Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2
к постановлению Правительства Москвы
от 19 июля 2005 г. N 514-ПП
Положение
о предоставлении бюджетных кредитов юридическим лицам
1. Общие положения
Настоящее положение разработано в целях реализации статей 76 и 77 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
1.1. Понятия, используемые в настоящем Положении:
- бюджетный кредит - форма расходов бюджета города Москвы, которая предусматривает предоставление бюджетных средств на возвратной и возмездной основе юридическим лицам;
- заемщик - получатель бюджетного кредита - юридическое лицо, которому бюджетный кредит может быть предоставлен в соответствии с настоящим Положением;
- уполномоченный орган - орган исполнительной власти города Москвы - главный распорядитель бюджетных средств, на которого возложены функции представлять город Москву в договорах бюджетного кредитования;
- договор бюджетного кредитования - договор на предоставление средств бюджета города Москвы на возвратной и возмездной основе в соответствии с законодательством Российской Федерации и города Москвы, настоящим Положением, заключаемый Уполномоченным органом с юридическим лицом - заемщиком;
- проверяющая организация - организация, уполномоченная на конкурсной основе Департаментом финансов города Москвы на проведение предварительной проверки финансового состояния заемщика и подготовку заключения;
- отраслевая комиссия - Комиссия, созданная при Уполномоченном органе для рассмотрения вопросов по предоставлению бюджетных кредитов юридическим лицам;
- лимит кредитования - сумма бюджетных расходов, определяемая ежегодно в Законе города Москвы о бюджете города Москвы, в пределах которой могут быть предоставлены бюджетные кредиты;
- процентные платежи - обязательства заемщика по уплате в бюджет города Москвы средств за пользование бюджетным кредитом по ставке, предусмотренной Законом города Москвы о бюджете города Москвы на очередной финансовый год и условиями договора бюджетного кредитования;
- основной долг - обязательства заемщика по возврату кредита, предоставленного по договору бюджетного кредитования.
1.2. Бюджетный кредит за исключением некоммерческих организаций, финансируемых из бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, может быть предоставлен государственным и муниципальным унитарным предприятиям, а также иным юридическим лицам (независимо от формы собственности) на основании договора бюджетного кредитования, заключенного Уполномоченным органом в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, Бюджетным кодексом Российской Федерации и с учетом настоящего Положения.
1.3. Для рассмотрения обращений потенциальных заемщиков о выдаче бюджетных кредитов, а также пролонгации договоров бюджетного кредитования, изучения и анализа материалов и документов заявителей, результатов экспертизы бизнес-планов, технико-экономических обоснований проектов, заключений о финансовом состоянии потенциального заемщика и оценке объектов залога или других видов обеспечения в Уполномоченном органе создается Отраслевая комиссия, которая принимает решение о целесообразности (нецелесообразности) предоставления бюджетного кредита по конкретному обращению, а также - по порядку, объемам и условиям кредитования на основании закона города Москвы о бюджете города Москвы на очередной финансовый год.
1.4. Для подготовки заключений о финансовом состоянии потенциального заемщика, экспертизы бизнес-планов, технико-экономического обоснования проектов, оценки предметов залога или иных форм обеспечения возврата кредита могут привлекаться специалисты других органов исполнительной власти города Москвы или специализированные организации в установленном порядке.
1.5. Порядок работы Отраслевой комиссии, ее персональный состав с обязательным включением представителей Департамента финансов города Москвы, Департамента экономической политики и развития города Москвы и Комитета города Москвы по делам о несостоятельности (банкротстве) утверждаются правовым актом Правительства Москвы в установленном порядке.
См. Положение об Отраслевой комиссии по предоставлению бюджетных кредитов на поддержку туризма при Валютно-финансовом управлении г. Москвы и ее состав, утвержденный распоряжением Правительства Москвы от 9 сентября 2005 г. N 1764-РП
1.6. Результаты рассмотрения вопроса на заседании Отраслевой комиссии оформляются протоколом и подписываются всеми членами комиссии, принимавшими участие в заседании.
