В соответствии с пунктом 2 "Плана действий на 2004 - 2005 годы по реализации программы развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года, одобренной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 2001 года N 584", утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2003 г. N 1934-р и в целях повышения эффективности и прозрачности формирования финансовых взаимоотношений с бюджетами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований приказываю:
1. Утвердить прилагаемую методику комплексной оценки финансового положения и качества управления финансами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
2. Департаменту межбюджетных отношений (Силуанов А.Г.):
- проводить комплексную оценку финансового положения и качества управления финансами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в обязательном порядке при подаче заявки на получение средств из Фонда реформирования региональных финансов;
- осуществлять оценку финансового положения и качества управления финансами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в течение месяца после получения заявки субъекта Российской Федерации (муниципального образования) на участие в оценке финансового положения и качества управления финансами субъекта Российской Федерации (муниципального образования), но не ранее 1 мая каждого года.
- проводить оценку финансового положения и качества управления финансами муниципальных образований только для муниципальных образований - столиц субъектов Российской Федерации, либо муниципальных образований с численностью населения не менее 200 тыс. человек.
3. Департаменту межбюджетных отношений (Силуанов А.Г.) осуществлять публикацию результатов комплексной оценки финансового положения и качества управления финансами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на сайте Министерства финансов Российской Федерации.
4. Контроль за выполнением настоящего Приказа возложить на директора Департамента межбюджетных отношений А.Г. Силуанова.
Министр |
А.Л. Кудрин |
Методика оценки финансового положения и качества управления финансами
(утв. приказом Минфина РФ от 2 августа 2004 г. N 223)
I. Общие положения Методики оценки финансового положения и качества управления финансами
1. Описание методики
В основе Методики лежит система индикаторов, отражающих отдельные факторы финансового положения или качества управления финансами.
В качестве исходных данных для проведения оценки используются официальные статистические данные, финансовая отчетность субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, информация и нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Если для определения значения какого-либо индикатора финансового положения и качества управления финансами субъекта Российской Федерации (муниципалитета) предоставленных исходных данных недостаточно, то по данному индикатору оцениваемый субъект Российской Федерации (муниципалитет) получает наихудшую оценку.
2. Описание расчетов финансового положения и качества управления финансами
Оценка финансового положения и оценка качества управления финансами субъекта Российской Федерации (муниципалитета) измеряются в баллах. Максимально возможная (наилучшая) величина финансового положения и качества управления финансами составляет 30 баллов.
Для каждого индикатора установлены одно или два критических значения. В случае, если значение индикатора (V) находится за пределами критического значения максимального риска неплатежеспособности (наихудшего качества управления финансами), то значение оценки индикатора (М) равно 0. Соответственно, если значение индикатора находится за пределами критического значения минимального риска неплатежеспособности (оптимального качества управления финансами), то значение оценки равно 1.
Если значение индикатора лежит в интервале между двумя критическими значениями, то по данному индикатору присваивается оценка в пределах от 0 до 1. Оценка по индикатору рассчитывается по формуле:
Mi = (Vi - Vmin)/(Vmax - Vmin),
где Mi - оценка по индикатору i;
Vi - фактическое значение индикатора i;
Vmin - критическое значение индикатора i, соответствующее высокому риску
неплатежеспособности (низкому качеству управления финансами);
Vmax - критическое значение индикатора i, соответствующее низкому риску
неплатежеспособности (высокому качеству управления финансами).
В случае, если индикатор имеет только одно критическое значение, оценке по данному индикатору присвается либо наивысшее значение равное 1 (если фактическое значение индикатора находится в области минимального риска неплатежеспособности, максимального качества управления финансами), либо наихудшее значение равное 0 (если фактическое значение индикатора находится в области максимального риска неплатежеспособности, наихудшего качества управления финансами).
Для индикаторов установлены различные веса относительной значимости. Различия в величинах весов обусловлены разной степенью влияния отражаемых индикаторами факторов на общий уровень финансового положения и качество управления финансами.
Итоговая оценка финансового положения (качества управления финансами) определяется суммой произведений оценок по всем индикаторам на соответствующие им веса относительной значимости индикаторов (W) по следующей формуле:
P = У (Mi х Wi),
где P - комплексная оценка финансового положения (качества управления финансами)
субъекта Российской Федерации (муниципального образования);
Mi - оценка по индикатору i;
Wi - удельный вес i-го индикатора.
II. Оценка финансового положения и качества управления бюджетами субъектов Российской Федерации
1. Описание
Индикаторы оценки финансового положения и качества управления бюджетами субъектов Российской Федерации отражают ключевые факторы платежеспособности, определяющие текущее финансовое состояние и потенциальные финансовые возможности, устойчивость по отношению к воздействию негативных внешних факторов, уровень методологического и нормативно-правового обеспечения бюджетного процесса, результаты внедрения передовых практик управления финансами, доступность и объективность информации о финансово-экономическом состоянии территории.
Индикаторы сгруппированы по направлениям, отражающим отдельные элементы финансового положения и качества управления бюджетами субъектов Российской Федерации. Ниже представлен сводный перечень индикаторов оценки финансового положения и качества управления бюджетами субъектов Российской Федерации.
Таблица 1. Перечень индикаторов и веса индикаторов оценки финансового положения и качества управления бюджетами субъектов Российской Федерации
N |
наименование индикатора |
удельный вес индикатора |
Экономика | ||
P1 |
Обеспеченность расходов населения доходами |
0,350 |
P2 |
Динамика реальных денежных доходов населения |
0,350 |
P3 |
Динамика реального объема промышленного производства за последние три года |
0,750 |
Финансовая гибкость | ||
P4 |
Доля первоочередных расходов в расходах бюджета |
1,500 |
P5 |
Доля капитальных вложений в расходах бюджета за последние 3 года |
0,250 |
P6 |
Зависимость бюджета от финансовой помощи |
1,000 |
P7 |
Соотношение роста доходов и текущих расходов бюджета за последние 3 года |
0,500 |
P8 |
Объем кредиторской задолженности бюджетных учреждений не превышает 5 % расходов бюджета |
1,000 |
P9 |
Изменение кредиторской задолженности по оплате труда в течении года |
1,000 |
P10 |
Изменение кредиторской задолженности по начислениям на оплату труда |
1,000 |
P11 |
Изменение кредиторской задолженности по оплате коммунальных услуг |
1,000 |
Долговая нагрузка | ||
P12 |
Отношение долга без учета гарантий и поручительств к доходам бюджета |
1,000 |
P13 |
Отношение краткосрочного (до 1 года) долга к доходам бюджета |
0,750 |
P14 |
Отношение внешнего долга к доходам бюджета |
0,250 |
P15 |
Отношение объема выданных гарантий (поручительств) к доходам бюджета |
0,250 |
P16 |
Отсутствие просроченных долговых обязательств |
0,500 |
Выполнение требований федерального законодательства | ||
P17 |
Соблюдение ограничения текущих расходов бюджета, установленного Бюджетным кодексом Российской Федерации |
0,500 |
P18 |
Соблюдение ограничения дефицита бюджета, установленного Бюджетным кодексом Российской Федерации |
0,500 |
P19 |
Соблюдение ограничения на объем государственного долга, установленного Бюджетным кодексом Российской Федерации |
0,500 |
P20 |
Соблюдение ограничения расходов на обслуживание долга, установленного Бюджетным кодексом Российской Федерации |
0,500 |
Финансовая политика | ||
P21 |
Отношение дефицита к доходам бюджета |
0,500 |
P22 |
Отношение тарифа на электроэнергию для промышленных и приравненных к ним потребителей к тарифу для населения |
0,375 |
P23 |
Отношение тарифа на теплоэнергию для промышленных и приравненных к ним потребителей к тарифу для населения |
0,375 |
P24 |
Отношение прироста недоимки по налоговым платежам в бюджет к налоговым доходам бюджета |
1,000 |
P25 |
Соблюдение рекомендуемого уровня платежей граждан за предоставляемые жилищно-коммунальные услуги |
0,750 |
P26 |
Соблюдение рекомендуемой максимально допустимой доли расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг в совокупном доходе семьи |
0,750 |
Управление расходами | ||
Р27 |
Количество бюджетных учреждений обслуживаемых органами казначейства |
