Бюджетный учет целевых поступлений
Согласно Инструкции N 107н от 30.12.1999 целевые поступления учитывались по кредиту субсчета 270 "Целевые средства на содержание учреждения и другие мероприятия", а по дебету субсчета 225 "Расходы по целевым средствам на содержание учреждения и другие мероприятия" отражались расходы, производимые за счет этих средств. Учет доходов и расходов от целевых поступлений организован был в разрезе источников доходов и целевых статей расходов в соответствии со сметами и генеральным разрешением, выданным в установленном порядке.
По состоянию на 01.01.2005 могли остаться остатки в случаях:
на субсчете 225
а) отражены расходы по строительству объекта, но в эксплуатацию объект не сдан,
б) недостаточно было средств на закрытие субсчета;
на субсчете 270
а) остался источник при закупке материалов за счет целевых средств, которые не израсходованы по состоянию на 01.01.2005,
б) остался источник по целевым средствам на строительство объекта.
Перенос сальдо на 01.01.2005
Сальдо переносится в соответствии с Методическими указаниями по внедрению Инструкции по бюджетному учету от 24.02.2005 N 26н с обязательным составлением справки ф. N 0504833.
Справка
к межотчетному балансу по переносу остатков | Коды | |
По состоянию на 01.01.2005 | Форма по ОКУД | 0504833 |
от "01" января 2005 г. | Дата | |
Учреждение ГОУ "ИКС" | по ОКПО | |
Структурное подразделение _____________ | ||
Единица измерения: руб. | по ОКЕИ | 383 |
Наименование и основание проводимой операции |
Дата | Номер счета | Сумма | |
по дебету | по кредиту | |||
1 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Перенос сальдо по счету 013 | 3 10104 000 | 013-3 | 24 000 | |
Перенос сальдо по счету 015 | 3 10105 000 | 015-3 | 80 000 | |
Перенос сальдо по счету 020 По маши- нам и оборудованию |
020-3 | 3 10404 000 | 12 000 | |
Перенос сальдо по счету 020 По автотранспорту |
020-3 | 3 10405 000 | 8 000 | |
Перенос сальдо по фондам в основных средствах |
250-3 | 3 40103 000 | 84 000 | |
Сальдо по медикаментам | 3 10501 000 | 062-3 | 34 000 | |
Перенос сальдо по счету 225 в части строительства и капитальных вложений |
3 10604 000 | 225 | 2200 000 | |
Перенос сальдо по счету 270 | 270 | 3 40103 000 | 2234 000 |
Руководитель Иванов И.И.
------------------ -----------------------------------
(подпись) (расшифровка подписи)
Главный бухгалтер Петрова Н.Н.
------------------ -----------------------------------
(подпись) (расшифровка подписи)
Исполнитель бухгалтер Сидорова Н.П.
------------------ -----------------------------------
(подпись) (расшифровка подписи)
"01" января 2005 г.
Вступительное сальдо по новому плану счетов на 01.01.2005
Номер счета | Соответствие счету | Дебет | Кредит |
013-3 | 3 10104 000 | 24 000 | |
015-3 | 3 10105 000 | 80 000 | |
020-3 | 3 10404 000 | 12 000 | |
3 10405 000 | 8 000 | ||
062-3 | 3 10501 000 | 34 000 | |
225 | 3 10601 000 | 2200 000 | |
270 | 3 40103 000 | 2234 000 | |
250-3 | 3 40103 000 | 84 000 | |
Итого | 2304 000 | 2304 000 |
Формирование доходов по методу начисления с 01.01.2005
Бухгалтерский учет начисления доходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности с 1 января 2005 года следует осуществлять по методу начисления. Это определено новой Инструкцией по бюджетному учету от 26.08.2004 N 70н.