1.7. В органах исполнительной власти города Москвы, в которых не созданы Отраслевые комиссии, подготовка заключений и предложений по обращениям потенциальных заемщиков по отраслевой принадлежности осуществляется специалистами Уполномоченного органа с принятием руководителем этого органа решения аналогично пункту 1.3 Положения, оформляемого в установленном порядке.
1.8. Цели, условия, порядок предоставления бюджетных кредитов, а также источники финансирования расходов на предоставление бюджетных кредитов определяются Законом города Москвы о бюджете города Москвы на очередной финансовый год.
2. Требования, предъявляемые к бюджетным кредитам
2.1. К основным направлениям бюджетного кредитования относятся:
- финансовая поддержка проектов и программ развития субъектов предпринимательской деятельности города Москвы, реализуемых за счет собственных и привлеченных средств предприятий и организаций, находящихся на территории города Москвы;
- пополнение оборотных средств предприятий и организаций, поставляющих продукцию, выполняющих работы и оказывающих услуги в рамках городского заказа, реализующих городские инвестиционные проекты, а также осуществляющих поставку продукции для первоочередных потребностей инфраструктуры городского хозяйства;
- формирование, размещение и обслуживание общегородских резервов продовольствия, топливно-энергетических ресурсов и других видов сырья и материалов, необходимых для обеспечения жизнедеятельности города и сохранения стабильной ценовой политики по группам товаров, входящих в потребительскую корзину жителей города Москвы;
- предоставление бюджетного кредита в случаях нанесения хозяйствующему субъекту города Москвы значительного материального ущерба в результате стихийных бедствий и других обстоятельств непреодолимой силы;
- компенсация части затрат на уплату процентов за пользование кредитами, привлеченными предприятиями и организациями в коммерческих банках на реализацию городских инвестиционных проектов (программ) в соответствии с правовыми актами города Москвы;
- компенсация части затрат предприятий и организаций, привлекающих финансовые ресурсы с использованием инструментов рынка ценных бумаг, на выплату купонного дохода по облигационным займам в соответствии с правовыми актами города Москвы.
2.2. Лимиты кредитования по срокам возврата, выходящим за пределы текущего бюджетного года, по конкретным направлениям расходов бюджета определяются в Законе города Москвы о бюджете города Москвы на очередной финансовый год.
2.3. К кредитованию за счет средств бюджета города Москвы принимаются проекты и программы со сроком окупаемости не более 3 лет (после их завершения) и сроком кредитования не более 5 лет в случае, если их реализация обеспечивает: прирост поступлений в бюджет города Москвы в размере предоставленного бюджетного кредита в течение не более двух лет с момента погашения кредита, увеличение объема выпускаемой продукции (работ, услуг) не менее чем на 25 процентов, увеличение числа рабочих мест не менее чем на 10 процентов против базового уровня, а также - при наличии балансовой прибыли за последние два года.
Условия, предусмотренные п. 2.3 настоящего Положения, не распространяются на предоставление бюджетных кредитов предприятиям и организациям, участвующим в реализации годовой программы продовольственного обеспечения города. Условия предоставления бюджетного кредита этим предприятиям и организациям определяются постановлением Правительства Москвы.
2.4. Обязательным условием предоставления бюджетного кредита в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и законом города Москвы о бюджете города Москвы на очередной финансовый год является:
- наличие положительного заключения Проверяющей организации о финансовом положении заемщика, с учетом результатов проверки;
- взимание платы за пользование бюджетными средствами по ставке на уровне средней стоимости заемных средств, привлекаемых городом Москвой на финансовых рынках, но не ниже предельной ставки, установленной Законом города Москвы о бюджете города Москвы на очередной финансовый год. Кредитование на беспроцентной основе не допускается;
- предоставление заемщиком ликвидного обеспечения исполнения своего обязательства по возврату кредита на сумму не менее суммы основного долга и процентов, подлежащих уплате в течение всего срока кредитования.