0,500 |
Р28 |
Численность занятых в бюджетной сфере |
0,500 |
Р29 |
Количество бюджетных учреждений |
0,500 |
Р30 |
Количество бюджетополучателей |
0,500 |
P31 |
Исполнение бюджета по расходам в разрезе статей укрупненной структуры расходов бюджета |
0,500 |
P32 |
Коррекция объема расходов бюджета в соответствии с исполнением плана по доходам бюджета |
0,500 |
P33 |
Ограничение предоставления бюджетных кредитов, гарантий и субсидий предприятиям |
0,500 |
P34 |
Доля закупок товаров (работ, услуг) по контрактам, заключенным по результатам проведения открытых конкурсов, в общем объеме расходов бюджета |
1,000 |
P35 |
Разработка и утверждение системы индикаторов результативности бюджетных расходов |
0,500 |
P36 |
Разработка и применение методики оценки эффективности программ (проектов) капитальных вложений |
0,500 |
Межбюджетные отношения | ||
P37 |
Закрепление нормативов отчислений по регулирующим доходам на долгосрочной основе |
1,000 |
P38 |
Установление одинаковых нормативов отчислений по регулирующим налогам для всех муниципальных образований одного типа |
0,500 |
P39 |
Закрепление формулы распределения безвозмездной финансовой помощи на долгосрочной основе |
1,500 |
P40 |
Закрепление методологии предоставления бюджетных ссуд (бюджетных кредитов) на финансирование временных кассовых разрывов |
0,750 |
P41 |
Выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований |
0,750 |
P42 |
Финансирование государственных расходных полномочий, передаваемых муниципальным образованиям в объеме фактических расходов муниципальных образований на реализацию передаваемых полномочий |
0,750 |
Учет, отчетность и прозрачность | ||
P43 |
Выполнение минимальных требований к составу годовой финансовой отчетности |
0,500 |
P44 |
Включение в годовую финансовую отчетность информации о контролируемых коммерческих организациях |
0,125 |
P45 |
Оценка потерь бюджета от предоставления региональных налоговых льгот |
0,750 |
P46 |
Накопительный учет стоимости финансируемых из бюджета капитальных вложений |
0,125 |
P47 |
Действующий официальный сайт (или раздел на сайте) финансового органа |
0,125 |
P48 |
Проведение социологических опросов населения по вопросам, связанным с оказанием бюджетных услуг |
0,125 |
P49 |
Публикация в СМИ и Интернете проектов законов не позднее внесения в орган представительной власти |
0,250 |
P50 |
Организация на регулярной основе курсов повышения квалификации сотрудников финансовых органов |
0,250 |
P51 |
Применение открытых конкурсных процедур для заполнения вакансий финансовых органов |
0,250 |
P52 |
Организация мониторинга социально-экономического положения муниципальных образований на регулярной основе |
0,500 |
Критические значения каждого индикатора и формулы расчета значений индикаторов приведены в Таблице 2.
Таблица 2. Значения и формулы расчета индикаторов оценки финансового положения и качества управления бюджетами субъектов Российской Федерации
N |
индикаторы |
формула расчета значения индикатора |
минимальный риск неплатежеспособности (наилучший уровень управления бюджетом) |
максимальный риск неплатежеспособности (минимальный уровень управления бюджетом) |
пояснение |
P1 |
Обеспеченность расходов населения доходами |
V=A/B
A - среднедушевые денежные доходы B - стоимость фиксированного набора потребительских товаров и услуг |
300% |
100% |
Индикатор отражает уровень жизни населения, определяющий различия в потребности расходов бюджета на социальную политику. При необходимости органы власти субъектов Российской Федерации с высоким уровнем жизни населения могут устанавливать более высокие ставки налогов, сборов, платежей за оказание бюджетных услуг. В субъектах Российской Федерации, где население имеет относительно низкие доходы, эта возможность существенно меньше. В таких субъектах Российской Федерации население испытывает большую потребность в социальных расходах, что также оказывает дополнительное давление на бюджет |
P2 |
Динамика реальных денежных доходов населения |
V=A
A - индекс реальных денежных доходов населения |
110% |
95% |
Динамика денежных доходов населения отражает перспективы роста местной экономики в краткосрочном периоде. Рост реальных денежных доходов населения свидетельствует о позитивной динамике в местной экономике и является дополнительным фактором роста местной экономики в связи с последующим ростом потребительских расходов и (или) сбережений. Падение реальных денежных доходов приводит к сужению потребительского спроса, что, в свою очередь, обуславливает снижение налоговых доходов и ухудшение сбалансированности бюджета |
P3 |
Динамика реального объема промышленного производства за последние три года |
V=An х An-1 х х n-2
A - индекс физического объема промышленной продукции n - отчетный год |
120% |
100% |
Промышленность, являющаяся ключевой отраслью экономики для большинства субъектов Российской Федерации, определяет тенденцию развития региональной экономики в целом. Высокий рост промышленного производства по итогам отчетных трех лет свидетельствует о позитивной тенденции роста региональной экономики в целом в среднесрочном периоде. Сопутствующее экономическому росту расширение налоговой базы позволяет увеличивать доходы бюджета без повышения налоговой нагрузки на экономику |
P4 |
Доля первоочередных расходов в расходах бюджета |
V=(A+B+C)/D
A - расходы бюджета субъекта Российской Федерации на оплату труда и начисления на оплату труда; B - расходы бюджета субъекта Российской Федерации на обслуживание долга; C - расходы бюджета субъекта Российской Федерации на выплату трансфертов населению; D - всего расходов бюджета субъекта Российской Федерации с учетом прироста кредиторской задолженности за исключением средств Федерального фонда компенсаций |
20% |
70% |
Значительная доля первоочередных расходов свидетельствует о недостаточной финансовой гибкости. В случае сокращения доходов бюджета субъект Российской Федерации столкнется с дилеммой - снижать общий объем расходов на оплату труда, социальные выплаты или реструктурировать свои долговые обязательства |
P5 |
Доля капитальных вложений в расходах бюджета за последние 3 года |
V=(An-2/Bn-2+An-1/Bn-1+An/Bn)/3
A - капитальные вложения за счет бюджета субъекта Российской Федерации (включая целевые бюджетные фонды); B - всего расходов бюджета субъекта Российской Федерации с учетом прироста кредиторской задолженности за исключением средств Федерального фонда компенсаций; n - последний отчетный год |
15% |
5% |
Данный индикатор отслеживает долю расходов, которые в случае необходимости могут быть сокращены, причем наименее болезненно по отношению к объему и качеству бюджетных услуг, предоставляемых субъектом Российской Федерации. Большая доля капитальных расходов свидетельствует о финансовой гибкости субъекта Российской Федерации и отражает возможность значительного сокращения расходов в случае возникновения такой потребности |
P6 |
Зависимость бюджета от финансовой помощи |
V=А/B
A - доходы бюджета субъекта Российской Федерации от безвозмездных перечислений от бюджетов других уровней за исключением средств Федерального фонда компенсаций; B - всего доходов бюджета субъекта Российской Федерации за исключением средств Федерального фонда компенсаций |
5% |
40% |
Данный индикатор характеризует зависимость доходов субъекта Российской Федерации от перечислений из бюджетов других уровней. Чем выше значение данного индикатора, тем выше риск, связанный с возможным выпадением доходов, в результате уменьшения финансовой помощи, что может негативно сказаться на сбалансированности бюджета и способности обслуживать долговые обязательства. |
P7 |
Соотношение роста доходов и текущих расходов бюджета за последние 3 года |
V=(An х Bn-2)/(Bn х n-2)
A - всего доходы бюджета субъекта Российской Федерации за исключением средств Федерального фонда компенсаций; B - текущие расходы бюджета субъекта Российской Федерации с учетом прироста кредиторской задолженности за исключением средств Федерального фонда компенсаций. n - последний отчетный год |
100% |
90% |
Данный индикатор отражает соотношение роста доходов и текущих расходов бюджета субъекта Российской Федерации. Рост текущих расходов бюджета, не превышающий роста доходов, свидетельствует о консервативной (осторожной) финансовой политике субъекта Российской Федерации, основанной на ограничении и контроле уровня текущих расходов. Если же текущие расходы растут быстрее доходов, то такая тенденция приводит к ухудшению сбалансированности бюджета, что негативно сказывается на способности обслуживать долговые обязательства. |
P8 |
Объем кредиторской задолженности бюджетных учреждений не превышает 5% расходов бюджета |
V=A/B
A - кредиторская задолженность бюджетных учреждений субъекта Российской Федерации на конец года; B - объем расходов бюджета субъекта Российской Федерации за исключением средств Федерального фонда компенсаций |
0% |
5% |
Возникновение кредиторской задолженности свидетельствует о низком качестве управления финансами в бюджетных учреждениях субъекта Российской Федерации или о неадекватном финансировании субъектом Российской Федерации собственных бюджетных учреждений. Распределение финансовых ресурсов субъекта Российской Федерации в ходе бюджетного процесса призвано обеспечить максимальную эффективность расходов бюджета для местного населения. Достигаемая в ходе бюджетного процесса эффективность распределения расходов искажается при росте просроченной кредиторской задолженности из-за несоответствия фактического объема расходов объему расходов, утвержденному Законом о бюджете |