Доходы
На основании письма Минфина России совместного с Федеральным казначейством от 17.02.2005 N 01-01-17/2 и от 14.02.2005 N 42-7.1-01/5.1-32 о порядке отражения на лицевых счетах по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, доходы по целевым средствам отражаются:
Содержание операции на лицевом счете по учету внебюджетных средств |
Коды бюджетной классификации РФ, установленные | |
приказом Минфина РФ от 11.12.02 N 127н |
приказом Минфина РФ от 10.12.04 N 114н |
|
Добровольные пожертвования и целевые взносы физических и (или) юридических лиц, получаемые федеральными учреждениями |
5030120 5030220 |
000 3 03 02010 01 0000 180 |
Безвозмездные поступления от бюджетов бюджетной системы (федеральным учреждениям) |
5030111 5030112 5030113 5030211 5030212 5030213 |
000 3 03 01010 01 0000 151 |
Первые три знака обозначают код администратора дохода, установленный главному распорядителю средств федерального бюджета, в ведении которого находится федеральное учреждение.
Расходы
По расходам по внебюджетным средствам указывается 20-разрядный код бюджетной классификации в соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации, в котором:
в 1 - 3-м разрядах указывается код главы главного распорядителя;
в 4 - 17-м разрядах, соответствующих функциональной классификации расходов бюджетов РФ, проставляются нули;
в 18 - 20-м разрядах указывается код экономической классификации расходов бюджетов РФ, соответствующий содержанию проводимой операции.
А между 17-м и 18-м знаками вставляется бюджетный счет для учета операций.
Произведенные за счет целевых средств расходы, согласно смете, относятся
на дебет счета ХХХ 00000000000000 3 40101 200 "Расходы учреждения" (225) по кодам ЭКР, утвержденным приказом Минфина России от 10.12.2004 N 114н "Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации",
где ХХХ - это код главного распорядителя средств.
Мы не будем далее повторять во всех счетах первые 17 знаков, ограничимся последними 9 знаками.
Элементы расходов | ЭКР | Дебет | Кредит | Примечание |
Всего | 3 40101 200 | 290000 руб. | ||
Расходы по оплате труда | 211 | 3 40101 211 | 3 30201 730 | Рекомендуется не оплачивать за счет целевых поступлений, иначе налоговые органы эти расходы приравняют к нецелевому исполь- зованию средств |
Начисление ЕСН на оплату труда |
213* | 3 40101 212 | 3 30302 730 | Глава 24 НК РФ. Начисляется ЕСН, если не отнесено к разряду компенсаций, пособий, установ- ленных законодательно |
Надбавки | 212 | 3 40101 211 | 3 30201 730 | По решению органов исполнитель- ной власти |
Расходы на услуги связи | 221 | 3 40101 221 | 3 30202 730 | По смете |
Расходы на коммунальные услуги |
222 | 3 40101 222 | 3 30204 730 | По смете |
Расходы на транспортные услуги |
223 | 3 40101 223 | 3 30203 730 | По смете |
Расходы на арендную плату за пользование имуществом |
224 | 3 40101 224 | 3 30205 730 | По смете |
Расходы по содержанию имущества |
225 | 3 40101 225 | 3 30206 730 | По смете |
Расходы на прочие услуги | 226 | 3 40101 226 | 3 30207 730 | По смете |
Амортизация основных средств и нематериальных активов |
271 | 3 40101 271 | 3 104хх 410** | По смете |
Расходование материальных запасов |
272 | 3 40101 272 | 3 1050х 440** | По смете |
Прочие расходы | 290* | 3 40101 280 | 3 302хх 730** | По смете |
* 213, 290 коды не совпадают с номером КОСГУ в счете бюджетного учета. ** - счета аналитического учета |
Начисление прочих доходов
Начисление дохода по целевым поступлениям производится исходя из фактически поступивших средств на счет в банк или кассу от юридических и физических лиц. В аналитическом учете следует указать, от кого поступили средства. Поскольку необходимо применять с 01.01.2005 метод начисления, то сначала учреждением, так как он является администратором таких доходов, производится начисление дохода:
Дебет 3 20510 560 "Увеличение дебитор- ской задолженности по прочим доходам" (175) |
Кредит 3 40101 180 "Прочие доходы" (270) |
300 000 руб. |
Основанием для начисления таких доходов (в принципе) является подтверждение оплаты.