2.5. Оценка имущества и имущественных прав, а также ликвидность банковской гарантии или поручительства, предоставляемых в обеспечение бюджетного кредита, проводится либо независимым оценщиком в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо Проверяющей организацией по поручению Уполномоченного органа и оплачивается за счет средств заемщика.
При оценке финансового положения банка, выдавшего банковскую гарантию, учитываются требования Центрального банка Российской Федерации и отсутствие претензий со стороны клиентов и кредиторов по выполнению банком своих обязательств.
2.6. Погашение основного долга может осуществляться единовременно либо по согласованному графику, являющемуся неотъемлемой частью кредитного договора, с указанием конкретных сроков и сумм.
2.7. В отдельных случаях заемщику может быть предоставлена отсрочка по уплате процентов на первом этапе реализации проекта (программы) на срок не более одного года, с уплатой процентов по отсроченным платежам по ставке, установленной кредитным договором, равными долями до установленного срока погашения основного долга.
2.8. Бюджетные кредиты не предоставляются хозяйствующим субъектам:
- имеющим неудовлетворительное финансовое состояние по результатам предварительной проверки Проверяющей организации;
- имеющим просроченную задолженность по ранее предоставленным бюджетным кредитам;
- допустившим неоднократное нарушение (более двух раз) договорных обязательств по ранее предоставленным бюджетным кредитам, в том числе сроков уплаты основного долга (учитывая пролонгацию) и процентов;
- допустившим нецелевое использование средств по ранее предоставленному бюджетному кредиту.
2.9. Уполномоченным органом с учетом специфики деятельности заемщика при заключении договоров бюджетного кредитования могут быть предусмотрены дополнительные условия, не противоречащие законодательству Российской Федерации и настоящему Положению.
3. Организация работы Уполномоченного органа по оформлению и выдаче бюджетного кредита
3.1. Уполномоченный орган принимает обращения юридических лиц о предоставлении бюджетного кредита с приложением пакета необходимых документов, организует их рассмотрение и анализ на соответствие предъявляемым требованиям.
3.2. В пакет документов, предоставляемых с обращением потенциального заемщика, в обязательном порядке должны быть включены:
- нотариально заверенная копия устава (положения) организации, а также всех изменений и дополнений к нему;
- нотариально заверенная копия учредительского договора или решения уполномоченного органа о создании организации;
- копия лицензии на осуществление хозяйственной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- копия свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц;
- копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе юридического лица, образованного в соответствии с законодательством Российской Федерации, по месту нахождения на территории Российской Федерации;
- копии бухгалтерских отчетов за последние 2 года и последний отчетный период с отметкой налогового органа;
- справка о наличии или об отсутствии задолженности по налоговым и иным обязательным платежам в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды по состоянию на 1 января текущего года и последнюю отчетную дату;
- справка о действующих расчетных (текущих) валютных и рублевых счетах;
- справка Департамента финансов города Москвы об отсутствии у заемщика просроченной задолженности по ранее предоставленным на возвратной основе бюджетным средствам;
- документы, подтверждающие возможность обеспечения исполнения получателем обязательств по возврату кредита;
- бизнес-план и другие технико-экономические расчеты и обоснования (далее ТЭО), определяющие финансово-экономические параметры проекта, его бюджетную эффективность и окупаемость;
- копии документов, подтверждающих предоставление коммерческими организациями заемных средств для реализации инвестиционного проекта.
Уполномоченным органом могут быть затребованы другие документы в случае включения их в состав пакета правовыми актами Правительства Москвы или отраслевыми положениями по предоставлению бюджетных кредитов, а также при отсутствии или недостаточности необходимой информации в представленных документах.
3.3. При соответствии представленных документов предъявляемым требованиям Уполномоченный орган обязан поручить Проверяющей организации провести экспертизу представленных бизнес-плана и ТЭО проекта и обеспечения обязательств по возвратности кредита.
