Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. Анализ ситуации: содержание проблем и обоснование необходимости их решения программными методами
1. Структура туристских потоков
Усилия Правительства Москвы по развитию туристской инфраструктуры города и формированию положительного имиджа столицы как международного туристского, культурного и делового центра привели к серьезным позитивным результатам.
Общая численность гостей, посетивших российскую столицу в 2001 г., увеличилась на 10% по сравнению с показателем 2000 г., и превысила 17 млн человек. Из них примерно 13,5 млн. человек были экскурсантами, т.е. не проживали в московских гостиницах. Еще около 2,5 млн. россиян, приезжавших в Москву, останавливались в гостиничном секторе города хотя бы на одну ночь. Более 1 млн. 700 тыс. гостей столицы в 2001 году составили иностранные граждане.
"Рисунок 1. Динамика общей численности иностранных граждан, прибывших в Москву через международные аэропорты и ее изменение по сравнению с уровнем 1999 г."
В 2002 году в результате проведенных мероприятий количество иностранных гостей Москвы возросло на 32% и превысило 2,259 млн. человек.
В 2003 году, несмотря на сдерживающие факторы в развитии международного туризма (последствия террористической атаки на США 11 сентября 2002 года, эпидемию атипичной пневмонии), а также участившиеся террористические акты в Москве, количество иностранных гостей Москвы возросло еще на 10% и составило 2,488 млн. человек.
Таким образом, в целом, начиная с 1999 г. ежегодный приток иностранных граждан в столицу возрос более чем на 67% (рис. 1).
Служеб | Туризм | Частная | Прочие | Итого | |
2003 | 748637 | 611525 | 783651 | 344368 | 2488181 |
% от 2002 г. | -4 | 26 | 6 | 37 | 10 |
% от 2001 г. | 27 | 96 | 24 | 93 | 45 |
Доли 2003 | 30 | 25 | 31 | 14 | 100 |
Таблица 1
Динамика общего числа зарубежных гостей, приезжающих в Москву из стран СНГ и Дальнего зарубежья (по данным Федеральной пограничной службы РФ)
1999 г. | 2000 г. | 2001 г. | 2002 г. | 2003 г. | ||||||||
Тыс. чел | Тыс. чел |
% к 1999 |
Тыс. чел |
% к 2000 |
% к 1999 |
Тыс. чел |
% к 2001 |
% к 1999 |
Тыс. чел |
% к 2002 |
% к 1999 |
|
Число иностранцев, в т. числе из: |
1484 | 1523 | 102,6 | 1713 | 112,5 | 115,4 | 2258 | 131,8 | 152,1 | 2488 | 110,2 | 167,6 |
Стран СНГ | 542 | 610 | 112,5 | 712 | 116,7 | 131,4 | 959 | 134,7 | 176,9 | 1034 | 107,8 | 190,8 |
Стран Дальнего зарубежья |
942 | 913 | 96,9 | 1001 | 109,6 | 106,3 | 1299 | 129,8 | 137,9 | 1454 | 111,9 | 154,3 |
Наибольшее количество иностранных гостей (58%) приезжает в Москву из стран Дальнего зарубежья (табл. 1). Для России в целом доля граждан стран Дальнего зарубежья в общей численности зарубежных посетителей почти в два раза ниже, чем в Москве, и составляет порядка 30%.
В общем въездном потоке в Москву значимо увеличивается доля числа поездок, совершаемых с чисто туристической целью. Количество поездок с чисто туристическими целями в 2003 году возросло на 26%.
Структура потока зарубежных посетителей Москвы в зависимости от целей визита значительно отличается от общероссийской. Если для России превалируют иностранцы, прибывающие с частными целями, а в качестве туристов приезжает всего порядка 10% зарубежных гостей, то для столицы доля туристов в 2,5 раза выше.
Большинство жителей стран СНГ (67%) приезжало в Москву с частными целями, в то время как почти 83% граждан Дальнего зарубежья в 2003 г. прибыли в столицу по делам службы или в качестве туристов.
Таблица 3
Количество иностранных посетителей из различных стран, сегментированным# по целям поездки, 2003 год (чел.)