Поступление прочих доходов
Поступление прочих доходов при безналичном расчете отражается:
Дебет 3 20101 510 "Поступления денежных средств учреждения на банковские счета" (110) |
Кредит 3 20510 660 "Уменьшение дебитор- ской задолженности по прочим доходам" (175) |
250 000 руб. |
Поступление прочих доходов при наличном расчете в учреждениях, обслуживающихся в органах Федерального казначейства, отражается:
Дебет 3 20104 510 "Поступления в кассу" (120) |
Кредит 3 20510 660 "Уменьшение дебитор- ской задолженности по прочим доходам" (175) |
50 000 руб. |
Дебет 3 30600 830 "Уменьшение кредитор- ской задолженности по выплате наличных денег органами, осуществляющими кассо- вое обслуживание исполнения бюджетов" (178) |
Кредит 3 20104 610 "Выбытия из кассы" (120) |
50 000 руб. |
Дебет 3 20101 510 "Поступления денежных средств учреждения на банковские счета" (110) |
Кредит 3 30600 730 "Увеличение кредитор- ской задолженности по выплате наличных денег органами, осуществляющими кассовое обслуживание исполнения бюджетов" (178) |
50 000 руб. |
Для обеспечения наличными деньгами получателей бюджетных средств в установленных пунктом 1 совместного письма Минфина России от 18.03.2005 N 02-14-10а/462 и Федерального казначейства N 42-7.1-01/5.1-58 случаях открытие органу Федерального казначейства отдельного счета на балансовых счетах N 40201 "Средства бюджетов субъектов РФ" и N 40204 "Средства местных бюджетов" не требуется.
Выдача наличных денег, как и их взнос, осуществляется на ранее открытых им вышеуказанных счетах кассового обслуживания исполнения соответствующего бюджета.
Целевые взносы будут отражены на счетах бюджетного учета:
Дебет 3 20104 510 "Поступления в кассу" (120) | Кредит 3 20510 660 "Уменьшение дебиторской за- долженности по прочим доходам" (175) |
Дебет 3 20101 510 "Поступления денежных средств учреждения на банковские счета" (110) |
Кредит 3 20104 610 "Выбытия из кассы" (120) |
Начисление дохода по поступлениям от других бюджетов
Начисление дохода по поступлениям от других бюджетов, например от территориальных внебюджетных фондов по обязательному медицинскому страхованию, отражается:
Дебет 3 20505 560 "Увеличение дебиторской задолженности по поступ- лениям от других бюджетов бюджетной системы Рос- сийской Федерации" (175) |
Кредит 3 40101 151 "Доходы от поступлений от других бюджетов бюд- жетной системы Российской Федерации" (270) |
Поступления доходов от других бюджетов (и от внебюджетных фондов)
Средства, поступившие на счет от других бюджетов, отражаются в учете:
Дебет 3 20101 510 "Поступления денежных средств учреждения на банковские счета" (110) |
Кредит 3 20505 560 "Уменьшение дебиторской задолженности по поступлениям от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" (175) |
Заключение счетов текущего финансового года
Результат текущей финансово-хозяйственной деятельности определяется в конце года и относится на счет 3 40103 000 "Финансовый результат прошлых отчетных периодов".
Заключение счетов текущего финансового года отражается:
Дебет счета 3 40103 000 "Финансовый ре- зультат прошлых отчетных периодов" |
Кредит соответствующих счетов аналити- ческого счета 3 40101 200 "Расходы уч- реждения" |
290 000 |
Дебет счета 3 40101 180 "Прочие доходы" | Кредит счета 3 40103 000 "Финансовый результат прошлых отчетных периодов" |
300 000 |
Закрытие счета производится в конце года.
Чтобы не сделать ошибок, напоминаем вам о понятиях и нормативном регулировании благотворительности, пожертвований, помощи (содействия).
Благотворительность
При применении пп. 4 п. 2 ст. 251 НК РФ следует учитывать, что понятие "благотворительная деятельность" определено в ст. 1 Закона РФ от 11.08.1995 N 135-ФЗ. Под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.
Средствами и иным имуществом, полученными на осуществление благотворительной деятельности, признаются средства и иное имущество, поступившие некоммерческим организациям, образованным в соответствии с законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях, на осуществление благотворительной деятельности. Цели благотворительной деятельности определены в п. 1 ст. 2 Закона N 135-ФЗ.