P9 |
Изменение кредиторской задолженности по оплате труда в течение года |
V=(An1-An1-1)/(B/12); (An2-An2-1)/(B/12);_ (An12-An12-1)/(B/12)
A - кредиторская задолженность по оплате труда на последнюю отчетную дату; B - объем расходов на оплату труда; n - последний отчетный месяц |
0 |
5% |
Данный индикатор позволяет оценить уровень выполнения бюджетных обязательств субъекта Российской Федерации по оплате труда |
P10 |
Изменение кредиторской задолженности по начислениям на оплату труда |
V=(An-An-1)/(B/12)
A - кредиторская задолженность по начислениям на оплату труда на конец года; B - объем расходов на начисления на оплату труда; n - последний отчетный бюджетный год |
0 |
5% |
Данный индикатор позволяет оценить уровень выполнения бюджетных обязательств субъекта Российской Федерации по начислениям на оплату труда |
P11 |
Изменение кредиторской задолженности по оплате коммунальных услуг |
V=(An-An-1)/(B/12)
A - кредиторская задолженность по оплате коммунальных услуг на конец года; B - объем расходов на начисления на оплату коммунальных услуг; n - последний отчетный бюджетный год |
0 |
5% |
Данный индикатор позволяет оценить уровень выполнения бюджетных обязательств субъекта Российской Федерации по оплате коммунальных услуг |
P12 |
Отношение долга без учета гарантий и поручительств к доходам бюджета |
V=A/B
A - долг субъекта Российской Федерации за вычетом гарантий и поручительств на конец года; B - всего доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета средств Федерального фонда компенсаций |
25% |
50% |
Для расчета значения данного индикатора учитывается сумма долговых обязательств, включающая долг без учета процентных платежей. Чем выше уровень долговой нагрузки, тем выше риск невыполнения долговых обязательств |
P13 |
Отношение краткосрочного (до 1 года) к доходам бюджета |
V=A/B
A - объем краткосрочного (до 1 года) долга субъекта Российской Федерации на конец года; B - всего доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета средств Федерального фонда компенсаций |
10% |
20% |
Данный индикатор отражает структуру государственного долга субъекта Российской Федерации по срочности долга. Большая доля краткосрочных обязательств свидетельствует о высокой зависимости субъекта Российской Федерации от рефинансирования долга, что в совокупности со значительной долговой нагрузкой угрожает стабильности финансов субъекта Российской Федерации. В случае неспособности рефинансировать долг с помощью новых заимствований ситуация с ликвидностью такого субъекта Российской Федерации резко ухудшается в связи с необходимостью погашения всех краткосрочных обязательств за счет внутреннего финансирования в полном объеме. В случае нехватки внутренних резервов может быть объявлен дефолт. При одинаковых объемах долга и доходов бюджета риск становится значительно выше, если основной объем долга должен быть погашен в пределах ближайшего года. |
P14 |
Отношение внешнего долга к доходам бюджета |
V=A/B
A - объем внешнего долга субъекта Российской Федерации на конец года; B - всего доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета средств Федерального фонда компенсаций |
5% |
10% |
Данный индикатор корректирует оценку долговой нагрузки с учетом величины дополнительного валютного риска. Валютный риск связан с возможным увеличением долговой нагрузки, обуславливаемым колебанием курса рубля относительно валюты внешних обязательств. В случае значительного изменения курса рубля долговая нагрузка по внешним обязательствам увеличивается пропорционально падению курса рубля. |
P15 |
Отношение объема выданных гарантий (поручительств) к доходам бюджета |
V=A/B
A - объем гарантий и поручительств субъекта Российской Федерации на конец года; B - всего доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета средств Федерального фонда компенсаций |
15% |
30% |
Гарантии являются менее рискованным видом долговых обязательств в связи с тем, что выплаты по гарантиям могут не наступить, если заемщик, получивший гарантию, самостоятельно исполнит свои обязательства перед кредитором. Поэтому обязательства по гарантиям оцениваются как отдельный фактор платежеспособности. Чем выше объем выданных гарантий по отношению к доходам бюджета, тем выше потенциальный объем выплат в случае неспособности получателя гарантии (поручительства) самостоятельно обслуживать свои обязательства. |
P16 |
Отсутствие просроченных долговых обязательств |
V=A/B
A - просроченная задолженность субъекта Российской Федерации на конец года; B - объем доходов бюджета субъекта Российской Федерации за последний отчетный год |
0% |
0,5% |
Данный индикатор отслеживает практику добросовестного (своевременно и в полном объеме) обслуживания и погашения долговых обязательств субъекта Российской Федерации. |
P17 |
Соблюдение ограничения текущих расходов бюджета, установленного Бюджетным кодексом Российской Федерации |
V=A/B
A - текущие расходы бюджета субъекта Российской Федерации с учетом прироста кредиторской задолженности за исключением средств Федерального фонда компенсаций; B - всего доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета средств Федерального фонда компенсаций |
100% |
- |
Данный индикатор отражает соблюдение требования, установленного Бюджетным кодексом Российской Федерации, к текущим# бюджета субъекта Российской Федерации. В соответствии с требованиями Бюджетного кодекса текущие расходы бюджета не могут превышать доходов бюджета субъекта Российской Федерации. |
P18 |
Соблюдение ограничения дефицита бюджета, установленного Бюджетным кодексом Российской Федерации |
V=A/B
A - дефицит бюджета; B - всего доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета безвозмездных перечислений от бюджетов других уровней |
-15% |
- |
Ограничения дефицита бюджета, установленного Бюджетным кодексом Российской Федерации. Дефицит бюджета субъекта Российской Федерации не может превышать 15% доходов без учета финансовой помощи из федерального бюджета и средств Федерального фонда компенсаций |
P19 |
Соблюдение ограничения на объем долга, установленного Бюджетным кодексом Российской Федерации |
V=A/B
A - объем государственного долга субъекта Российской Федерации B - всего доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета безвозмездных перечислений от бюджетов других уровней |
100% |
- |
Индикатор отслеживает выполнение субъектом Российской Федерации требования к объему государственного долга субъекта Российской Федерации, установленного Бюджетным кодексом Российской Федерации. В соответствии с Бюджетным кодексом объем долга не может превышать объем доходов соответствующего бюджета без учета финансовой помощи из бюджетов других уровней и средств Федерального фонда компенсаций. |
P20 |
Соблюдение ограничения расходов на обслуживание долга, установленного Бюджетным кодексом Российской Федерации |
V=A/B
A - расходы на обслуживание и погашение государственного долга субъекта Российской Федерации B - всего расходов бюджета без учета безвозмездных перечислений от бюджетов других уровней |
15% |
- |
Бюджетный кодекс Российской Федерации устанавливает ограничение для расходов на обслуживание долга. Данный индикатор отслеживает выполнение требования Бюджетного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым расходы на обслуживание долга субъекта Российской Федерации ограничиваются 15% расходов бюджета. |
P21 |
Отношение дефицита к доходам бюджета |
V=(A-B)/A
A - всего доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета средств Федерального фонда компенсаций; B - всего расходов бюджета субъекта Российской Федерации с учетом прироста кредиторской задолженности за исключением средств Федерального фонда компенсаций |
0% |
-5% |
Этот индикатор отражает сбалансированность бюджета. Он характеризует возможность финансирования всех текущих и капитальных расходов субъекта Российской Федерации за счет имеющихся доходов без увеличения объема заимствований. |
P22 |
Отношение тарифа на электроэнергию для промышленных и приравненных к ним потребителей к тарифу для населения |
V=A/B
A - тариф на электроэнергию для промышленных и приравненных к ним потребителей; B - тариф на электроэнергию для населения |
100% |
150% |
Данный индикатор характеризует тарифную политику субъекта Российской Федерации в части сокращения объемов перекрестного субсидирования. Значительное отклонение тарифов для различных групп хозяйствующих субъектов приводит к деформированию конкурентной среды, увеличению издержек промышленного производства, что отражается на уровне налоговых доходов. |
P23 |
Отношение тарифа на теплоэнергию для промышленных и приравненных к ним потребителей к тарифу для населения |
V=A/B
A - тариф на теплоэнергию для промышленных и приравненных к ним потребителей; B - тариф на теплоэнергию для населения |
100% |
150% |