Страна (гражд-во) | Деловая | Туризм | Частная | Иные цели | Общее число посетителей |
|
1. | Германия | 76241 | 101339 | 8548 | 21947 | 208075 |
2. | США | 67798 | 58006 | 9374 | 10592 | 145770 |
3. | Франция | 33432 | 46773 | 5748 | 12370 | 98323 |
4. | Италия | 28402 | 53692 | 3007 | 5571 | 90672 |
5. | Великобритания | 42657 | 32702 | 5422 | 5210 | 85991 |
6. | Турция | 40300 | 24807 | 3173 | 2981 | 71261 |
7. | Китай | 37415 | 11276 | 978 | 10813 | 60482 |
8. | Япония | 14123 | 23966 | 1603 | 3091 | 42783 |
9. | Израиль | 16943 | 16531 | 2795 | 3799 | 40068 |
10. | Рес. Корея | 7703 | 18515 | 1267 | 5737 | 33222 |
11. | Испания | 7614 | 21782 | 1826 | 511 | 31733 |
12. | Нидерланды | 13599 | 13551 | 1361 | 3068 | 31579 |
13. | Австрия | 13133 | 11357 | 1665 | 5360 | 31515 |
14. | Югославия | 20807 | 2934 | 333 | 5906 | 29980 |
15. | Польша | 19284 | 3302 | 1 225 | 3407 | 27218 |
16. | Индия | 16664 | 3044 | 2626 | 2523 | 24857 |
17. | Швейцария | 8653 | 8296 | 1452 | 5534 | 23935 |
18. | Швеция | 10919 | 6428 | 1399 | 3950 | 22696 |
19. | Чехия | 10006 | 4616 | 994 | 5466 | 21082 |
20. | Финляндия | 11928 | 5090 | 509 | 3030 | 20557 |
Таблица 4
Динамика численности зарубежных гостей, приехавших из стран Дальнего зарубежья, лидирующих по числу граждан, посетивших Москву
(с сегментацией по целям визита)
1999 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | |||||
человек | человек | В % к 1999 г. |
человек | В % к 2000 г. |
человек | В % к 2001 г. |
человек | В % к 2002 г. |
|
а) приезжающие с деловыми целями | |||||||||
Германия | 82 788 | 67 863 | 82,0 | 65 641 | 96,7 | 72863 | 111,0 | 76241 | 105 |
США | 74 320 | 64 979 | 87,4 | 70 634 | 108,7 | 75667 | 107,1 | 67798 | 90 |
Великобритания | 45 154 | 36 260 | 80,3 | 36 631 | 101,0 | 43312 | 118,2 | 42657 | 98 |
Франция | 31 919 | 28 226 | 88,4 | 29 798 | 105,6 | 33613 | 112,8 | 33432 | 99 |
Италия | 27 315 | 22 288 | 81,6 | 23 602 | 105,9 | 27589 | 116,9 | 28402 | 103 |
б) приезжающие с туристическими целями | |||||||||
Германия | 16 430 | 29 373 | 178,8 | 52 741 | 179,6 | 77246 | 146,5 | 101339 | 131 |
США | 24 721 | 24 891 | 100,7 | 37 126 | 149,2 | 46548 | 125,4 | 58006 | 125 |
Великобритания | 9 923 | 10 480 | 105,6 | 16 191 | 154,5 | 22080 | 136,4 | 32702 | 148 |
Франция | 22 525 | 18 063 | 80,2 | 20 364 | 112,7 | 34686 | 170,3 | 46773 | 135 |
Италия | 15011 | 26 991 | 179,8 | 24 682 | 91,4 | 48854 | 197,9 | 53692 | 110 |
в) приезжающие с частными целями | |||||||||
Германия | 13 314 | 15 986 | 120,0 | 11 034 | 69,0 | 7438 | 67,4 | 8548 | 115 |
США | 4 431 | 6 016 | 135,8 | 5 080 | 84,4 | 9312 | 183,3 | 9374 | 101 |
Великобритания | 2 500 | 2 070 | 82,8 | 2 358 | 113,6 | 3464 | 146,9 | 5422 | 157 |
Франция | 1 962 | 2 690 | 137,1 | 4 757 | 176,8 | 5288 | 111,2 | 5748 | 109 |
Италия | 1 331 | 1 513 | 113,7 | 2 599 | 171,8 | 2264 | 87,1 | 3007 | 133 |
г) приезжающий обслуживающий персонал, транзит и пр. | |||||||||
Германия | 15 805 | 14 369 | 90,9 | 17 553 | 122,2 | 19137 | 109,0 | 21947 | 115 |
США | 8 264 | 6 407 | 77,5 | 8 104 | 126,5 | 8778 | 108,3 | 10572 | 120 |
Великобритания | 6 586 | 5 798 | 88,0 | 6 843 | 118,0 | 6936 | 101,3 | 5210 | 75 |
Франция | 5 679 | 5 596 | 98,5 | 6 737 | 120,4 | 10458 | 155,2 | 12370 | 118 |
Италия | 2 264 | 3 381 | 149,3 | 3121 | 92,3 | 3810 | 122,1 | 5571 | 146 |
Первые места по количеству приезжающих занимают Германия (208 тыс. посетителей) и США (146 тыс. посетителей), Франция, Италия, Великобритания, Турция. Китай, Япония, что подтверждает эффективность проведенных мероприятий рекламного характера и необходимость продолжать работу в этом направлении.