Понятие | Федеральный закон от 11.08.1995 N 135-ФЗ "О благотво- рительной деятельности и благотворительных организа- циях" |
Добровольная деятельность граждан и юриди- ческих лиц по бескорыстной передаче денеж- ных средств, выполнению работ, предоставле- нию услуг, оказанию иной поддержки |
Нет объекта Налог на добавленную стоимость - пп. 12 п. 3 ст. 149 НК РФ Налог на прибыль - пп. 14 ст. 250 НК РФ |
Подтверждение | Целевое использование имущества |
Условие | Нет у благополучателей встречных обязательств перед благотворителями |
Отчет, лист 10 налоговой декларации | О целевом использовании |
Необходимо отметить, что гл. 25 НК РФ установлена норма, согласно которой при определении налоговой базы не учитываются полученные безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности.
K таким поступлениям относятся: средства и иное имущество, которые получены на осуществление благотворительной деятельности.
В случае использования указанных средств не по целевому назначению они подлежат включению в состав внереализационных доходов.
Не рекомендуется оформлять поступления медицинским учреждениям в качестве благотворительных взносов (помощи).
Пожертвования
К целевым поступлениям отнесены также пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии со ст. 582 ГК РФ. Перечень учреждений и организаций, которым могут делаться пожертвования, определен в пункте 1 данной статьи.
1. Пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях.
Пожертвования могут делаться гражданам, лечебным, воспитательным учреждениям, учреждениям социальной защиты и другим аналогичным учреждениям, благотворительным, научным и учебным учреждениям, фондам, музеям и другим учреждениям культуры, общественным и религиозным организациям, а также государству и другим субъектам гражданского права, указанным в статье 124 настоящего Кодекса.
2. На принятие пожертвования не требуется чьего-либо разрешения или согласия.
3. Пожертвование имущества гражданину должно быть, а юридическим лицам может быть обусловлено жертвователем использованием этого имущества по определенному назначению. При отсутствии такого условия пожертвование имущества гражданину считается обычным дарением, а в остальных случаях пожертвованное имущество используется одаряемым в соответствии с назначением имущества.
Юридическое лицо, принимающее пожертвование, для использования которого установлено определенное назначение, должно вести обособленный учет всех операций по использованию пожертвованного имущества.
4. Если использование пожертвованного имущества в соответствии с указанным жертвователем назначением становится вследствие изменившихся обстоятельств невозможным, оно может быть использовано по другому назначению лишь с согласия жертвователя, а в случае смерти гражданина-жертвователя или ликвидации юридического лица - жертвователя - по решению суда.
5. Использование пожертвованного имущества не в соответствии с указанным жертвователем назначением или изменение этого назначения с нарушением правил, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, дает право жертвователю, его наследникам или иному правопреемнику требовать отмены пожертвования.
6. К пожертвованиям не применяются статьи 578 и 581 ГК РФ (отмена дарения и правопреемство при обещании дарения).
Понятие | Ст. 582 Гражданского кодекса РФ |
Дарение вещи или права в общеполезных целях |
Лечебным, воспитательным учреждениям, учреждениям социальной защиты и дру- гим аналогичным учреждениям, благотворительным, научным и учебным учрежде- ниям, фондам, музеям и другим учреждениям культуры, общественным и религи- озным организациям, а также государству и другим субъектам гражданского права |
Цель | Указывается жертвователем |
Нет объекта | Налог на добавленную стоимость Налог на прибыль согласно пп. 22 п. 1 ст. 251 НК РФ |
В соответствии со ст. 575 ГК РФ "Запрещение дарения" не допускается дарение, за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает пяти установленных законом минимальных размеров оплаты труда:
1) от имени малолетних и граждан, признанных недееспособными, их законными представителями;
2) работникам лечебных, воспитательных учреждений, учреждений социальной защиты и других аналогичных учреждений гражданами, находящимися в них на лечении, содержании или воспитании, супругами и родственниками этих граждан;
3) государственным служащим и служащим органов муниципальных образований в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей;
4) в отношениях между коммерческими организациями.
Рекомендуется оформлять пожертвованиями!
Помощь (содействие)
Доходы в виде средств и иного имущества, полученные в виде безвозмездной помощи (содействия) в порядке, установленном Законом N 95-ФЗ, в соответствии с пп. 6 п. 1 ст. 251 НК РФ не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль. Понятия "безвозмездная помощь", "техническая помощь", "гуманитарная помощь" для целей налогообложения применяются в том значении, в каком они используются в Федеральном законе от 04.05.1999 N 95-ФЗ "О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации".
