Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 19 июля 2005 г. N КГ-А40/6132-05
(извлечение)
ЗАО "АТС" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Министерству финансов Российской Федерации о взыскании убытков в сумме 113.388 рублей, образовавшихся в связи с предоставлением льгот по оплате услуг связи в соответствии с реализацией ФЗ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы Чернобыльской АЭС", "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" и "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" на основании ФЗ "О связи".
Исковые требования основаны на статьях 8, 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ), статьях 5, 30 Федерального закона "О связи" от 16.02.1995 N 15-ФЗ.
До рассмотрения спора по существу истец заявил об увеличении суммы иска до 127.511 рублей 44 копеек, заявление судом принято.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 29.03.2005 иск удовлетворен. При этом суд сделал вывод о правомерности заявленных требований, указав на недостаточное финансирование территориальных органов социальной защиты населения из Федерального бюджета.
В кассационной жалобе ответчиком ставится вопрос об отмене принятого решения по мотиву нарушения и неправильного применения судом норм материального и процессуального права, и направлении дела на новое рассмотрение.
В обоснование кассационной жалобы ответчик ссылается на то, что судом нарушена статья 1064 ГК РФ, не исследован вопрос о наличии задолженности Федерального бюджета перед бюджетом Тверской области, указывая также на то, что договор между Управлением по социальной защите населения Администрации г. Твери и истцом о возмещении расходов на предоставление пострадавшим от радиации гражданам льгот по оплате услуг связи не создает обязанностей для Минфина России.
В заседании суда кассационной инстанции представитель ответчика доводы кассационной жалобы поддержал, представитель истца возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Проверив законность решения в порядке статьи 286 АПК РФ, выслушав представителей сторон, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия считает решение подлежащим отмене по следующим основаниям.
Судом установлено, что между Управлением по социальной защите населения Администрации г. Твери и истцом 10.11.2002 был заключен договор о возмещении расходов на предоставление пострадавшим от радиации гражданам льгот по оплате услуг связи целью которого являлось установление порядка возмещения выпадающих доходов ЗАО "АТС" от предоставления скидки в оплате установок квартирных телефонов и абонентской платы за пользование телефоном гражданам, пользующимся льготами в соответствии с федеральными законами.
Пунктами 1.2, 1.3 Договора установлено, что истец предоставляет местные телефонные соединения и устанавливает квартирные телефоны с оплатой 50% действующего тарифа граждан, имеющим право на льготы, а Управление возмещает истцу расходы, понесенные в связи с предоставлением льгот.
Обращаясь в суд, истец ссылается на то, что с 01.06.2002 по 01.08.2004 было оказано услуг на общую сумму 257.229 рублей, из которых 127.511 рублей 67 копеек остались не возмещенными.
Указанное обстоятельство подтверждается представленной помесячной информацией об объемах и стоимости оказанных услуг связи по абонентам, пользующимися льготами в соответствии с вышеуказанными Федеральными Законами, платежными поручениями и выписками по ним Управления по социальной защите населения Администрации г. Твери
Удовлетворяя иск, суд исходил из того, что в целях возмещения организациям, предоставляющим льготы, расходов по их предоставлению, Постановлением Правительства РФ от 13.05.2002 N 310 "О порядке предоставления и расходования в 2002 году средств, выделяемых из Фонда компенсаций на реализацию Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы Чернобыльской АЭС", "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" и "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" был установлен порядок возмещения расходов организациями, оказывающими услуги гражданам, имеющим право на льготы.
Суд также указал на то, что Управление по социальной защите населения Администрации г. Твери письмом от 21.03.2005 N 249 сообщило, что распределение поступающих из областного бюджета денежных средств производилось пропорционально произведенным фактическим расходам организаций, остатков нераспределенных средств на конец года в указанном периоде (2002-2004 г.г.) не было. Задолженность областного бюджета перед ЗАО "АТС" за период 2002-2004 г.г. составляет 127.511 рублей 67 копеек.
В этой связи суд сделал вывод о том, что истец понес убытки при выполнении требований Федеральных Законов, в связи с чем требования истца подлежат удовлетворению в полной сумме.
Данный вывод суда является недостаточно обоснованным, сделанным по неполно исследованным обстоятельствам дела.
В соответствии с указанным Порядком, перечисление средств федерального бюджета на покрытие расходов, понесенных коммерческими организациями в связи с предоставлением услуг связи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение льгот, производится через территориальные органы социальной защиты населения.
Предоставление субсидий осуществляется Минфином России на основании сводной бюджетной росписи Федерального бюджета в пределах объемов финансирования и лимитов бюджетных обязательств; субсидии зачисляются на счет бюджета субъекта РФ.
Возражая по иску ответчик ссылался на то, что денежные средства, предусмотренные к выделению Тверской области в 2002-2004 годах были выделены полностью, задолженность Федерального бюджета отсутствует.
Между тем, указанный довод не был предметом исследования суда, тогда как проверка указанных обстоятельств имеет существенное значение для правильного рассмотрения спора.
При таких обстоятельствах решение суда подлежит отмене как принятое по неполно исследованным обстоятельствам дела, дело - направлению на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении суду надлежит учесть изложенное, полно и всесторонне исследовать обстоятельства дела, дать оценку доводам истца и возражениям ответчика, проверить исполнение Минфином России обязанности по предоставлению субсидий Тверской области и их объем, целевое использование выделенных средств органами исполнительной власти субъекта, для чего обсудить вопрос о привлечении к участию в деле Администрации Тверской области и Управления по социальной защите населения Администрации г. Твери, и с учетом установленного и в соответствии с требованиями статьи 15 АПК РФ принять законное и обоснованное решение.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 284-289 АПК РФ, суд постановил:
решение от 29.03.2005 Арбитражного суда города Москвы по делу N А40-59580/04-113-509 - отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 19 июля 2005 г. N КГ-А40/6132-05
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании