Инструкция
о порядке расчетов за перевозки грузов автомобильным транспортом
(утв. Минфином СССР, Госбанком СССР, Центральным статистическим управлением при Совете Министров СССР, Минтрансом РСФСР 30 ноября 1983 г. NN 156, 30, 354/7, 10/998)
Настоящая инструкция утверждена в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 9 июня 1977 г. N 491 "О мерах по усилению борьбы с приписками при перевозках грузов автомобильным транспортом, с потерями и расхищением автомобильного бензина и других горюче-смазочных материалов и по улучшению работы автозаправочных станций" и постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 5 августа 1983 г. N 759 "О повышении эффективности использования автотранспортных средств в народном хозяйстве, усилении борьбы с приписками при перевозках грузов автомобильным транспортом и обеспечении сохранности горюче-смазочных материалов" и является обязательной для всех государственных, кооперативных, общественных предприятий, организаций и учреждений.
Инструкцией устанавливается следующий порядок расчетов за перевозки грузов автомобильным транспортом.
1. Расчеты с автотранспортными предприятиями или организациями за перевозки грузов, транспортно-экспедиционные и другие операции и услуги производятся грузоотправителями или грузополучателями и другими заказчиками автотранспорта в соответствии с правилами Госбанка СССР, Едиными тарифами на перевозку грузов автомобильным транспортом и правилами их применения, утвержденными в установленном порядке, и настоящей инструкцией.
Письмом Роскомцен от 31 августа 1993 г. N 01-17/1107-15 и Минтранса РФ от 4 октября 1993 г. N ВА-2/636 сообщен Временный порядок установления и применения тарифов на перевозки грузов автомобильным транспортом в Российской Федерации
2. Перевозка грузов автомобильным транспортом в городском, пригородном и междугородном сообщениях осуществляется только при наличии оформленной товарно-транспортной накладной утвержденной формы N 1-т согласно приложению N 1.
Предприятия, организации и учреждения, осуществляющие перевозки грузов для нужд своего производства на собственных и арендуемых автомобилях, также обязаны оформлять товарно-транспортные накладные формы N 1-т.
Перевозка грузов в междугородном сообщении, выполняемая с участием грузовых автостанций или других предприятий автомобильного транспорта общего пользования, на которые возложена организация междугородных перевозок грузов, осуществляется при наличии оформленной товарно-транспортной накладной утвержденной формы N 2-тм согласно приложению N 2.
3. При централизованном вывозе грузов со станций железных дорог, портов, пристаней, аэропортов форма товарно-транспортной накладной и порядок ее заполнения устанавливается Правилами централизованного завоза и вывоза грузов, утвержденными в установленном порядке в союзных республиках.
4. Перевозка автомобильным транспортом личных вещей и грузов граждан осуществляется по путевому листу с приложением к нему квитанции (приходного ордера) на оплату транспортных услуг и в необходимых случаях транспортной накладной, форма которой утверждается органами управления автомобильным транспортом союзных республик.
5. Грузоотправителям запрещается предъявлять, а автотранспортным предприятиям или организациям принимать к перевозке грузы, не оформленные товарно-транспортными накладными. Это требование распространяется на все виды перевозок грузов, выполняемых грузовым автотранспортом, независимо от условий оплаты за его работу, за исключением перевозок грузов, по которым не ведется складской учет и не организован учет путем замера, взвешивания, геодезического замера, а также при использовании автомобилей для обслуживания линий связи и электропередач, нефтегазопроводов, киносъемок, на перевозках почты и периодической печати, при научно-изыскательских, геологических работах, при сборе вторичного сырья предприятиями и организациями Госснаба СССР.
При работе автотранспорта по повременной оплате в товарно-транспортных накладных заказчиком наносится штемпельная надпись "Почасовая".
6. Товарно-транспортная накладная предназначена для учета движения товарно-материальных ценностей, по автомобилям, работающим по сдельным тарифам, также для расчетов за их перевозки и учета выполненной транспортной работы.
По автомобилям, работающим по повременным тарифам, объем перевозок грузов в тоннах и тонно-километрах не учитывается.
Товарно-транспортная накладная является единственным документом, служащим для списания товарно-материальных ценностей у грузоотправителей и оприходования их у грузополучателей, а также для складского, оперативного и бухгалтерского учета.