Так, безвозмездная помощь (содействие) - это средства, товары, предоставляемые Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, органам государственной власти и органам местного самоуправления, юридическим и физическим лицам, а также выполняемые для них работы и оказываемые им услуги в качестве гуманитарной или технической помощи (содействия) на безвозмездной основе иностранными государствами, их федеративными или муниципальными образованиями, международными и иностранными учреждениями или некоммерческими организациями, на которые имеются удостоверения (документы), подтверждающие принадлежность указанных средств, товаров, работ и услуг к гуманитарной или технической помощи (содействию).
Техническая помощь (содействие) - вид безвозмездной помощи (содействия), предоставляемой в целях оказания поддержки в осуществлении экономической, социальной реформ и осуществлении разоружения путем проведения конверсии, утилизации вооружения и военной техники, проведения радиационно-экологических мероприятий по обращению с радиоактивными отходами, отработанным ядерным топливом и другими ядерными материалами, ранее накопленными и (или) образующимися при эксплуатации и выводе из нее объектов мирного и военного использования атомной энергии, а также путем проведения исследований, обучения, обмена специалистами, аспирантами и студентами, передачи опыта и технологий, поставок оборудования и других материально-технических средств по проектам и программам, которые зарегистрированы в порядке, установленном Правительством РФ.
Гуманитарная помощь (содействие) - вид безвозмездной помощи (содействия), предоставляемой для оказания медицинской и социальной помощи малообеспеченным, социально незащищенным, пострадавшим от стихийных бедствий и других чрезвычайных происшествий группам населения, для ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных происшествий, расходы на транспортировку, сопровождение и хранение указанной помощи (содействия).
Документом, подтверждающим принадлежность средств, товаров, работ и услуг к гуманитарной или технической помощи (содействию), является удостоверение, выданное в порядке, определенном постановлениями Правительства РФ от 04.12 1999 N 1335 "Об утверждении порядка оказания гуманитарной помощи (содействия) Российской Федерации", с изменением от 12.05.2003 N 277 и от 17.09.1999 N 1046 "Об утверждении порядка регистрации проектов и программ технической помощи (содействия), выдачи удостоверений, подтверждающих принадлежность средств, товаров, работ и услуг к технической помощи (содействию), а также осуществления контроля за ее целевым использованием", с изменением от 25.04.2003 N 242.
При применении данного подпункта следует учитывать, что средства, полученные в виде безвозмездной помощи (содействия), использованные не по целевому назначению, подлежат включению организациями-получателями во внереализационные доходы в момент, когда получатель таких доходов фактически использовал их не по целевому назначению (нарушил условия их получения).
Но в бюджетном учете нецелевое использование не отражается.
Об обязательном медицинском страховании
Средства, перечисленные страховыми компаниями и внебюджетными фондами, являются целевыми и налогообложению не подлежат. Об обязательном медицинском страховании и порядке отражения на счетах учета были написаны статьи в журналах "Советник бухгалтера в здравоохранении" N 2 (2005), стр. 47.
Л.П. Воробьева,
к.э.н., директор Государственного научно-методического
центра бухгалтерского учета и аудита,
главный редактор Издательства "Советник бухгалтера"
"Советник бухгалтера в здравоохранении", N 5, июль-август 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Советник бухгалтера в здравоохранении"
Зарегистрирован в Государственном комитете РФ по печати
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ N 77-18370 от 21.09.2004 г.
Учредитель: ООО "Издательство "Советник бухгалтера"
Юридический почтовый адрес редакции:
115998 г., Москва, ул. Люсиновская д. 51, оф. 584
Телефоны редакции: (495) 258-00-27, 236-33-89, 748-46-71, 748-46-72
Отдел подписки и распространения: (495) 748-46-71, 748-46-72
Отдел рекламы: (495) 748-46-71, 748-46-72
E-mail: sb@ministry.ru, sb@sde.ru
Подписка на сайте: www.sovbuh.ru
Подписка на почте:
Каталог "Роспечать" - 20406, 84673
Каталог "Пресса России" - 87921, 87859