Данный индикатор характеризует тарифную политику субъекта Российской Федерации в части сокращения объемов перекрестного субсидирования. Значительное отклонение тарифов для различных групп хозяйствующих субъектов приводит к деформированию конкурентной среды, увеличению издержек промышленного производства, что отражается на уровне налоговых доходов. |
P24 |
Отношение прироста недоимки по налоговым платежам в бюджет к налоговым доходам бюджета |
V=A/B
A - прирост недоимки по региональным, местным налогам и налогу на прибыль организаций, в части, подлежащей зачислению в территориальные бюджеты; B - объем налоговых доходов, включая налоговые доходы поступающие в целевые бюджетные фонды, бюджета субъекта Российской Федерации |
0% |
10% |
Данный показатель рассчитывается как отношение изменения недоимки по налогам к налоговым доходам бюджета за последний отчетный год. С помощью этого базового индикатора оценивается собираемость налогов. Чем выше отношение прироста недоимки к поступившим в бюджет субъекта Российской Федерации налоговым доходам за отчетный период, тем выше риск осложнения ситуации с ликвидностью из-за недостатка свободных денежных средств для своевременных выплат на обслуживание и погашение долга |
P25 |
Соблюдение рекомендуемого уровня платежей граждан за предоставляемые жилищно-коммунальные услуги |
V=A
A - установленный уровень платежей граждан за предоставляемые жилищно-коммунальные услуги |
100% |
80% |
Индикатор характеризует политику органов государственной власти Российской Федерации в области сокращения неэффективных расходов предприятиям жилищно-коммунального хозяйства и перевод отрасли на самофинансирование при соблюдении мер социальной поддержки наименее обеспеченных слоев населения |
P26 |
Соблюдение рекомендуемой максимально допустимой доли расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг в совокупном доходе семьи |
V=A
A - установленная максимально допустимая доля расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг в совокупном доходе семьи |
22% |
15% |
Индикатор характеризует политику органов государственной власти Российской Федерации в области сокращения неэффективных расходов предприятиям жилищно-коммунального хозяйства и перевод отрасли на самофинансирование при соблюдении мер социальной поддержки наименее обеспеченных слоев населения |
Р27 |
Количество бюджетных учреждений обслуживаемых органами казначейства |
V=A/B A - количество бюджетных учреждений по субъекту Российской Федерации обслуживаемых в органах казначейства в соответствии с принципами федеральной казначейской системы; В - общее количество бюджетных учреждений в субъекте Российской Федерации |
100% |
0% |
Индикатор характеризует политику органов государственной власти Российской Федерации в области перевода бюджетных учреждений на обслуживание в органы казначейства. |
Р28 |
Численность занятых в бюджетной сфере |
V=A/B A - численность занятых в бюджетной сфере за последний отчетный период; B - численность занятых в бюджетной сфере за предшествующий последнему отчетному периоду год |
95% |
100% |
Индикатор характеризует политику органов государственной власти Российской Федерации в области занятости в бюджетной сфере. |
Р29 |
Количестов бюджетных учреждений |
V=A/B A - количество бюджетных учреждений за последний отчетный период; B - количество бюджетных учреждений за предшествующий последнему отчетному периоду год |
95% |
100% |
Индикатор характеризует динамику изменения численности бюджетных учреждений в субъекте Российской Федерации. |
Р30 |
Количество бюджетополучателей |
V=A/B A - количество бюджетополучателей за последний отчетный период; B - количество бюджетополучателей за предшествующий последнему отчетному периоду год |
95% |
100% |
Индикатор характеризует динамику изменения численности бюджетополучателей в субъекте Российской Федерации. |
P31 |
Исполнение плана по расходам в разрезе статей укрупненной структуры расходов бюджета |
V=МАХ{(Af-Ap)/Ap;(Bf-Bp)/Bp;(Cf-Cp)/Cp;(Df-Dp)/Dp}
MAX - максимальное значение; A - расходы на образование; B - расходы на здравоохранение и физическую культуру; C - расходы на жилищно-коммунальное хозяйство; D - расходы на транспорт, связь и информатику; p - утверждено законом о бюджете субъекта Российской Федерации; f - фактически израсходовано |
0% |
-5% |
Данный индикатор отслеживает соблюдение заранее утвержденной укрупненной структуры расходов бюджета, отражающей приоритеты бюджетной политики. Подобный подход позволяет достигать эффективного распределения расходов бюджета. |
P32 |
Коррекция объема расходов бюджета в соответствии с исполнением плана по доходам бюджета |
V=(Af/Ap-Bf/Bp)n-2+(Af/Ap-Bf/Bp)n-1+(Af/Ap-Bf/Bp)n,
A - всего расходов бюджета субъекта Российской Федерации с учетом прироста кредиторской задолженности за исключением средств Федерального фонда компенсаций; B - всего доходов бюджета субъекта Российской Федерации за исключением средств Федерального фонда компенсаций; p - утверждено законом о бюджете субъекта Российской Федерации; f - фактически получено/израсходовано; n - последний отчетный бюджетный год В случае, если Af/Ap<Bf/Bp в конкретном году, в расчете данные по этому году не используются |
3% |
15% |
Данный индикатор отражает соответствие соотношений плана и факта по доходам и по расходам бюджета субъекта Российской Федерации за три последних отчетных года. Под планом по доходам и расходам понимается объем доходов и расходов бюджета в первой редакции Закона о бюджете субъекта Российской Федерации. Значение индикатора рассчитывается как сумма ежегодной разности соотношений факта и плана по доходам и по расходам бюджета в процентных пунктах. Данный индикатор отражает изменение объема фактических расходов бюджета субъекта Российской Федерации в зависимости от фактического поступления доходов. Требования финансовой дисциплины предполагают коррекцию плана расходов в зависимости от фактического исполнения плана по доходам. При этом важно, чтобы расходы бюджета увеличивались не в большей степени или уменьшались не в меньшей степени в сравнении с первоначальным планом, чем доходы бюджета. |
P33 |
Ограничение предоставления бюджетных кредитов, гарантий и субсидий предприятиям |
V=A/B
A - объем кредитов (ссуд) и субсидий, за исключением предоставленных бюджетам других уровней, выданных за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации; B - всего расходов бюджета субъекта Российской Федерации с учетом прироста кредиторской задолженности за исключением средств Федерального фонда компенсаций |
0% |
5% |
Данный индикатор отслеживает практику ограничения предоставления бюджетных кредитов и субсидий организациям и предприятиям (в первую очередь - промышленности, торговли, сельского хозяйства, финансов). Объем предоставленных субъектом Российской Федерации бюджетных кредитов и субсидий коммерческим организациям конкурентных отраслей отражает масштаб участия субъекта Российской Федерации в региональной экономике и соответствующий объем финансовых ресурсов общественного сектора, отвлекаемый для финансовой поддержки реального сектора |
P34 |
Доля закупок товаров (работ, услуг) для нужд субъекта по контрактам, заключенным по результатам проведения открытых конкурсов, в общем объеме расходов |
V=A/B
A - общая стоимость контрактов, заключенных по результатам открытых конкурсов; B - всего расходов бюджета субъекта Российской Федерации с учетом прироста кредиторской задолженности за исключением средств Федерального фонда компенсаций |
50% |
25% |
Данный индикатор отражает применение органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации процедуры открытого конкурса при проведении закупок товаров, работ и услуг для государственных нужд. Процедура открытого конкурса в сравнении с другими методами закупок - закрытым конкурсом, запросом котировок и закупками у единственного источника наиболее эффективна при значительном масштабе проводимых закупок. |
P35 |
Разработка и утверждение системы индикаторов результативности бюджетных услуг |
|
1) система индикаторов результативности основных бюджетных услуг утверждена нормативно-правовым актом субъекта Российской Федерации; 2) индикаторы результативности для следующих государственных услуг: - охрана общественного порядка; - пожарная безопасность; -охрана окружающей среды; общее образование; -здравоохранение; -социальная политика; -жилищно-коммунальное хозяйство; -общественный транспорт; -дорожное хозяйство; -управление финансами. |
|
Данный индикатор отражает практику использования индикаторов результативности для принятия управленческих решений. Для выполнения требований данного индикатора основные государственные услуги должны быть специфицированы через индикаторы результативности, отражающие объем, качество, время оказания и стоимость государственных услуг. |
P36 |
Разработка и применение методики оценки эффективности программ (проектов) капитальных вложений |
|
1) методика оценки эффективности плановых и действующих инвестиционных проектов утверждена нормативно-правовым актом субъекта Российской Федерации; 2) плановые значения индикаторов эффективности при отборе проектов соответствуют фактическим значениям |
|
