Департамент регулирования денежного обращения направляет для руководства в работе разъяснения на поступающие запросы по применению на практике расчетно-кассовыми центрами и коммерческими банками "Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации".
Приложение: на 4 листах.
Директор Департамента регулирования денежного обращения |
А.Л. Зинченко |
Разъяснения
по отдельным вопросам "Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации" и другим нормативным актам по налично-денежному обращению
1. По каким признакам определяется круг предприятий, имеющих постоянную денежную выручку, которые по согласованию с обслуживающими банками могут расходовать ее на оплату труда, закупку сельскохозяйственной продукции, скупку тары и вещей у населения?
К предприятиям, имеющим постоянную денежную выручку, относятся предприятия, объединения, организации независимо от организационно-правовых и сферы деятельности, которые реализуют товары (услуги) за наличные деньги и имеют систематические их поступления. Ими могут быть предприятия занимающиеся одновременно производственной и торговой деятельностью, в кассу которых ежемесячно поступают значительные суммы наличных денег, а также предприятия, имеющие на своем балансе магазины, ларьки, палатки с постоянной (ежедневной) выручкой и сдающие ее в кассу предприятий.
В связи с этим, рекомендуется вести учет таких предприятий, организаций и учреждений применительно к форме приложения 22 к инструкции нр. 6 от 3 декабря 1986 г. "Об организации работы по денежному обращению учреждениями Государственного банка СССР".
2. Имеют ли право юридические лица расходовать поступившую выручку на хозяйственные нужды и в каких размерах?
Предприятия могут расходовать выручку на хозяйственные нужды в суммах, согласованных с обслуживающим банком, при соблюдении установленного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 1993 г. нр. 626 предельного размера расчетов наличными деньгами между юридическими лицами не свыше 500 тыс. рублей по любым мелким сделкам. Расчеты по платежам, сумма которых превышает эти размеры, осуществляются только в безналичном порядке (ст. 14 Закона Российской Федерации "О денежной системе Российской Федерации").
3. Что является основанием для определения суммы расходования наличных денег из выручки на расчеты по сделкам до 500 тыс. рублей?
Основанием для определения суммы расходования наличных денег из выручки является: копия товарного чека, счет, договор, но размер сделки не должен превышать предельную сумму расчетов наличными деньгами между юридическими лицами, кроме случаев предусмотренных п. 7 "Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации".
При этом следует иметь ввиду, что под "сделкой" подразумевается банковская операция в процессе расчетно-кассового обслуживания клиента, что предусмотрено ст. 5 Закона РСФСР "О банках и банковской деятельности в РСФСР", периодичность ее определяется потребностью в осуществлении расходов.
4. Распространяется ли предельный размер расчетов наличными деньгами на расчеты между юридическими лицами и предпринимателями, осуществляющими свою деятельность без образования юридического лица (балансовый счет 715)?
Распространяется в случае, если предприниматель осуществляет свою деятельность в соответствии с Законом РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности" с привлечением наемного труда.
5. Не противоречит ли пункт письма Банка России от 02.08.93 г. нр. 14-4/260 "О предельном размере расчетов наличными деньгами между юридическими лицами" о расходовании наличных денег на расчеты между юридическими лицами из выручки пункту 7 "Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации", разрешающему расходовать выручку только на оплату труда, закупку сельскохозяйственной продукции, скупку тары и вещей у населения?
Не противоречит, поскольку расходование денежной выручки на оплату труда, закупку сельхозпродукции, скупку тары и вещей у населения не является сделками между юридическими лицами.
6. Ограничиваются ли в настоящее время нормами расходы из выручки на закупку сельхозпродукции?
Нормы расходования из выручки в настоящее время не устанавливаются. Закупки сельхозпродукции у населения производятся без ограничения сумм. Однако коммерческим банкам необходимо контролировать целевое использование полученных предприятиями денежных средств.
7. Предприятия, имеющие ежедневную выручку настоятельно требуют согласия комбанка на использование ее на потребление. Правомерны ли их требования. Как осуществлять в этом случае банковский контроль за соответствием причитающихся к выдаче и полученных из выручки средств на оплату труда?
Действия предприятий в данном случае правомерны, поскольку это предусмотрено п. 7 Порядка.
Контроль за выдачей средств на оплату труда и социально-трудовые выплаты осуществляется учреждениями банков в пределах заработанных средств в соответствии с указаниями Центрального банка Российской Федерации (от 6.04.93 г. N 14-5/82, 28.05.93 г. N 14-5/142, 14.07.93 г. N 14-5/238, 29.07.93 г. N 14-5/254 и 23.11.93 г. N 14-5/398).
8. Целесообразно ли проводить проверки предприятий и организаций по соблюдению "Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации". Каков объем полномочий банков при проведении таких проверок и их периодичность, чтобы они считались систематическими?
Учреждения банков осуществляют привинтивный и последующий контроль за выполнением предприятиями и организациями всех требований "Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации".
При этом периодичность проверок конкретного предприятия устанавливается банками самостоятельно в зависимости от соблюдения вышеуказанного Порядка.
Вместе с тем, поскольку в соответствии с действующим законодательством отношения между банком и клиентами носят договорный характер, а также во избежание конфликтных ситуаций в ходе осуществления контроля по данному вопросу, учреждениям банков в договорах на расчетно-кассовое обслуживание следует предусматривать проведение таких проверок.
9. Какие меры ответственности могут применяться к лицам, виновным в нарушении кассовой дисциплины, в т.ч. к торговым и другим предприятиям в случае использования ими выручки сверх заработанных сумм?
В настоящее время ведется работа по подготовке проекта нормативного документа об ответственности должностных лиц предприятий и организаций за соблюдение установленного порядка работы с денежной наличностью.
Что касается мер воздействия за перерасход средств на потребление, то в данном случае коммерческим банкам необходимо в договорах на расчетно-кассовое обслуживание клиентов предусматривать условия ограничения расходования выручки на эту цель.
10. Какие меры ответственности применяются к коммерческим банкам, не соблюдающим предписания Банка России?
При неисполнении банками предписаний Банка России применяются меры воздействия, предусмотренные статьями 33 Закона "О Центральном банке РСФСР (Банке России)" и 24 Устава Центрального банка Российской Федерации.
11. Какие предприятия не применяют "Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации" в соответствии с п. 44 ?
Указанный порядок не применяют предприятия и организации, на которые не распространяется действие Закона "О предприятиях и предпринимательской деятельности", а именно:
- предприятия и организации, занимающиеся предпринимательской деятельностью, не преследующей цели получения прибыли (лечебно-трудовые, учебно-производственные мастерские и др.).
- организации, которые в силу своей деятельности руководствуются законом "Об общественных объединениях";
- крестьянские (фермерские) хозяйства, предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица и не применяющие наемный труд.
Отдел методологии и организации
налично-денежного оборота регионов России.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо ЦБР от 17 февраля 1994 г. N 14-4/35 "О разъяснениях по применению "Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации"
Текст письма официально опубликован не был
Письмом ЦБР от 14 декабря 2011 г. N 185-Т настоящее письмо отменено с 1 января 2012 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Письмо ЦБР от 28 января 1997 г. N 14-4/50