Для доставки материалов водители грузовых автомобилей промышленного предприятия направляются в длительные междугородные командировки. Обычно экипаж состоит из двух человек. Как правильно рассчитать оплату труда водителей за период нахождения в командировке, если по условиям договора в целях сохранности груза водители не покидают автомобиль и время в пути разделяется на активное и пассивное? Какими нормативными правовыми актами можно подтвердить этот расчет?
Сразу отметим, что служебные поездки работников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, служебными командировками не признаются (ст. 166 ТК РФ).
В данном случае работа водителей явно осуществляется в пути и поэтому оформлять такие поездки как служебные командировки нельзя. Учет рабочего времени водителей автомобилей производится на основании Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного Приказом Минтранса России от 20.08.2004 N 15.
Ни Трудовой кодекс, ни Положение не предусматривают разделение рабочего времени водителей автомобилей на активное и пассивное.
Пунктом 15 Положения, в частности, установлено, что в рабочее время водителя автомобиля включается:
- время управления автомобилем;
- время специальных перерывов для отдыха от управления автомобилем в пути и на конечных пунктах;
- подготовительно-заключительное время для выполнения работ перед выездом на линию и после возвращения с линии в организацию, а при междугородных перевозках - для выполнения работ в пункте оборота или в пути (в месте стоянки) перед началом и после окончания смены;
- время проведения медицинского осмотра водителя перед выездом на линию и после возвращения с линии;
- время стоянки в пунктах погрузки и разгрузки грузов, в местах посадки и высадки пассажиров, в местах использования специальных автомобилей;
- время простоев не по вине водителя;
- время проведения работ по устранению возникших в течение работы на линии эксплуатационных неисправностей обслуживаемого автомобиля, не требующих разборки механизмов, а также время выполнения регулировочных работ в полевых условиях при отсутствии технической помощи;
- время охраны груза и автомобиля во время стоянки на конечных и промежуточных пунктах при осуществлении междугородных перевозок в случае, если такие обязанности предусмотрены трудовым договором (контрактом), заключенным с водителем;
- время присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем, при направлении в рейс двух водителей;
- время в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Исходя из данных учета рабочего времени водителей автомобилей, направляемых в междугородные рейсы, и установленной им тарифной ставки (оклада) определяется заработная плата этих работников.
Кроме того, поскольку междугородные рейсы водителей не признаются командировками, рабочее время водителей, выполняющих такие рейсы, должно оплачиваться и с учетом всех установленных законодательством надбавок и доплат (доплаты за работу в ночное время, в выходные и праздничные дни и т.д.). Так как работа водителей носит подвижной и разъездной характер, то на основании ст. 146 ТК РФ такая работа должна оплачиваться в повышенном размере, как отклоняющаяся от нормальных условий труда.
И. Михайлов
1 августа 2005 г.
"Новая бухгалтерия", выпуск 8, август 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Новая бухгалтерия"
Учредитель ЗАО "ЭЖ МЕДИА"
Издатель ЗАО ИД "Экономическая газета"
Журнал зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Свидетельство ПИ N ФС77-43744 от 24.01.2011
Адрес редакции и издателя:
125319, Москва,
ул. Черняховского, д. 16