расходов региональных и местных бюджетов, финансовое обеспечение которых осуществлялось за счет целевых субсидий, субвенций, выделяемых из федерального бюджета.
Органы Федерального казначейства на основании федеральных законов о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год осуществляли кассовое обслуживание указанных бюджетов в соответствии с Правилами кассового обслуживания исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов территориальными органами Федерального казначейства, утвержденными приказом Минфина России от 19.04.2000 N 46н.
Взаимодействие соответствующих органов Федерального казначейства с администрациями субъектов Российской Федерации (органами местного самоуправления) регламентировалось соглашениями, которые заключались на основании Типового соглашения между администрацией субъекта Российской Федерации (органом местного самоуправления) и управлением (отделением) Федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации о кассовом обслуживании исполнения бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета), утвержденного приказом Минфина России от 11.05.1999 N 35н.
Пятилетний опыт взаимодействия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления служит подтверждением понятия, определенного Кодексом: кассовое обслуживание является отдельной стадией бюджетного процесса и не заменяет собой стадию исполнения бюджета, а орган, осуществляющий кассовое обслуживание, не исполняет бюджет, а только обслуживает его исполнение, осуществляя проведение и учет кассовых операций со средствами бюджета:
- зачисление средств на единый счет бюджета - кассовые поступления в бюджет;
- списание средств с единого счета бюджета - кассовые выплаты из бюджета.
Варианты кассового обслуживания исполнения бюджета
В Порядке, утвержденном приказом Федерального казначейства от 22.03.2005 N 1н, предусмотрено несколько вариантов кассового обслуживания исполнения бюджетов (далее - кассовое обслуживание) в зависимости от принятого субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием порядка исполнения соответствующего бюджета.
Необходимость разработки нескольких вариантов кассового обслуживания объясняется наличием в Российской Федерации нескольких способов организации исполнения бюджета. Именно от этого фактора зависит выбор из предложенных в Порядке, утвержденном приказом Федерального казначейства от 22.03.2005 N 1н, вариантов кассового обслуживания.
Исходя из данного обстоятельства инициатива выбора варианта принадлежит финансовому органу, организующему исполнение "своего" бюджета. Вместе с тем, учитывая, что кассовое обслуживание осуществляется с применением современных информационных технологий, следующим важным моментом, от которого зависит определение варианта, является оценка технических возможностей реализации выбранного варианта. Соответствие технических возможностей выбранному варианту должно быть как у финансового органа, так и у территориального органа Федерального казначейства.
Открытие лицевого счета финансовому органу
Осуществление кассового обслуживания в том его понятии, которое определено в Кодексе как "проведение и учет кассовых операций", должно быть реализовано Казначейством России в любом случае.
Данный вариант кассового обслуживания, регламентированный в IV разделе Порядка, утвержденного приказом Федерального казначейства от 22.03.2005 N 1н, предусматривает открытие и ведение в органе Федерального казначейства одного лицевого счета финансовому органу соответствующего бюджета.
Кроме финансового органа этот лицевой счет может быть открыт органу субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления, уполномоченных осуществлять отдельные бюджетные полномочия по исполнению бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета (далее - уполномоченный орган). Как правило, ими являются созданные в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях региональные и местные казначейства, действующие в рамках исполнения соответствующих бюджетов.
Для осуществления данного способа кассового обслуживания необходимо установить в Регламенте только порядок и условия обмена информацией между финансовым органом (уполномоченным органом) и органом Федерального казначейства, потому что все остальные вопросы уже урегулированы в Порядке, утвержденном приказом Федерального казначейства от 22.03.2005 N 1н.
При этом варианте кассового обслуживания орган Федерального казначейства обеспечивает проведение кассовых выплат из бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) по поручению финансового органа (уполномоченного органа) без осуществления санкционирования выплат из бюджета.
Осуществление и учет операций по кассовым выплатам осуществляется органом Федерального казначейства на основании платежных документов финансового органа (уполномоченного органа).
Открытие лицевого счета финансового органа (уполномоченного органа) осуществляется в порядке, установленном Инструкцией о порядке открытия и ведения лицевых счетов для учета операций по исполнению федерального бюджета, утвержденной приказом Минфина России от 31.12.2002 N 142н.
