Комментарий к письму Минфина России
от 17.05.2005 N 03-07-03-04/20
"Упрощенцы" вправе включить в налоговые расходы платежи за загрязнение окружающей среды. Такие траты прямо поименованы в Налоговом кодексе в числе материальных издержек для расчета налога на прибыль. А именно, в соответствии с этими правилами пользователи упрощенной системы учитывают свои доходы и расходы. Однако для включения платы за "грязь" в базу единого налога от природопользователя потребуется и выполнение определенных условий. Каких именно - читайте в комментарии.
Документ адресован "упрощенцам", которые в процессе своей деятельности негативно воздействуют на окружающую среду. Финансисты разъяснили, можно ли затраты на "экологические" платежи включить в расходы при расчете единого налога.
Плату за загрязнение...
За негативное воздействие на окружающую среду компании должны платить (ст. 16 Закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"). Напомним, в каких случаях у фирмы (предпринимателя) возникает обязанность вносить "экологические" платежи. Закон N 7-ФЗ к таким "провинностям" относит сбросы и выбросы загрязняющих веществ в водные объекты и атмосферный воздух; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления и т.п. (п. 2 ст. 16 Закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ).
Таким образом, на практике с необходимостью вносить плату за загрязнение столкнутся не только крупные производственные предприятия, заводы и т.п. Эта обязанность может возникнуть у организации любой формы собственности и масштабов деятельности. Например, наличие у фирмы транспорта, работающего на дизельном топливе или сжатом (сжиженном) газе, - достаточное основание для того, чтобы познакомиться с платежами за "грязь" (постановление Правительства РФ от 12.06.2003 N 344). Так же как и размещение (т.е. хранение и захоронение) отходов производственной и иной деятельности (Закон от 24.06.98 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления").
Обратите внимание: плата за размещение отходов взимается как с организаций, так и с предпринимателей, поскольку в числе плательщиков в Законе N 89-ФЗ явно указаны и те, и другие. А вот все прочие "экологические" взносы, согласно законодательству, предприниматели уплачивать не должны. Поскольку их плательщиками являются предприятия, учреждения, организации, а также иностранные юридические и физические лица (п. 2 Порядка, утвержденного письмом от 03.03.93 Минприроды России N 04-15/61-638, Минфина России N 19, ГНС России N ВГ-6-02/10; постановление Правительства РФ от 28.08.92 N 632).
...Можно учесть в расходах...
Если организация-природопользователь платит налоги по упрощенной системе с доходов за минусом расходов, у нее неизбежно возникнет вопрос: возможно ли включить траты на "эковзносы" в расчет единого налога?
Конечно, закрытый перечень расходов, на которые "упрощенец" вправе уменьшить доход при расчете единого налога, включает суммы налогов и сборов, уплаченные согласно налоговому законодательству (подп. 22 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Однако к плате за "грязь" это положение Налогового кодекса применить нельзя.
В самом деле, как отметили финансисты, эти отчисления к налоговым не относятся. И не только потому, что сейчас их контролирует Ростехнадзор (п. 2 постановления Правительства РФ от 30.07.2004 N 401). На неналоговый характер платежей за загрязнение еще раньше указали конституционные судьи (определение Конституционного Суда РФ от 10.12.2002 N 284-О). А главное - "эковзносы" не включены в общий перечень налогов, установленных на территории России (ст. 13-15 НК РФ).
Тем не менее природопользователи - "упрощенцы" вправе уменьшить базу единого налога на платежи за загрязнение. Поскольку они прямо поименованы в статье 254 Налогового кодекса о материальных расходах, учитываемых при расчете налога на прибыль (подп. 7 п. 1). А ведь именно в соответствии с нормами этой статьи надлежит учитывать материальные расходы и пользователям упрощенной системы налогообложения (подп. 5 п. 1 ст. 346.16, п. 2 ст. 346.16 НК РФ). Однако следует иметь в виду, что такое разрешение финансистов является далеко не безусловным.
...Но не всегда
Обозначенная позиция Минфина относительно учета "эковзносов" в "упрощенных" расходах не новость. Но в рассматриваемом документе, так же как и в более раннем письме от 21.03.2003 N 04-07-14/1, финансисты не касаются темы лимитов загрязнения. Между тем эта проблема имеет прямое отношение к вопросу, заданному организацией. И ответ на него, согласно прошлогодним разъяснениям того же Минфина, может быть и противоположным. То есть включить "эковзносы" в расчет единого налога "упрощенец" может не всегда (письмо Минфина России от 09.07.2004 N 03-03-05/1/70).
Дело в том, что и подпункт 1 пункта 7 статьи 254 Налогового кодекса, на который ссылаются финансисты, позволяет включить в расходы лишь платежи за предельно допустимые выбросы. Эти нормативы (лимиты) природопользователь обязан согласовать с территориальным подразделением Минприроды России (п. 5.2 Инструктивно-методических указаний, утвержденных Минприроды России 26.01.93). То есть "эковзносы" за загрязнение сверх норматива (лимита) в составе материальных расходов учесть нельзя (см. также п. 4 ст. 270 НК РФ). Следовательно, невозможно уменьшить на их величину и доходы "упрощенца".
Но и это еще не все. Лимиты негативного воздействия на окружающую среду могут быть установлены только при наличии у природопользователя разрешения на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и вредные воздействия на атмосферный воздух. Такой документ выдает новый куратор взыскания "эковзносов" - Ростехнадзор (п. 5.3.4 постановления Правительства РФ от 30.07.2004 N 401). Если же природопользователь этой бумаги не получит, то загрязнения в полном объеме считаются сверхлимитными (п. 6 постановления Правительства РФ от 28.08.92 N 632). Помимо того что сам "эковзнос" тогда будет впятеро больше (п. 5 постановления Правительства РФ от 28.08.92 N 632), о включении этого платежа в "упрощенные" расходы в этом случае не может быть и речи. Поэтому пользователям упрощенной системы вдвойне важно своевременно обратиться за таким разрешением в территориальное Управление Ростехнадзора.
"Консультант. Комментарии к документам для бухгалтера", N 14, июль 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Консультант. Комментарии к документам для бухгалтера"
ООО "Международное агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации: ПИ N ФС77-31559 от 04.04.08.