Наибольшее количество бизнесменов, посетивших Москву в 2003 г., являлись гражданами Германии. Их численность увеличилась почти на 12% по сравнению с 2000 г. и составила 76 тыс. человек. В то же время, наибольший поток туристов направлялся в столицу из Германии. На долю этой страны приходилось почти 18% общего числа всех граждан стран Дальнего зарубежья, посетивших столицу с туристическими целями. В 2003 г. количество туристов из Германии увеличилось более чем в 3 раза по сравнению с 2000 г. и составило более 101 тыс. человек (табл. 4).
2. Потребности, предпочтения и оценки туристов как основа для определения задач Программы*
2.1. Иностранные туристы в Москве
По заказу Комитета по туризму был проведен опрос российских и иностранных туристов с целью получить оценку их пребывания в Москве, а также потребностей и предпочтений туристов.
Образ Москвы заметно улучшился в глазах иностранных туристов. Москву считают крупным туристским центром 17% интуристов, что на 4% больше, чем в прошлом году; культурным центром - 21,5% (на 2% больше, чем в 2003 году), красивым городом - 26,3% (на 3% больше, чем в прошлом году).
Этому способствовал рост осведомленности иностранцев об услугах столичных туркомпаний. Так, если раньше перед поездкой в Москву "хорошо осведомленных" насчитывалось 37,4%, то теперь - 40,5%. Число "очень хорошо осведомленных" возросло на 2%. Значительно улучшилась в городе ситуация с путеводителями. Только 32% иностранных туристов не смогли приобрести путеводитель по столице, тогда как в 2001 года таких было 49%, а в 2002 года - 42%.
Вместе с тем, актуальной остается работа по увеличению выпуска таких источников информации, как: справочники, каталоги туристских событий, каталоги гостиниц и т.д.
Наряду с традиционными рекламно-информационными средствами о туристских возможностях Москвы среди потенциальных туристов растет спрос на получение информации с помощью современных средств связи в первую очередь через Интернет. Как показывает практика, этим средством массовой коммуникации сегодня широко пользуются граждане различных возрастных категорий.
В массе иностранных туристов преобладают те, кого больше привлекает культурно-историческое наследие Москвы и ее современная культурная жизнь. Интересных экскурсий в Москве ожидают 84% опрошенных. Одни только музеи привлекают 72% туристов.
Среди приверженцев экскурсионного туризма в Москве преобладает молодежь. С этой категорией потенциальных туристов следует работать активнее, внедряя новые формы туристского обслуживания.
Среди иностранных туристов немало таких, кто предпочитает краткосрочные поездки с целью сменить обстановку (39% от общего числа), отметить праздник (23,1% от общего числа), провести каникулы (рост на 2%, главным образом за счет молодежи).
Многие едут в Москву второй раз, и их число становится все больше. Если в 2001 и 2002 годах лиц, посещающих город второй раз за последние пять лет, составило 9% и 10% соответственно, то в 2003 году - 12%.
Московские магазины мало привлекают иностранных туристов, не считая приобретения сувениров. Об этом говорит тот факт, что основной массе иностранных гостей все равно, где покупать (35%). Тем не менее, интерес к фирменным магазинам и крупным торговым центрам столицы поднялся в среднем на 3%.
Среднестатистический иностранный турист тратит на поездку в Москву 21247 рублей. На покупки он готов потратить или уже потратил 3800 рублей. На музеи и выставки рассчитывает потратить 2219 рублей. На развлечения в столице - 2591 рубля. Этот вид отдыха более всего привлекает лиц с рабочими профессиями и соответствующим образованием. Для сравнения: каждый из них намерен потратить в среднем 4500 руб., тогда как предприниматели выделяют на эти цели в среднем по 1000 рублей, а руководители предприятий и специалисты в среднем 3675 руб.
Хотя у иностранных гостей бытуют нелестные представления о туристском обслуживании в Москве, число интуристов, довольных столичным обслуживанием, постепенно растет. Туристов, посчитавших уровень столичного сервиса "очень высоким" с момента предшествующего опроса стало на 2,5% больше, а "низким" столичное обслуживание стали считать, соответственно, на 2,5% меньше. Однако эти цифры не говорят о коренном переломе ситуации в качестве сервиса, для чего необходимо решительное изменение подхода к делу (введение жестких стандартов обслуживания и профессионального контроля).