3.4. По результатам анализа представленных потенциальным заемщиком документов, а также экспертизы бизнес-плана, ТЭО проекта и его бюджетной эффективности, заключения финансового состояния потенциального заемщика и оценки обеспечения исполнения обязательств по кредиту специалисты Уполномоченного органа готовят заключение о целесообразности (нецелесообразности) согласования этих документов для рассмотрения Отраслевой комиссией или руководителем Уполномоченного органа, в котором не создана Отраслевая комиссия. В решении Отраслевой комиссии указываются конкретные условия предоставления бюджетного кредита (срок возврата, процентная ставка, цели кредитования).
3.5. При принятии Отраслевой комиссией (руководителем Уполномоченного органа) положительного решения о поддержке проекта для предоставления бюджетного кредита Уполномоченным органом осуществляется подготовка и оформление в установленном порядке проекта правового акта Правительства Москвы о предоставлении бюджетного кредита. В случае принятия решения об отказе в выдаче бюджетного кредита инициатору обращения направляется письменный ответ с мотивированным изложением причин принятия такого решения.
3.6. Без оформления в установленном порядке правового акта Правительства Москвы в исключительных случаях на основании решения Отраслевой комиссии Уполномоченным органом может быть предоставлен краткосрочный бюджетный кредит на цели и условия, предусмотренные настоящим Положением, с погашением до конца финансового года на сумму, не превышающую 30 млн. рублей, без права дальнейшей его пролонгации.
3.7. На основании правового акта Правительства Москвы с заемщиком заключаются:
- договор бюджетного кредитования - Уполномоченным органом;
- договор залога имущества в обеспечение исполнения обязательств по кредитному договору - Департаментом имущества города Москвы.
3.8. Открытие финансирования по договору бюджетного кредитования осуществляется Уполномоченным органом после заключения договора бюджетного кредитования и его регистрации Департаментом финансов города Москвы в Едином реестре договоров бюджетного кредитования, а также оформления в установленном порядке договора обеспечения исполнения обязательств по возврату бюджетного кредита
Договор бюджетного кредитования, оформленный Уполномоченным органом без учета требований, предусмотренных настоящим Положением, не принимается Департаментом финансов города Москвы к регистрации в Едином реестре договоров бюджетного кредитования и подлежит возврату Уполномоченному органу для устранения выявленных недостатков.
3.9. Выдача бюджетного кредита осуществляется в пределах средств, предусмотренных Уполномоченному органу в бюджете города Москвы на соответствующий год, путем перечисления денежных средств с отражением на лицевом счете Уполномоченного органа, открытом в подразделениях Московского городского казначейства, на расчетный счет заемщика в банке, либо, по его указанию, оформленному установленным порядком - на счета поставщиков и подрядчиков. Перечисление денежных средств заемщику производится с учетом объемов выполненных и принятых работ по кредитуемому проекту или в соответствии с условиями расчетов по контракту (договору) с контрагентами.
3.10. Уполномоченный орган ведет учет выданных бюджетных кредитов в разрезе договоров, осуществляет контроль за своевременностью уплаты заемщиком средств, причитающихся в бюджет города Москвы по кредитному договору, выполняет функции администратора платежей в бюджет в части уплаты процентов, пени и штрафов по кредитным договорам.
3.11. Уполномоченный орган представляет в Департамент финансов города Москвы:
- копию договора бюджетного кредитования с приложениями, копию договора об обеспечении исполнения обязательств по возврату бюджетного кредита для регистрации в Едином реестре договоров бюджетного кредитования;
- ежеквартально до 15 числа месяца, следующего за отчетным, сведения по согласованной форме о состоянии расчетов по бюджетным кредитам по каждому договору для учета в Едином реестре договоров бюджетного кредитования.
3.12. В случае нарушения заемщиком условий договора о предоставлении бюджетного кредита, Уполномоченный орган обязан принять меры, установленные гражданским, бюджетным, административным законодательством Российской Федерации и правовыми актами города Москвы, по возмещению в бюджет города Москвы средств, использованных не по целевому назначению, а также применению мер, установленных законодательством Российской Федерации.