Данный индикатор отражает использование субъектами Российской Федерации формализованных оценок эффективности для отбора программ (проектов) капитальных вложений. Индикатор отслеживает наличие оценки эффективности капитальных проектов, претендующих на финансирование из бюджета субъекта Российской Федерации, по индикаторам эффективности и практику отслеживания результатов реализации отобранных проектов. Формализованная оценка эффективности позволяет отобрать для финансирования наиболее эффективные проекты (программы) капитальных вложений (с позиций приоритетов развития субъектов Российской Федерации и потребностей территориального сообщества). |
P37 |
Закрепление нормативов отчислений по регулирующим доходам на долгосрочной основе |
V=(A/B)n+(A/B)n-1+(A/B)n-2
A - количество изменений нормативов распределения налогов для всех муниципальных образований субъекта Российской Федерации по каждому налогу по сравнению с предшествующим годом; B - общее количество муниципальных образований; n - последний отчетный год |
20% |
50% |
Данный индикатор отслеживает практику установления стабильных нормативов отчислений по основным регулирующим доходам местных бюджетов. Нормативы отчислений по регулирующим доходам, закрепленные на постоянной основе, повышают стабильность финансов субъекта Российской Федерации и муниципальных образований |
P38 |
Установление одинаковых нормативов отчислений по регулирующим налогам для всех муниципальных образований одного типа |
|
не более двух комбинаций нормативов распределения налоговых доходов для групп (типов) местных бюджетов |
- |
Данный индикатор отслеживает практику недискриминационного подхода при определении нормативов отчислений в бюджеты муниципальных образований по регулирующим налогам. Как правило, дискриминация муниципальных образований реализуется через устанавливаемые специальные комбинации нормативов отчисления по регулирующим налогам в местные бюджеты. Установление одинаковых нормативов для всех муниципальных образований (либо групп муниципальных образований) повышает справедливость и прозрачность данного элемента межбюджетных отношений и создает для муниципальных образований стимулы к развитию собственной налоговой базы. |
P39 |
Закрепление формулы распределения безвозмездной финансовой помощи на долгосрочной основе |
|
1) формула утверждена законом субъекта Российской Федерации не позднее 1 января n-2-го года; 2) в составе исходных данных для расчета финансовой помощи не используются данные о фактически полученных доходах и (или) фактически произведенных расходов по отдельным муниципалитетам; 3) за три последних отчетных года в формулу внесено не более 1 существенной поправки |
|
Данный индикатор отражает использование стабильной и объективной формулы распределения безвозмездной финансовой помощи. Формула распределения финансовой помощи должна закрепляться Законом субъекта Российской Федерации, оставаться неизменной не менее трех лет и включать только данные официальной статистики и финансовой отчетности по субъекту Российской Федерации и муниципальным образованиям. |
P40 |
Закрепление методологии предоставления бюджетных ссуд (бюджетных кредитов) на финансирование временных кассовых разрывов |
|
1) порядок предоставления бюджетных ссуд (кредитов) муниципальным образованиям утвержден нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации; 2) порядком формализована процедура расчета кассового разрыва конкретных муниципальных образований и расчета возможного объема ссуды; 3) порядок устанавливает предельные сроки возврата ссуды, санкции, применяемые в случае нарушения сроков возврата; 4) порядком запрещается предоставлять бюджетную ссуду в случае наличия просроченной задолженности по ранее предоставленной ссуде |
- |
Данный индикатор отражает наличие формализованного порядка предоставления средств на финансирование кассовых разрывов муниципальных образований, обеспечивающего наиболее эффективное и объективное использование этого механизма. |
P41 |
Выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований |
V=A/B
A - объем доходов бюджета наименее обеспеченного муниципалитета после выравнивания бюджетной обеспеченности на душу населения; B - объем доходов бюджетов всех муниципалитетов субъекта Российской Федерации после выравнивания бюджетной обеспеченностина душу населения |
25% |
50% |
Данный индикатор отражает результаты, достигнутые субъектом Российской Федерации, в выравнивании бюджетной обеспеченности муниципальных образований субъекта Российской Федерации. При выравнивании бюджетной обеспеченности минимальная бюджетная обеспеченность муниципального образования не должна существенно отклоняться от средней по всем муниципальным образованиям |
P42 |
Финансирование государственных расходных полномочий, передаваемых муниципальным образованиям в объеме фактических расходов муниципальных образований на реализацию передаваемых полномочий |
V=A/B
A - расходы местных бюджетов на финансирование государственных расходных полномочий, включая прирост кредиторской задолженности; B - объем субвенций из бюджета субъекта Российской Федерации муниципалитетам на финансирование государственных расходных полномочий |
100% |
90% |
Индикатор отражает практику финансирования из бюджета субъекта Российской Федерации всех расходов местных бюджетов, связанных с передачей расходных полномочий, возникающих вследствие принятия нормативных правовых актов на соответственно федеральном и региональном уровнях и увеличивающих расходы местных бюджетов |
P43 |
Выполнение минимальных требований к составу годовой финансовой отчетности |
|
1) финансовая отчетность за отчетный год опубликована в составе годового отчета в СМИ и Интернете не позднее 1 июля следующего финансового года; 2) в составе финансовой отчетности представлены: - первоначальный план; - уточненный план; - фактические значения, в том числе за два последних года; - план (прогноз) на следующий год |
|
Данный индикатор отслеживает состав финансовой отчетности субъекта Российской Федерации, входящей в годовой отчет, и соответствие состава годовой финансовой отчетности запросам третьих лиц |
P44 |
Включение в годовую финансовую отчетность информации о контролируемых коммерческих организациях |
|
1) финансовая отчетность за отчетный год опубликована в составе годового отчета в СМИ и Интернете не позднее 1 июля следующего финансового года; 2) отчетность представлена по каждому государственному унитарному предприятию и организации с долей участия субъекта Российской Федерации более 25%; 3) в состав отчетности включаются данные за несколько прошлых лет и план (прогноз) на очередной финансовый год; 4) в составе отчетности отражается полная сумма активов и пассивов предприятий |
|
Данный индикатор учитывает включение в границы финансовой отчетности субъекта Российской Федерации созданных субъектом Российской Федерации государственных унитарных предприятий и организаций с долей участия субъекта Российской Федерации в 25% и более |
P45 |
Оценка потерь бюджета от предоставления региональных налоговых льгот. |
|
1) методика оценки эффективности предоставляемых налоговых льгот (в том числе в виде установления ставки налога меньше максимального уровня) утверждена нормативно-правовым актом субъекта Российской Федерации; 2) общий объем предоставленных налоговых льгот за отчетный период и оценка на очередной финансовый год публикуется в составе официальной финансовой отчетности; 3) распределение объема предоставленных налоговых льгот по направлениям расходования средств отражается в законе о бюджете субъекта Российской Федерации |
|
Данный индикатор отражает практику учета потерь бюджета в связи с предоставлением налоговых льгот. Информация о предоставляемых субъектом Российской Федерации налоговых льготах в разрезе налогов и направлений расходования средств включается в состав Закона о бюджете в виде отдельного приложения. Под налоговыми льготами понимаются явные налоговые льготы, устанавливаемые законодательством субъекта Российской Федерации, и неявные налоговые льготы, возникающие вследствие установления различных ставок по налогу в зависимости от характеристик налогоплательщика (отраслевых, индивидуальных, структуры собственности). |
P46 |
Накопительный учет стоимости финансируемых из бюджета капитальных вложений |
|
1) методика учета накопительной стоимости финансируемых из бюджета капитальных вложений утверждена нормативно-правовым актом субъекта Российской Федерации; 2) данные по всем объектам строительства, капитального ремонта и модернизации оборудования на текущий год входят в состав ежегодной финансовой отчетности субъекта Российской Федерации 3) в составе отчетности содержится: - количество объектов капитальных вложений; - общая стоимость в текущих ценах; - остаточная стоимость на 1 января текущего года; - объем финансирования в отчетном году; - плановые (прогнозные) показатели |
|
Данный индикатор отражает практику накопительного учета стоимости финансируемых из бюджета расходов на строительство, капитальный ремонт, модернизацию оборудования и предметов длительного пользования в случае, если срок выполнения финансируемых мероприятий выходит за пределы финансового года. Накопительный учет стоимости предполагает учет всех объемов финансирования прошлых лет по каждому объекту в текущих ценах и учет остаточного объема финансирования. |
P47 |
Действующий официальный сайт (или раздел на сайте) финансового органа |
|
