Два прикола от Минфина
У фирм есть вопросы по налогам. А у Минфина - право на них отвечать. Последний месяц был урожайным на странные разъяснения.
На Министерство финансов Российской Федерации возложена высокая миссия. Ему поручено разъяснять фирмам и гражданам, как правильно платить налоги. Письма, призванные помочь налогоплательщикам, сыплются, как из рога изобилия.
К тому, что разъяснения обычно не выгодны фирмам, бухгалтеры уже привыкли. Но хуже, когда официальное мнение напрямую расходится с законодательством. А иногда и с действительностью. Спрашивается, зачем нам такие разъяснения?
Мы пойдем другим путем
Вот, например, письмо Минфина России от 22 июня 2005 г. N 03-05-01-04/198. В нем идет речь о том, что фирмы обязаны представлять в инспекцию сведения о доходах физических лиц. При этом чиновники настаивают, чтобы организации сдавали такие данные как по месту нахождения головной организации, так и по месту жительства работников.
Действительно, фирмы обязаны представлять сведения по месту нахождения головной организации. Это делается до 1 апреля следующего за отчетным года по форме 2-НДФЛ. Но больше никуда отчет направлять не нужно. Требование сдавать сведения по месту жительства работников никак не согласуется с Налоговым кодексом. Более того, оно ему противоречит. В пункте 1 статьи 230 сказано: "Налоговые органы направляют эти сведения налоговым органам по месту жительства физических лиц". То есть искать "родную" инспекцию работника по его месту жительства и пересылать туда сведения - это прямая обязанность инспекции, а не фирмы.
Можно было бы подумать, что сотрудники Минфина в разъяснении допустили опечатку. Однако данная формулировка повторяется там трижды... Что означает это письмо? Вывод напрашивается сам собой. Чиновники хотят переложить свои обязанности на плечи бизнесменов, а деньги на почтовые расходы по пересылке сведений взять из карманов работодателей.
Заплатите так, не знаю как
Не менее интересно и письмо Минфина России от 30 мая 2005 г. N 03-06-05-04/148.
В 2004 году фирма оказала услуги по размещению рекламы. Поскольку организация применяла "упрощенку", она имела полное право не платить налог до получения денег. Оплата пришла только в 2005 году. Но с этого года фирма в обязательном порядке перешла на уплату ЕНВД. А его сумма, как известно, от выручки не зависит. Получилась занятная ситуация: в прошлом году было еще рано платить налог с дохода, а в текущем - уже не нужно.
Минфин, конечно же, не мог остаться равнодушным к тому, что выручка есть, а взять с нее налог нельзя. В указанном письме специалисты финансового ведомства потребовали учесть "выпавшие" услуги в базе по единому налогу на вмененный доход. Правда, они не потрудились обосновать свое мнение ссылками на законодательство. А их и быть не может, поскольку "переходные" положения в Налоговом кодексе не прописаны.
Допустим, найдутся сверхдобросовестные налогоплательщики, которые захотят в точности выполнить предписание Минфина. Но скажите, как это сделать? Как можно включить денежные средства в базу по ЕНВД, которая рассчитывается исходя из площади рекламных носителей? Что, сложить рубли с квадратными метрами?
Очевидно, что ответов на эти вопросы нет. Своим письмом минфиновцы просто попытались закрыть дыру, которая образовалась в законодательстве. И поэтому в данном случае бухгалтерам вряд ли стоит принимать во внимание мнение чиновников.
Н. Зубкова,
эксперт ПБ
"Практическая бухгалтерия", N 8, август 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Практическая бухгалтерия"
ООО "Агентство бухгалтерской информации"
Название Журнала говорит само за себя: в нем есть все, что нужно бухгалтеру-практику.
В каждом номере подробно, на конкретных примерах (с проводками и числовыми расчетами) рассматриваются проблемные вопросы налогового и бухгалтерского учета, типичные и нестандартные ситуации, публикуются комментарии специалистов к наиболее интересным для бухгалтера документам, даются конкретные практические рекомендации и советы по вопросам оптимизации бухучета и налогообложения.
Журнал выходит 1 раз в месяц.