Комментарий к Федеральному закону от 30 июня 2005 г. N 74-ФЗ
"О внесении изменений в статью 182 части второй Налогового кодекса
Российской Федерации" и Федеральному закону от 30 июня 2005 г. N 71-ФЗ
"О внесении изменений в статью 217 части второй Налогового кодекса
Российской Федерации"
Федеральными законами от 30.06.2005 N 71-ФЗ и 74-ФЗ законодатель внес очередные изменения во вторую часть Налогового кодекса, а именно, в главы 22 и 23.
Основные нововведения таковы. По налогу на доходы физических лиц повышается порог лимитируемых доходов (подарков, призов, материальной помощи налогоплательщика), с которых налог не взимается, а также расширен перечень не облагаемых налогом доходов. Относительно же акциза конкретизирован объект налогообложения. Все подписанные нововведения в налоговое законодательство начинают действовать в разное время. Рассмотрим их более детально.
НДФЛ: доходы растут
Изменения, внесенные в главу 23 Налогового кодекса, заинтересуют граждан (и, естественно, налоговых агентов), которые в той или иной форме получают подарки, призы, материальную помощь от организаций или непосредственно от работодателя.
Получать помощь и подарки станет выгоднее
Начиная со следующего года увеличивается сумма доходов налогоплательщика, не подлежащих налогообложению (п. 28 ст. 217 НК РФ), с 2000 до 4000 рублей. Для налоговых агентов это повышение не влечет никаких экономических последствий, так как данная индексация отразится лишь на конечном размере дохода физического лица.
Также претерпел изменения и сам перечень не облагаемых налогом доходов. В него добавили доходы в виде подарков и помощи (в денежной и натуральной формах) такой "заслуженной" категории налогоплательщиков, как ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны, вдовы военнослужащих, погибших в период войны с Финляндией, Великой Отечественной войны, войны с Японией и т.д. Таким образом законодатели решили выделить доходы этой группы граждан среди уже существующих лимитируемых доходов, установив для них другое ограничение - 10 000 рублей за налоговый период. Это нововведение также вступает в силу с 01.01.2006.
Подарок к 60-летию Победы...
Отдельного внимания заслуживает статья 2 Закона от 30.06.2005 N 71-ФЗ. Ее положения устанавливают, что доходы в виде подарков и помощи (в денежной и натуральной формах), полученные ветеранами и инвалидами Великой Отечественной войны, вдовами военнослужащих, погибших в период войны с Финляндией, Великой Отечественной войны, войны с Японией и т.д., освобождаются от налогообложения в 2005 году. Данная поправка действует задним числом, поскольку действие 2-й статьи распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2005 года. И из этого следует, что налоговым агентам, которые выплачивали указанной категории граждан в течение 2005 года доходы в виде помощи или же подарков, придется вернуть излишне удержанный налог. Причем сделать это надо в двухмесячный срок с момента вступления настоящего закона в силу.
Устанавливая жесткие рамки по срокам возврата налога, принятый закон не диктует какого-либо особого порядка этой процедуры. Обычно зачет или возврат излишне уплаченного налога производится налоговой инспекцией. Но в рассматриваемом нами случае, когда налогоплательщик - физическое лицо хочет вернуть себе излишне удержанный подоходный налог, ему следует руководствоваться пунктом 1 статьи 231 Налогового кодекса, в соответствии с которым обязанность по возврату возлагается на налогового агента. Причем независимо от того, являются ли физическое лицо и организация сторонами трудового договора. По письменному заявлению физического лица бухгалтерия обязана вернуть ему переплаченные суммы налога. Если налогоплательщик работает в данной организации, то по его заявлению работодатель сможет зачесть переплаченную сумму налога в счет будущих платежей. Тем не менее остается неясным практическое применение пункта 2 статьи 2 Закона N 71-ФЗ в случае, когда физическое лицо не работает в организации. Зачет излишне удержанного налога фирма в этом случае произвести не может. Но в то же время налогоплательщик имеет право самостоятельно обратиться за переплатой в налоговую инспекцию, поскольку Налоговый кодекс этого не запрещает.
Акциз: работа над ошибками
Другая весьма необходимая поправка коснулась акциза. В этот раз законодатель четко определил объект налогообложения по операциям с нефтепродуктами (бензином, топливом, моторными маслами). Как видно из закона, к уже существующим положениям главы 22 Налогового кодекса добавлено лишь одно уточнение - "территория Российской Федерации". Эта поправка затрагивает операции по получению, передаче и принятию к учету нефтепродуктов организациями и индивидуальными предпринимателями. Суть вносимых изменений сводится к тому, что акциз на нефтепродукты должен взиматься при совершении операций исключительно на территории Российской Федерации.
Такое дополнение было внесено неспроста. В том виде, в котором существовала статья 182 Налогового кодекса до принятия Закона N 74-ФЗ, налогоплательщикам, осуществляющим операции с нефтепродуктами за пределами нашего государства, было не совсем понятно, подпадает ли их деятельность под налогообложение акцизом. Но внесенная поправка в виде фразы "территория Российской Федерации" поставила все на свои места.
Хотя сами авторы закона называют допущенную ошибку чисто технической, теоретически прямое соблюдение норм Налогового кодекса может привести к неожиданным налоговым последствиям. К примеру, рассмотрим случай, когда организация, имеющая свидетельство, по роду своей деятельности приобретает и передает подакцизный бензин на территории другого государства. В данной ситуации фирма должна начислить акциз, так как подпункт 3 пункта 1 статьи 182 Налогового кодекса не "привязывает" совершаемые операции с нефтепродуктами только к территории Российской Федерации. Для подобного случая не предусмотрена специальная норма, и поэтому налогоплательщик должен исчислить налог в соответствии с общим порядком налогообложения. Но вот на налоговый вычет он не имеет права, поскольку товар не ввозится в нашу страну в таможенном режиме импорта (п. 10 ст. 200 НК РФ). Такая же непонятная ситуация складывается и при последующей передаче бензина вне территории нашего государства. В этом случае налогоплательщик не освобождается от уплаты акциза, поскольку реализация нефтепродуктов не проходит в таможенном режиме экспорта, как того требует пункт 1 статьи 184 Налогового кодекса. Таким образом, возникающие противоречия экономическому содержанию этого налога повлекли за собой необходимость внесения соответствующих поправок.
Законодатели, принимая данный закон, исходили из того, что при совершении операций по приобретению и реализации нефтепродуктов за пределами Российской Федерации по экономическому содержанию акциза в этом случае не возникает объект налогообложения. Денежные поступления в виде сумм акцизов от подобных операций в бюджет не закладывались.
Таким образом, законодатели внесли ясность в порядок определения объекта налогообложения акцизом, уточнив "место совершения" хозяйственных операций с нефтепродуктами. Данная поправка начинает действовать задним числом, так как откорректированные положения главы 22 действуют с 01.01.2003.
Н.Ю. Чекмарева,
эксперт "НА"
"Нормативные акты для бухгалтера", N 14, июль 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Нормативные акты для бухгалтера"
ООО "Агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС 77-27066 выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия 26 января 2007 года.