Порядок документооборота, формы документов регламентированы разделами 6 и 7 Порядка, утвержденного приказом Федерального казначейства от 22.03.2005 N 1н.
Открытие лицевых счетов главным распорядителям, распорядителям и
получателям бюджетных средств
При выборе варианта, предоставляющего Федеральному казначейству дополнительные функции по организации исполнения бюджета, у него должны быть технические возможности для качественного их исполнения.
Именно поэтому Порядком, утвержденным приказом Федерального казначейства от 22.03.2005 N 1н, предусмотрено обязательное условие заключения соглашения об осуществлении органами Федерального казначейства отдельных функций по исполнению бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) в условиях кассового обслуживания ими исполнения бюджета (далее - Соглашение).
Соглашение заключается между высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (местной администрацией) и органом Федерального казначейства только в тех случаях, когда последним передаются отдельные функции по исполнению бюджета при кассовом обслуживании исполнения бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета): открытие и ведение лицевых счетов главным распорядителям, распорядителям и (или) получателям бюджетных средств; доведение лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования; санкционирование оплаты денежных обязательств получателей бюджетных средств и другие полномочия по исполнению бюджета.
Соглашения и Регламенты должны соответствовать примерному Соглашению об осуществлении территориальными органами Федерального казначейства отдельных функций по исполнению бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) и примерному Регламенту об условиях обмена информацией между территориальным органом Федерального казначейства и финансовым органом (уполномоченным органом) при кассовом обслуживании исполнения бюджетов территориальными органами Федерального казначейства, утвержденными приказом Федерального казначейства. Такие приказы Казначейство России планирует утвердить в III квартале 2005 года.
Открытие, переоформление, закрытие лицевых счетов, а также учет кассовых операций по расходам соответствующего бюджета на указанных лицевых счетах осуществляется с учетом положений, установленных Инструкцией, утвержденной приказом Минфина России от 31.12.2002 N 142н, для главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета.
Проведение кассовых операций по расходам бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) осуществляется на основании платежных документов с предварительным санкционированием их финансовым органом (уполномоченным органом), главным распорядителем (распорядителем) средств бюджета или без него согласно Соглашению, представляемых получателями средств бюджета в органы Федерального казначейства в электронном виде или на бумажном носителе в соответствии с условиями Регламента.
Орган Федерального казначейства не позднее следующего рабочего дня после получения банковской выписки, содержащей операции по списанию средств со счета бюджета, выдает главному распорядителю (распорядителю) и получателю средств бюджета выписки из их лицевых счетов по формам, установленным Министерством финансов Российской Федерации для лицевых счетов распорядителей и получателей средств федерального бюджета.
В конце каждого месяца (не позднее третьего числа месяца, следующего за отчетным) орган Федерального казначейства обязан осуществить с главным распорядителем, распорядителем и получателем средств бюджета сверку операций, учтенных на их лицевых счетах.
Сверка производится путем предоставления органом Федерального казначейства под расписку главному распорядителю (распорядителю) и получателю средств бюджета копий выписок из соответствующего лицевого счета, сформированных нарастающим итогом с начала года на первое число месяца, следующего за отчетным.
При отсутствии возражений в письменной форме в течение трех рабочих дней с даты вручения главному распорядителю, распорядителю, получателю средств бюджета копии выписки из соответствующего лицевого счета совершенные операции и остатки, отраженные на этом лицевом счете, считаются подтвержденными.
Кроме главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств орган Федерального казначейства не позднее следующего рабочего дня после получения банковской выписки со счета соответствующего бюджета выдает финансовому органу (уполномоченному органу) Ведомость по движению свободного остатка средств на счете и ежедневную Ведомость по кассовым выплатам из бюджета за предыдущий день.
Первая Ведомость составляется для определения остатка средств на едином счете бюджета, в пределах которого финансовый орган (уполномоченный орган) вправе распределять объемы финансирования расходов между главными распорядителями, распорядителями и получателями средств бюджета, а также осуществлять кассовые выплаты из бюджета.