финансовый орган субъекта Российской Федерации имеет собственный официальный сайт (раздел на официальном сайте), содержащий: - организационную структуру финансового органа субъекта Российской Федерации; - законы о бюджете субъекта Российской Федерации и финансово-экономический план на среднесрочную перспективу; - ежемесячную отчетность об исполнении бюджета субъекта Российской Федерации; - нормативно-правовые акты субъекта Российской Федерации, регулирующие бюджетные и налоговые отношения |
|
Официальный сайт финансового органа субъекта Российской Федерации (органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации) должен являться основным каналом раскрытия информации о финансовой политике органов государственной власти субъекта Российской Федерации. |
P48 |
Проведение социологических опросов населения по вопросам, связанным с оказанием бюджетных услуг |
V=A/B
A - число участвовавших в социологических опросах по инициативе региональной администрации; B - численность населения субъекта Российской Федерации |
5% |
1% |
Индикатор отражает степень учета требований населения субъекта Российской Федерации к конкретным параметрам налогово-бюджетной политики субъекта Российской Федерации. Регулярное использование процедуры социологических опросов при принятии того или иного решения обеспечивает высокую прозрачность и эффективность бюджетного процесса. |
P49 |
Публикация в СМИ и Интернете проектов законов не позднее внесения в орган представительной власти |
|
установленный нормативно-правовым актом субъекта Российской Федерации порядок публикации проектов законов субъекта Российской Федерации и консолидации отзывов на данные законы, а также публикации отчета о полученных отзывах на законопроекты |
|
Данный индикатор отслеживает практику публикации субъектом Российской Федерации законопроектов для вовлечения населения в процесс принятия решений. Данная практика предполагает публикацию в СМИ и Интернете проектов законов по различным проблемам, требующим изучения мнения населения. После публикации соответствующих материалов субъект Российской Федерации организует сбор отзывов населения по данной проблеме, обобщает данные, подготавливает отчет о полученных отзывах, который также публикуется, и принимает решение по рассматриваемой проблеме, учитывая мнение населения. |
P50 |
Организация на регулярной основе курсов повышения квалификации сотрудников финансовых органов |
|
установленный нормативно-правовым актом субъекта Российской Федерации порядок проведения курсов повышения квалификации сотрудников финансовых органов не реже 1 раза в два года |
|
В условиях реформирования межбюджетных отношений, появления сложных механизмов реализации бюджетной политики, возникает необходимость в организации постоянного учета новых положений в рамках работы финансовых органов и непосредственном применении их сотрудниками финансовых органов. Отсутствие регулярных курсов повышения квалификации приводит к отставанию уровня информированности и квалификации финансистов, что соответствующим образом отражается на состоянии бюджета. |
P51 |
Применение открытых конкурсных процедур для заполнения вакансий финансовых органов |
|
1) установленный нормативно-правовым актом субъекта Российской Федерации порядок организации конкурсов на замещения вакантных должностей в финансовых органах субъектов Российской Федерации; 2) размещение информации о проводимых конкурсах на замещение вакантных должностей в СМИ и Интернете |
|
Использование открытых конкурсных процедур для замещения вакантных должностей в финансовых органах позволяет существенно повысить качество отбора кандидатов и прозрачность кадровой политики финансовых органов. |
P52 |
Организация мониторинга социально-экономического положения муниципальных образований на регулярной основе |
|
1) копия нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, которых устанавливается порядок проведения мониторинга социально-экономического положения - муниципальных образований на регулярной основе; 2) мониторинг социально-экономического положения муниципальных образований проводится не реже 1 раза в год и включает анализ бюджетных, экономических и социальных показателей; 3) результаты мониторинга публикуются в СМИ и Интернете |
|
Мониторинг социально-экономического положения муниципальных образований позволяет существенно повысить информированность общества, повысить прозрачность межбюджетных отношений, сформировать адекватную конкурентную среду между муниципалитетами. |
III. Оценка финансового положения и качества управления бюджетами муниципальных образований
Для оценки финансового положения и качества управления бюджетами муниципальных образований применяется набор индикаторов, аналогичный используемому для оценки субъектов Российской Федерации, за рядом исключений.
Ниже представлен сводный перечень индикаторов оценки финансового положения и качества управления бюджетами муниципальных образваний#.
Таблица 3. Перечень индикаторов и веса индикаторов оценки финансового положения и качества управления бюджетами муниципальных образований
N |
наименование индикатора |
удельный вес индикатора |
Экономика | ||
P1 |
Обеспеченность расходов населения доходами |
0,450 |
P2 |
Динамика реальных денежных доходов населения |
0,450 |
P3 |
Динамика реального объема промышленного производства за последние три года |
1,250 |
Финансовая гибкость | ||
P4 |
Доля первоочередных расходов в расходах бюджета |
1,400 |
P5 |
Доля капитальных вложений в расходах бюджета за последние 3 года |
0,350 |
P6 |
Зависимость бюджета от финансовой помощи |
1,000 |
P7 |
Соотношение роста доходов и текущих расходов бюджета за последние 3 года |
0,600 |
P8 |
Объем кредиторской задолженности бюджетных учреждений не превышает 5% расходов бюджета |
1,800 |
P9 |
Изменение кредиторской задолженности по оплате труда в течении года |
1,100 |
P10 |
Изменение кредиторской задолженности по начислениям на оплату труда |
1,000 |
P11 |
Изменение кредиторской задолженности по оплате коммунальных услуг |
1,000 |
Долговая нагрузка | ||
P12 |
Отношение долга без учета гарантий и поручительств к доходам бюджета |
1,100 |
P13 |
Отношение краткосрочного (до 1 года) долга к доходам бюджета |
0,850 |
P14 |
Отношение объема выданных гарантий (поручительств) к доходам бюджета |
0,350 |
P15 |
Отсутствие просроченных долговых обязательств |
0,600 |
Выполнение требований федерального законодательства | ||
P16 |
Соблюдение ограничения текущих расходов бюджета, установленного Бюджетным кодексом Российской Федерации |
1,000 |
P17 |
Соблюдение ограничения дефицита бюджета, установленного Бюджетным кодексом Российской Федерации |
1,000 |
P18 |
Соблюдение ограничения на объем долга, установленного Бюджетным кодексом Российской Федерации |
1,000 |
P19 |
Соблюдение ограничения расходов на обслуживание долга, установленного Бюджетным кодексом Российской Федерации |
1,000 |
Финансовая политика | ||
P20 |
Отношение дефицита к доходам бюджета |
1,000 |
P21 |
Отношение прироста недоимки по налоговым платежам в бюджет к налоговым доходам бюджета |
1,100 |
P22 |
Соблюдение рекомендуемого уровня платежей граждан за предоставляемые жилищно-коммунальные услуги |
0,850 |
P23 |
Соблюдение рекомендуемой максимально допустимой доли расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг в совокупном доходе семьи |
0,850 |
Управление расходами | ||
Р24 |
Количество бюджетных учреждений обслуживаемых органами казначейства |
0,600 |
Р25 |
Численность занятых в бюджетной сфере |
0,600 |
Р26 |
Количестов бюджетных учреждений |
0,600 |
Р27 |
Количество бюджетополучателей |
0,600 |
P28 |
Исполнение бюджета по расходам в разрезе статей укрупненной структуры расходов бюджета |
0,600 |
P29 |
Коррекция объема расходов бюджета в соответствии с исполнением плана по доходам бюджета |
0,600 |
P30 |
Ограничение предоставления бюджетных кредитов, гарантий и субсидий предприятиям |
0,600 |
P31 |
Доля закупок товаров (работ, услуг) по контрактам, заключенным по результатам проведения открытых конкурсов, в общем объеме расходов |
1,100 |
P32 |
Разработка и утверждение системы индикаторов результативности бюджетных услуг |
0,600 |
P33 |
Разработка и применение методики оценки эффективности программ (проектов) капитальных вложений |
0,600 |
Учет, отчетность и прозрачность | ||
P34 |
Выполнение минимальных требований к составу годовой финансовой отчетности |
0,500 |
P35 |
Включение в годовую финансовую отчетность информации о контролируемых коммерческих организациях |
0,225 |
P36 |
Оценка потерь бюджета за год от предоставления муниципальных налоговых льгот. |
0,850 |
P37 |
Накопительный учет стоимости финансируемых из бюджета капитальных вложений |
0,225 |
P38 |
Действующий официальный сайт (или раздел на сайте) финансового органа |
0,225 |
P39 |
Проведение социологических опросов населения по вопросам, связанным с оказанием бюджетных услуг |
0,225 |
P40 |
Публикация в СМИ и Интернете проектов нормативных правовых актов не позднее внесения в орган представительной власти |
0,500 |
P41 |
Организация на регулярной основе курсов повышения квалификации сотрудников финансовых органов |
0,350 |
P42 |
Применение открытых конкурсных процедур для заполнения вакансий финансовых органов |
0,350 |
Критические значения каждого индикатора и формулы расчета значений индикаторов приведены в Таблице 4.