7. В тех случаях, когда в товарно-транспортной накладной в разделе "Сведения о грузе" нет возможности перечислить все наименования и характеристики отпускаемых товарно-материальных ценностей, в качестве товарного раздела к товарно-транспортной накладной должны прилагаться, как неотъемлемая ее часть, специализированные формы (товарная накладная или другие формы), утвержденные в установленном порядке, по которым производится списание товарно-материальных ценностей у грузоотправителя и оприходование их у грузополучателя, а также ведется складской, оперативный и бухгалтерский учет.
В этих случаях в товарно-транспортной накладной указывается, что в качестве товарного раздела приложена специализированная форма, без которой товарно-транспортная накладная считается недействительной и не должна применяться для расчетов с грузоотправителями и грузополучателями, а также для учета выполненных объемов перевозок и начисления заработной платы водителю.
8. По товарно-транспортной накладной формы N 1-т оформляется перевозка грузов и нетоварного характера, по которым не ведется складской учет товарно-материальных ценностей, но организован учет путем замера, взвешивания, геодезического замера.
9. Товарно-транспортные накладные являются документами строгой отчетности, изготавливаются типографским способом и должны иметь учетную серию и номер, однозначный для всех экземпляров, выписываемых для каждого грузополучателя в отдельности.
10. Товарно-транспортная накладная на перевозку грузов автомобильным транспортом составляется грузоотправителем на каждую ездку автомобиля для каждого грузополучателя в отдельности с обязательным заполнением всех реквизитов, необходимых для полноты и правильности проведения расчетов за работу автотранспорта, а также для списания и оприходования товарно-материальных ценностей.
11. Перевозки однородных грузов от одного грузоотправителя в адрес одного грузополучателя на одно и то же расстояние при условии обеспечения сохранности груза могут оформляться одной товарно-транспортной накладной суммарно на всю работу, выполненную автомобилем в течение смены. При этом оформление промежуточных ездок производится выдачей грузоотправителем водителю автомобиля талона на каждую отдельную ездку.
Талон действителен только на день выдачи и заполняется в трех экземплярах, из которых: первый - остается у грузоотправителя; второй - у водителя; третий - у грузополучателя.
При перевозке грузов нетоварного характера третий экземпляр талона может не выписываться.
При выполнении последней ездки грузоотправитель вместо выданных талонов оформляет товарно-транспортную накладную на все количество перевезенного груза, а талоны, на основании которых составляется товарно-транспортная накладная, подлежат уничтожению.
Реквизиты талона устанавливаются по согласованию между автотранспортным предприятием или организацией, грузоотправителем и грузополучателем и должны содержать сведения, учитывающие количество перевозимого груза и время работы автомобиля, а также время простоя по каждой ездке и другие показатели, необходимые для последующего внесения этих данных в товарно-транспортные накладные.
12. При определении объема перевезенного груза по геодезическому замеру аккордно группой автомобилей по согласованию сторон заказчик может оформить и выдать автотранспортному предприятию товарно-транспортную накладную на весь объем выполненной работы, без выдачи водителям талонов, а учет работы каждого автомобиля в отдельности в этом случае осуществляется автотранспортным предприятием. При этом оформление товарно-транспортной накладной на вывоз груза должно производиться не реже двух раз в месяц.
13. Порядок изготовления, учета и заполнения форм товарно-транспортных накладных устанавливается согласно приложению N 3.
14. Основным первичным документом учета работы грузового автомобиля является путевой лист.
Путевой лист является документом строгой отчетности, изготавливается типографским способом с учетной серией и типографским номером.
Формы путевого листа для грузового автомобиля и порядок их заполнения устанавливаются согласно приложениям N 4, 5, 6, 7.
15. Все государственные, кооперативные и общественные предприятия, организации и учреждения, имеющие как собственные, так и арендованные грузовые автомобили, обязаны при выпуске автомобиля на линию выдавать водителю путевой лист соответствующей формы.
Выпуск грузового автомобиля на линию без путевого листа утвержденной формы категорически запрещается.
16. Грузоотправители и грузополучатели несут ответственность за все последствия неправильности, неточности или неполноты сведений, указанных ими в товарно-транспортных накладных.
Лица, ответственные за оформление товарно-транспортных накладных, устанавливаются руководителями предприятий, организаций и учреждений.
17. К путевым листам должны быть приложены товарно-транспортные накладные, оформленные надлежащим образом.