Кроме оперативной информации пунктом 5.6 Порядка установлена обязанность органа Федерального казначейства представить финансовому органу (уполномоченному органу) не позднее третьего числа месяца, следующего за отчетным, ежемесячную Ведомость по кассовым выплатам из бюджета, в которой отражаются кассовые выплаты за отчетный месяц и нарастающим итогом с начала года, а также в соответствии с Регламентом - ежемесячную Сводную ведомость по кассовым выплатам из бюджетов, входящих в состав этого субъекта Российской Федерации.
Регламентом также может быть предусмотрено при наличии технической возможности представление органом Федерального казначейства финансовому органу (уполномоченному органу) информацию по операциям, отраженным на лицевых счетах, открытых главным распорядителям (распорядителям) и (или) получателям средств бюджета.
Учет операций по обеспечению получателей средств бюджета наличными денежными средствами осуществляется на счете, открытом органу Федерального казначейства на балансовом счете N 40116 "Средства для выплаты наличных денег бюджетополучателям" по каждому бюджету, в порядке, установленном Правилами, утвержденными приказом Минфина России от 21.09.2004 N 85н.
Если выдача наличных денег получателям средств бюджета производится тем же банком, в котором органу Федерального казначейства открыты единые счета бюджетов, допускается осуществление операций по обеспечению наличными деньгами получателей средств бюджета в соответствии с Регламентом на вышеуказанных счетах органа Федерального казначейства.
В пределах полномочий, определенных Соглашением, и при наличии технической возможности орган Федерального казначейства может осуществлять иные функции, относящиеся к исполнению бюджета субъекта Российской Федерации или муниципального образования.
Пунктом 3.1 Порядка, утвержденного приказом Федерального казначейства от 22.03.2005 N 1н, предусмотрено, что кассовое обслуживание в условиях открытия и ведения лицевых счетов главным распорядителям, распорядителям и (или) получателям средств соответствующего бюджета может осуществляться с доведением до главных распорядителей, распорядителей и (или) получателей средств бюджета органами Федерального казначейства в соответствии с Соглашением:
- объемов финансирования расходов на основании Реестров на финансирование, представленных в органы Федерального казначейства финансовыми органами (уполномоченными органами), главными распорядителями, распорядителями средств бюджета;
- лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов на основании Расходных уведомлений, представленных в органы Федерального казначейства финансовыми органами (уполномоченными органами), главными распорядителями, распорядителями средств бюджета.
Порядок документооборота, формы документов регламентированы разделами 6 и 7 Порядка, утвержденного приказом Федерального казначейства от 22.03.2005 N 1н.
На основании пункта 3.2 Порядка, утвержденного приказом Федерального казначейства от 22.03.2005 N 1н, высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, местная администрация вправе по согласованию с органом Федерального казначейства выбрать любой из вышеуказанных вариантов кассового обслуживания исполнения соответствующего бюджета по кассовым выплатам, а также принять решение об изменении ранее выбранного варианта (из указанных в пункте 3.1 настоящего Порядка вариантов) при наличии технической возможности органа Федерального казначейства.
Кассовое обслуживание исполнения бюджетов по кассовым поступлениям
На счетах единых бюджетов, открытых органу Федерального казначейства для кассового обслуживания исполнения бюджета субъекта Российской Федерации и местного бюджета, проводятся и учитываются кассовые операции по поступлению и возврату доходов бюджета, по привлечению и погашению источников финансирования дефицита бюджета, по возврату в бюджет средств, выданных на возвратной основе.
Орган Федерального казначейства не позднее следующего рабочего дня после получения банковской выписки, содержащей операции по кассовым поступлениям в бюджет по единому счету бюджета, представляет соответствующему финансовому органу (уполномоченному органу) Ведомость кассовых поступлений в бюджет по каждому платежному документу, в соответствии с которыми осуществляются операции с доходами и источниками финансирования дефицита соответствующего бюджета.
Ежемесячно не позднее третьего числа месяца, следующего за отчетным, орган Федерального казначейства и финансовый орган (уполномоченный орган) осуществляют сверку сумм кассовых поступлений в бюджет субъекта Российской Федерации (местный бюджет).
В случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, управление Федерального казначейства по субъекту Российской Федерации ежемесячно представляет в финансовый или уполномоченный орган субъекта Российской Федерации ежемесячно Сводную ведомость по кассовым поступлениям за месяц и нарастающим итогом с начала года (в разрезе местных бюджетов, находящихся на территории субъекта Российской Федерации).