Таблица 4. Значения и формулы расчета индикаторов оценки финансового положения и качества управления бюджетами муниципальных образований*
N |
индикаторы |
формула расчета значения индикатора |
минимальный риск неплатежеспособности (наилучший уровень управления бюджетом) |
максимальный риск неплатежеспособности (минимальный уровень управления бюджетом) |
P1 |
Обеспеченность расходов населения доходами |
V=A/B
A - среднедушевые денежные доходы B - стоимость фиксированного набора потребительских товаров и услуг |
300% |
100% |
P2 |
Динамика реальных денежных доходов населения |
V=A
A - индекс реальных денежных доходов населения |
110% |
95% |
P3 |
Динамика реального объема промышленного производства за последние три года |
V=An х An-1 х An-2
A - индекс физического объема промышленной продукции n - отчетный год |
120% |
100% |
P4 |
Доля первоочередных расходов в расходах бюджета |
V=(A+B+C)/D
A - расходы бюджета муниципального образования на оплату труда и начисления на оплату труда; B - расходы бюджета муниципального образования на обслуживание долга; C - расходы бюджета муниципального образования на выплату трансфертов населению; D - всего расходов бюджета муниципального образования с учетом прироста кредиторской задолженности за исключением субвенций из регионального бюджета |
20% |
70% |
P5 |
Доля капитальных вложений в расходах бюджета за последние 3 года |
V=(An-2/Bn-2+An-1/Bn-1+An/Bn)/3
A - капитальные вложения за счет бюджета муниципального образования (включая целевые бюджетные фонды); B - всего расходов бюджета муниципального образования с учетом прироста кредиторской задолженности за исключением субвенций из регионального бюджета; n - последний отчетный год |
15% |
5% |
P6 |
Зависимость бюджета от финансовой помощи |
V=А/B
A - доходы бюджета муниципального образования от безвозмездных перечислений от бюджетов других уровней за исключением субвенций из регионального бюджета; B - всего доходов бюджета муниципального образования за исключением субвенций из регионального бюджета |
5% |
40% |
P7 |
Соотношение роста доходов и текущих расходов бюджета за последние 3 года |
V=(An х Bn-2)/(Bn х A n-2)
A - всего доходы бюджета муниципального образования за исключением субвенций из регионального бюджета; B - текущие расходы бюджета муниципального образования с учетом прироста кредиторской задолженности за исключением субвенций из регионального бюджета. n - последний отчетный год |
100% |
90% |
P8 |
Объем кредиторской задолженности бюджетных учреждений не превышает 5% расходов бюджета |
V=A/B
A - кредиторская задолженность бюджетных учреждений муниципального образования на конец года; B - объем расходов бюджета муниципального образования за исключением субвенций из регионального бюджета |
0% |
5% |
P9 |
Изменение кредиторской задолженности по оплате труда в течение года |
V=(An1-An1-1)/(B/12); (An2-An2-1)/(B/12);_(An12-An12-1)/(B/12)
A - кредиторская задолженность по оплате труда на последнюю отчетную дату; B - объем расходов на оплату труда; n - последний отчетный месяц |
0 |
5% |
P10 |
Изменение кредиторской задолженности по начислениям на оплату |
V=(An-An-1)/(B/12)
A - кредиторская задолженность по начислениям на оплату труда на конец года; B - объем расходов на начисления на оплату труда; n - последний отчетный бюджетный год |
0 |
5% |
P11 |
Изменение кредиторской задолженности по оплате коммунальных услуг |
V=(An-An-1)/(B/12)
A - кредиторская задолженность по оплате коммунальных услуг на конец года; B - объем расходов на начисления на оплату коммунальных услуг; n - последний отчетный бюджетный год |
0 |
5% |
P12 |
Отношение долга без учета гарантий и поручительств к доходам бюджета |
V=A/B
A - долг муниципального образования за вычетом гарантий и поручительств на конец года; B - всего доходов бюджета муниципального образования без учета субвенций из регионального бюджета |
25% |
50% |
P13 |
Отношение краткосрочного (до 1 года) долга к доходам бюджета |
V=A/B
A - объем краткосрочного (до 1 года) долга муниципального образования на конец года; B - всего доходов бюджета муниципального образования без учета средств субвенций из регионального бюджета |
10% |
20% |
P14 |
Отношение объема выданных гарантий (поручительств) к доходам бюджета |
V=A/B
A - объем гарантий и поручительств муниципального образования на конец года; B - всего доходов бюджета муниципального образования без учета субвенций из регионального бюджета |
15% |
30% |
P15 |
Отсутствие просроченных долговых обязательств |
V=A/B
A - просроченная задолженность муниципального образования на конец года; B - объем собственных доходов бюджета муниципального образования за последний отчетный год |
0% |
0,5% |
P16 |
Соблюдение ограничения текущих расходов бюджета, установленного Бюджетным кодексом Российской Федерации |
V=A/B
A - текущие расходы бюджета муниципального образования с учетом прироста кредиторской задолженности за исключением субвенций из регионального бюджета; B - всего доходов бюджета муниципального образования за исключением субвенций из регионального бюджета |
100% |
- |
P17 |
Соблюдение ограничения дефицита бюджета, установленного Бюджетным кодексом Российской Федерации |
V=A/B
A - дефицит бюджета муниципального образования; B - всего доходов бюджета муниципального образования без учета безвозмездных перечислений от бюджетов других уровней |
-10% |
- |
P18 |
Соблюдение ограничения на объем долга, установленного Бюджетным кодексом Российской Федерации |
V=A/B
A - объем долга муниципального образования B - всего доходов бюджета муниципального образования без учета безвозмездных перечислений от бюджетов других уровней |
100% |
- |
P19 |
Соблюдение ограничения расходов на обслуживание долга, установленного Бюджетным кодексом Российской Федерации |
V=A/B
A - расходы на обслуживание и погашение долга муниципального образования; B -всего расходов бюджета муниципального образования без учета безвозмездных перечислений от бюджетов других уровней |
15% |
- |
P20 |
Отношение дефицита к доходам бюджета |
V=(A-B)/A
A - всего доходов бюджета муниципального образования без учета субвенций из регионального бюджета; B - всего расходов бюджета муниципального образования с учетом прироста кредиторской задолженности за исключением субвенций из регионального бюджета |
0% |
-5% |
P21 |
Отношение прироста недоимки по налоговым платежам в бюджет к налоговым доходам бюджета |
V=A/B
A - прирост недоимки по местным налогам; B - объем налоговых доходов, включая налоговые доходы поступающие в целевые бюджетные фонды, бюджета муниципального образования |
0% |
5% |
P22 |
Соблюдение рекомендуемого уровня платежей граждан за предоставляемые жилищно-коммунальные услуги |
V=A
A - установленный уровень платежей граждан за предоставляемые жилищно-коммунальные услуги |
100% |
70% |
P23 |
Соблюдение рекомендуемой максимально допустимой доли расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг в совокупном доходе семьи |
V=A
A - установленная максимально допустимая доля расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг в совокупном доходе семьи |
22% |
15% |
Р24 |
Количество бюджетных учреждений обслуживаемых органами казначейства |
V=A/B A - количество бюджетных учреждений по муниципального образования обслуживаемых в органах казначейства в соответствии с принципами федеральной казначейской системы; В - общее количество бюджетных учреждений по муниципальному образованию |
100% |
0% |
Р25 |
Численность занятых в бюджетной сфере |
V=A/B A - численность занятых в бюджетной сфере за последний отчетный период; B - численность занятых в бюджетной сфере за предшествующий последнему отчетному периоду год |
95% |
100% |
Р26 |
Количестов бюджетных учреждений |