Запрещается включать в отчет о выполненных объемах перевозок и в путевые листы перевозки грузов автомобильным транспортом, не подтвержденные товарно-транспортными накладными, за исключением перевозок, указанных в п. 5 настоящей инструкции.
Применение форм товарно-транспортных накладных и путевых листов неустановленной формы не допускается.
18. Предприятия, организации и учреждения-грузоотправители (грузополучатели) и автотранспортные предприятия и организации обязаны не реже одного раза в квартал производить сверки фактически перевезенного количества груза с количеством груза, предъявленного к оплате за перевозку, а также сверять расстояния перевозок.
Грузоотправители и грузополучатели несут установленную законом ответственность за достоверность данных о весе (массе) перевозимого груза и количестве грузовых мест, указанных ими в товарно-транспортных накладных, а автотранспортные предприятия и организации - за правильность указанных в этих документах расстояний перевозок и тарифного класса груза.
Сверки производятся в автотранспортных предприятиях и организациях по графикам, утвержденным ими по согласованию с грузоотправителями (грузополучателями).
Форма акта сверки и порядок ее проведения устанавливаются согласно приложениям N 8 и 9.
19. Выявленные в ходе сверки суммы, излишне полученные автотранспортными предприятиями в результате приписок при перевозке грузов, перечисляются ими в пятидневный срок со дня подписания акта в доход союзного бюджета на раздел 12 § 25 "Прочие поступления".
Кроме того, автотранспортные предприятия и организации, неправильно указавшие в товарно-транспортных документах расстояние перевозки и класс перевозимого груза, возвращают грузоотправителю (грузополучателю) излишне полученную провозную плату, а предприятия-грузоотправители и грузополучатели, неправильно указавшие в товарно-транспортных документах вес (массу) перевозимого груза и количество грузовых мест, возмещают автотранспортным предприятиям излишне выплаченные в связи с этим заработную плату, премии и стоимость списанных горюче-смазочных материалов.
О фактах выявленных приписок за проверенный период участники сверки обязаны сообщить вышестоящим организациям, а также органам ЦСУ СССР и одновременно внести соответствующие изменения в отчетность по выполнению объема перевозок грузов, прибыли и другим технико-экономическим показателям.
20. Лица, ответственные за оформление товарно-транспортных накладных, несут персональную ответственность за достоверность указанных в этих документах данных.
21. За неправильное оформление товарно-транспортных документов, повлекшее за собой приписки невыполненных объемов работ по перевозке грузов, и несоблюдение установленного порядка сверки выполненных объемов перевозок работники, на которых возложено осуществление таких функций, и должностные лица, ответственные за организацию этой работы, лишаются на срок до одного года всех видов премий и вознаграждений по итогам работы за год.
22. Работники, виновные в причинении предприятию ущерба в результате приписки невыполненного объема работ по перевозке грузов, возмещают этот ущерб в порядке, установленном действующим законодательством.
23. Настоящая инструкция вводится в действие с 1 января 1985 года.
24. С введением в действие настоящей инструкции считать утратившими силу инструкции Министерства финансов СССР, Госбанка СССР и ЦСУ СССР от 23 декабря 1977 г. N 94/30/26/7 "О порядке расчетов за перевозки грузов автомобильным транспортом" и от 21 марта 1979 г. N 37-15/72/051/17/8 "О порядке оформления товарно-транспортных документов при междугородных перевозках грузов".
Заместитель Министра финансов СССР |
А.Н. Каменсков |
Заместитель Председателя |
А.А. Обозинцев |
Заместитель начальника ЦСУ СССР |
В.С. Кудинов |
Заместитель Министра |
В.Д. Медведев |
Согласовано |
В.Е. Бирюков |
Заместитель Председателя Госснаба СССР |
А.Н. Лебедь |
Инструкция о порядке расчетов за перевозки грузов автомобильным транспортом (утв. Минфином СССР, Госбанком СССР, Центральным статистическим управлением при Совете Министров СССР, Минтрансом РСФСР 30 ноября 1983 г. NN 156, 30, 354/7, 10/998)
Настоящая Инструкция вводится в действие с 1 января 1985 г.
Текст инструкции опубликован в Бюллетене нормативных актов министерств и ведомств СССР, 1986 г., N 11
Приказом Минтранса России, Минфина России, Банка России и Росстата от 23 сентября 2020 г. N 941/5560-У/568/384 настоящий документ признан недействующим на территории РФ с 23 сентября 2020 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Госкомстата РФ от 28 ноября 1997 г. N 78