4. Организация работы по пролонгации договоров о предоставлении бюджетных кредитов и реструктуризации задолженности по кредиту
4.1. Вопросы пролонгации по договорам бюджетного кредитования рассматриваются и оформляются Уполномоченным органом в порядке, аналогичном пунктам 1.3 и 1.7 настоящего Положения, при обращении заемщика до наступления срока уплаты основного долга не позднее, чем за 3 месяца, и процентов за кредит - за месяц до очередного планового срока уплаты, установленного кредитным договором.
4.2. Пролонгация договоров бюджетного кредитования осуществляется при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
- причинение ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или других обстоятельств непреодолимой силы;
- задержки финансирования из бюджета или оплаты выполненного этим лицом государственного заказа;
- угрозы банкротства в случае единовременной выплаты начисленной задолженности по бюджетному кредиту.
4.3. Пролонгация может быть осуществлена:
- по процентным платежам по одному или нескольким плановым срокам уплаты в рамках текущего финансового года на срок не более 6 календарных месяцев от даты уплаты, установленной кредитным договором по каждому сроку;
- по основному долгу - на срок до одного года. В случаях, когда перечисление основного долга осуществляется по графику, изменения в график вносятся по наступающим срокам уплаты основного долга, не выходящим за пределы окончательного срока погашения.
4.4. Пролонгация договоров бюджетного кредитования осуществляется с изменением условий кредитования путем увеличения процентной ставки за пользование бюджетными средствами, действующей на момент заключения договора бюджетного кредитования в размере, определенном Законом города Москвы о бюджете города Москвы на очередной финансовый год.
Пролонгация договоров бюджетного кредитования, заключенных с заемщиками до принятия настоящего Положения на беспроцентной основе, включая государственные и муниципальные унитарные предприятия, осуществляется при условии взимания платы за пользование бюджетными средствами в размере, предусмотренном пунктом 2.4 настоящего Положения.
4.5. Реструктуризация непогашенной задолженности по договорам бюджетного кредитования производится в порядке, установленном правовыми актами Правительства Москвы.
4.6. Пролонгация договоров бюджетного кредитования производится при условии пролонгации заемщиком обеспечения исполнения обязательств по кредитному договору с уточнением при необходимости суммы обеспечения.
4.7. Заключение дополнительных соглашений к кредитным договорам в связи с их пролонгацией осуществляется Уполномоченным органом на основании отдельного правового акта Правительства Москвы при соблюдении требований настоящего Положения.
5. Организация работы по взысканию задолженности по договорам о предоставлении бюджетных кредитов
5.1. При невыполнении заемщиками условий заключенных кредитных договоров за нарушение сроков уплаты кредитов и процентов за их использование начисляются пени в размере, установленном законом города Москвы о бюджете города Москвы на очередной финансовый год, в порядке, определенном правовыми актами Правительства Москвы.
5.2. При неисполнении заемщиком обязательств по уплате процентов в течение срока действия договора и в случае невозврата основного долга в сроки, установленные договором, а также в случае использования бюджетного кредита не по целевому назначению Уполномоченный орган принимает меры взыскания задолженности в порядке, установленном Гражданским и Бюджетным кодексами Российской Федерации.
5.3. За использование бюджетных кредитов не по целевому назначению взимаются штрафные санкции в размере, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
5.4. Предложения об обращении взыскания задолженности по договорам бюджетного кредитования на имущество, оформленное в качестве залогового обеспечения, вносятся Уполномоченным органом в Департамент имущества города Москвы в месячный срок с момента возникновения задолженности.
5.5. Департамент имущества города Москвы в установленном порядке производит реализацию имущества с перечислением вырученных средств в бюджет города Москвы в погашение задолженности заемщика по кредитному договору.
5.6. В случае недостаточности вырученных средств от реализации залогового имущества (пункт 5.5) Уполномоченный орган предъявляет к взысканию в судебном порядке непогашенную сумму задолженности заемщика по заключенному договору бюджетного кредитования.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.