V=A/B A - количество бюджетных учреждений за последний отчетный период; B - количество бюджетных учреждений за предшествующий последнему отчетному периоду год |
95% |
100% |
Р27 |
Количество бюджетополучателей |
V=A/B A - количество бюджетополучателей за последний отчетный период; B - количество бюджетополучателей за предшествующий последнему отчетному периоду год |
95% |
100% |
P28 |
Исполнение плана по расходам в разрезе статей укрупненной структуры расходов бюджета |
V=МАХ{(Af-Ap)/Ap;(Bf-Bp)/Bp;(Cf-Cp)/Cp;(Df-Dp)/Dp}
MAX - максимальное значение; A - расходы на образование; B - расходы на здравоохранение и физическую культуру; C - расходы на жилищно-коммунальное хозяйство; D - расходы на транспорт, связь и информатику; p - утверждено законом о бюджете муниципального образования; f - фактически израсходовано |
0% |
-5% |
P29 |
Коррекция объема расходов бюджета в соответствии с исполнением плана по доходам бюджета |
V=(Af/Ap-Bf/Bp)n-2+(Af/Ap-Bf/Bp)n-1+(Af/Ap-Bf/Bp)n,
A - всего расходов бюджета муниципального образования с учетом прироста кредиторской задолженности за исключением субвенций из регионального бюджета; B - всего доходов бюджета муниципального образования за исключением субвенций из регионального бюджета; p - утверждено законом о бюджете муниципального образования; f - фактически получено/израсходовано; n - последний отчетный бюджетный год В случае, если Af/Ap<Bf/Bp в конкретном году, в расчете данные по этому году не используются |
3% |
15% |
P30 |
Ограничение предоставления бюджетных кредитов, гарантий и субсидий предприятиям |
V=A/B
A - объем кредитов (ссуд) и субсидий, за исключением предоставленных бюджетам других уровней, выданных за счет средств бюджета муниципального образования; B - всего расходов бюджета муниципального образования с учетом прироста кредиторской задолженности за исключением субвенций из регионального бюджета |
0% |
5% |
P31 |
Доля закупок товаров (работ, услуг) по контрактам, заключенным по результатам проведения открытых конкурсов, в общем объеме расходов |
V=A/B
A - общая стоимость контрактов, заключенных по результатам открытых конкурсов; B - всего расходов бюджета муниципального образования с учетом прироста кредиторской задолженности за исключением субвенций из регионального бюджета |
50% |
25% |
P32 |
Разработка и утверждение системы индикаторов результативности бюджетных услуг |
|
1) система индикаторов результативности основных бюджетных услуг утверждена нормативно-правовым актом муниципального образования; 2) индикаторы результативности для следующих государственных услуг: -общее образование; -здравоохранение; -жилищно-коммунальное хозяйство; -общественный транспорт; -управление финансами. |
|
P33 |
Разработка и применение методики оценки эффективности программ (проектов) капитальных вложений |
|
1) методика оценки эффективности плановых и действующих инвестиционных проектов утверждена нормативно-правовым актом муниципального образования; 2) плановые значения индикаторов эффективности при отборе проектов соответствуют фактическим значениям |
|
P34 |
Выполнение минимальных требований к составу годовой финансовой отчетности |
|
1) финансовая отчетность за отчетный год опубликована в составе годового отчета в СМИ и Интернете не позднее 1 июля следующего финансового года; 2) в составе финансовой отчетности представлены: - первоначальный план; - уточненный план; - фактические значения, в том числе за два последних года; - план (прогноз) на следующий год |
|
P35 |
Включение в годовую финансовую отчетность информации о контролируемых коммерческих организациях |
|
1) финансовая отчетность за отчетный год опубликована в составе годового отчета в СМИ и Интернете не позднее 1 июля следующего финансового года; 2) отчетность представлена по каждому государственному унитарному предприятию и организации с долей участия муниципального образования более 25%; 3) в состав отчетности включаются данные за несколько прошлых лет и план (прогноз) на очередной финансовый год; 4) в составе отчетности отражается полная сумма активов и пассивов предприятий |
|
P36 |
Оценка потерь бюджета за год от предоставления муниципальных налоговых льгот. |
|
1) методика оценки эффективности предоставляемых налоговых льгот (в том числе в виде установления ставки налога меньше максимального уровня) утверждена нормативно-правовым актом муниципального образования; 2) общий объем предоставленных налоговых льгот за отчетный период и оценка на очередной финансовый год публикуется в составе официальной финансовой отчетности; 3) распределение объема предоставленных налоговых льгот по направлениям расходования средств отражается в решении о бюджете муниципального образования |
|
P37 |
Накопительный учет стоимости финансируемых из бюджета капитальных вложений |
|
1) методика учета накопительной стоимости финансируемых из бюджета капитальных вложений утверждена нормативно-правовым актом муниципального образования; 2) данные по всем объектам строительства, капитального ремонта и модернизации оборудования на текущий год входят в состав ежегодной финансовой отчетности муниципального образования 3) в составе отчетности содержится: - количество объектов капитальных вложений; - общая стоимость в текущих ценах; - остаточная стоимость на 1 января текущего года; - объем финансирования в отчетном году; - плановые (прогнозные) показатели |
|
P38 |
Действующий официальный сайт (или раздел на сайте) финансового органа |
|
финансовый орган муниципального образования имеет собственный официальный сайт (раздел на официальном сайте), содержащий: - организационную структуру финансового органа муниципального образования; - законы о бюджете муниципального образования и финансово-экономический план на среднесрочную перспективу; - ежемесячную отчетность об исполнении бюджета муниципального образования; - нормативно-правовые акты муниципального образования, регулирующие бюджетные и налоговые отношения |
|
P39 |
Проведение социологических опросов населения по вопросам, связанным с оказанием бюджетных услуг |
V=A/B
A - число участвовавших в социологических опросах по инициативе региональной администрации; B - численность населения муниципального образования |
5% |
1% |
P40 |
Публикация в СМИ и Интернете проектов нормативных правовых актов не позднее внесения в орган представительной власти |
|
установленный нормативно-правовым актом муниципального образования порядок публикации проектов нормативных правовых актов муниципального образования и консолидации отзывов на данные законы, а также публикации отчета о полученных отзывах на законопроекты |
|
P41 |
Организация на регулярной основе курсов повышения квалификации сотрудников финансовых органов |
|
установленный нормативно-правовым актом муниципального образования порядок проведения курсов повышения квалификации сотрудников финансовых органов не реже 1 раза в два года |
|
P42 |
Применение открытых конкурсных процедур для заполнения вакансий финансовых органов |
|
1) установленный нормативно-правовым актом муниципального образования порядок организации конкурсов на замещения вакантных должностей в финансовых органах муниципального образования; 2) размещение информации о проводимых конкурсах на замещение вакантных должностей в СМИ и Интернете |
|
-------------------------------------------
* См. пояснения, представленные в таблице 2.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Минфина РФ от 2 августа 2004 г. N 223 "О мониторинге финансового положения и качества управления финансами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований"
Текст приказа размещен на сайте Министерства финансов РФ в Internet (http://www.minfin.ru)
Приказом Минфина РФ от 3 декабря 2010 г. N 552 настоящий приказ признан утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ Минфина РФ от 18 августа 2005 г. N 211