При наличии у органа Федерального казначейства технической возможности им может представляться дополнительная информация финансовому или уполномоченному органу субъекта Российской Федерации. Состав показателей информации, сроки ее представления определяются Регламентом.
Осуществление и учет органами Федерального казначейства поступлений в бюджетную систему Российской Федерации в части региональных и местных налогов, сборов и иных обязательных платежей и их распределение между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации производятся в порядке, установленном приказом Минфина России от 16.12.2004 N 116н, на счете управления Федерального казначейства по субъекту Российской Федерации по учету доходов, распределяемых органами Федерального казначейства.
О закрытии счетов в банках
При переводе исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов на кассовое обслуживание в органы Федерального казначейства финансовые органы должны обеспечить закрытие счетов по учету средств бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов), ранее открытых в учреждениях Банка России и кредитных организациях самим финансовым органам, уполномоченным органам, главным распорядителям, распорядителям и получателям средств бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета).
Указанное требование не распространяется на счета, открытые финансовым органам (уполномоченным органам) для учета операций по обеспечению получателей средств бюджета наличными денежными средствами.
Кроме того, могут держать счета в банках получатели средств бюджета, расположенные за пределами субъекта Российской Федерации, которым право осуществлять операции со средствами бюджета на указанных счетах предоставлено финансовым органом.
Общие требования
Все кассовые операции по исполнению соответствующего бюджета осуществляются органом Федерального казначейства от имени и по поручению финансового органа (уполномоченного органа), администратора поступлений или получателя средств бюджета на основании платежных документов, оформленных ими с учетом положений, установленных Положением Банка России и Минфина России от 20.05.2004 N 257-П и 46н "Об особенностях расчетно-кассового обслуживания подразделениями расчетной сети Банка России и кредитными организациями (филиалами) счетов органов Федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации в условиях открытия главными распорядителями, распорядителями и получателями бюджетных средств лицевых счетов в органах Федерального казначейства" и настоящим Порядком.
Кассовые операции учитываются органом Федерального казначейства по кодам бюджетной классификации Российской Федерации и отражаются в отчетности, представляемой органом Федерального казначейства финансовому органу (уполномоченному органу) в соответствии с приложениями к Порядку, утвержденному приказом Федерального казначейства от 22.03.2005 N 1н.
Орган Федерального казначейства при наличии технической возможности в определенном Регламентом порядке предоставляет финансовому (уполномоченному) органу субъекта Российской Федерации данные о кассовых операциях по исполнению местных бюджетов, если законодательством субъекта Российской Федерации предусмотрена возможность финансового (уполномоченного) органа субъекта Российской Федерации запрашивать указанные данные.
При кассовом обслуживании исполнения бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) информационный обмен между органом Федерального казначейства и финансовым органом (уполномоченным органом) осуществляется в электронном виде с применением средств электронной цифровой подписи (ЭЦП) в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями.
Если у органа Федерального казначейства или финансового органа (уполномоченного органа) отсутствует соответствующая техническая возможность информационного обмена с применением ЭЦП, обмен информацией между ними при кассовом обслуживании исполнения местного бюджета осуществляется с применением документооборота на бумажных и электронных носителях.
Т.В. Саакян,
заместитель начальника Управления совершенствования функциональной
деятельности Федерального казначейства
"Советник бухгалтера социальной сферы", N 6, июнь 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Советник бухгалтера социальной сферы"
для бюджетных учреждений и некоммерческих организаций
Зарегистрирован в Государственном комитете РФ по печати
Свидетельство о регистрации ПИ N 77-11509 от 28.12.2001 г.
Учредитель: ООО "Издательство "Советник бухгалтера"
Отдел подписки и распространения: (495) 236-33-89, 258-00-27, 237-77-95
Отдел рекламы: (495) 277-28-66, 274-05-12
Почтовый адрес редакции: 115093, Москва, Люсиновская ул., 51.
E-mail: sb@ministry.ru, sb@sde.ru
Подписка на сайте: www.sovbuh.ru
Подписка на почте:
Роспечать - 81765
Пресса России - 14502