Претензии иностранных гостей к различным видам туристского сервиса таковы. Наиболее отрицательные эмоции оставляет столичный транспорт (31,6%), причем недовольство московским транспортом выросло на 3%. За ним следуют бытовые средства связи (24,1%, то есть примерно на 3% меньше, чем в прошлом году), далее контакты с москвичами (23,1%), качество организации экскурсий (9%), походы по торговым точкам (7,2%), организация культурных программ (6,9%) и прочие (22,9%).
На первом месте среди дополнительных услуг, которые иностранные гости хотели бы получить, стоит улучшение средств связи (25%), на втором месте увеличение числа экскурсионных маршрутов (22,7%), 17,4% хотели бы взять на прокат автомобиль, но не смогли этого сделать, 15,2% полагают, что культурные программы могли быть организованы лучше и разнообразнее, 13,9% туристов пожаловались на то, что программа их пребывания в Москве оставляла им мало свободного времени, 7,2% нуждались в дополнительных бизнес-услугах, 5,8% посчитали, что туристические агентства должны устраивать специальные поездки по магазинам.
Важный фактор привлечения иностранных туристов - безопасность туристов. По оценке иностранных гостей в городе выявились положительные сдвиги в этом вопросе. Так, безопасной Москву считают уже 47,4% против 46,5% в прошлом году, согласились с тем, что у Москвы здесь имеются проблемы, 31% опрошенных признались, что испытывают на этот счет некоторые опасения и дискомфорт. Приведенный показатель на 3% меньше, чем год назад.
2.2. Туристы из России в Москве
В целом по всем показателям, имеющим прямое и косвенное отношение к развитию столичного туризма, наблюдаются положительные сдвиги. Часть из них отражают естественные демографические и экономические процессы в стране, часть - результат работы туристских организаций и столичных властей.
Доля туристов, получивших от поездки в Москву полное удовлетворение ("очень понравилось") составила 39% и за 2003 год выросла на 11%. Тем не менее, в этом направлении следует продолжать работу, так как у 44,3% туристов посещение Москвы оставило некоторое чувство неудовлетворения ("скорее понравилось, чем не понравилось").
Обслуживание внутренних туристов неуклонно улучшается. Как "очень высокий" уровень столичного обслуживания оценили 9% туристов, что на 3% больше, чем в прошлом году. Просто "высокую" оценку уровню сервиса поставили 37,3% туристов (также примерно на 3% больше, чем в прошлый раз). Большинство российских туристов оценили уровень столичных туруслуг как "средний" (43,5%). Если учесть, что требования к сервису у российских туристов неуклонно повышаются, то отмеченная положительная тенденция на самом деле еще более очевидна.
Тем не менее некоторые стороны московского сервиса и просто столичной действительности по-прежнему оставляют у гостей столицы негативный осадок. Из наиболее "проблемных": транспорт (43%) и контакты с жителями столицы (19%). По большинству параметров отмечается негативная динамика. Особенно это касается проблем с транспортом (для сравнения, год назад нарекания на транспорт высказывали лишь 31,2% туристов).
Российские туристы становятся более самостоятельными в принятии решений о поездке - 75% предпочитают путешествовать самостоятельно и только 16,6% - через турфирмы. Возможно, сказывается эффект от рекламной кампании Москвы как туристского центра, ежегодно проводимой на региональных телестанциях в 20-ти наиболее густонаселенных регионах России. Так, из общего числа российских туристов "сами" решились посетить Москву 38,3%.
Увеличилось число российских туристов, повторно посетивших столицу за последние пять лет. Если в 2001 году доля таковых составляла 50% опрошенных, то теперь эта цифра возросла до 58%. Динамика отражает повышение интереса у наших соотечественников к Москве не только как к историческому и культурному центру страны, но и как к современному и эффективно работающему мегаполису.
Среди целей посещения Москвы на первом месте стоят познавательные (51%), в первую очередь экскурсии. Во всем, что связано с культурно-историческим прошлым столицы, а также с ее современной культурной жизнью, наблюдается положительная динамика. Интерес к музеям, выставкам, концертам и т.д. в среднем вырос на 3%. Чуть меньшая группа туристов приехала в столицу с целью развлечься, сменить обстановку (47,7%). По сравнению с прошлым годом этот показатель вырос примерно на 3%. Из прочих объектов повышенным вниманием туристов отмечаются московские рестораны (+7%) и действующие храмы (+2,5%).
В среднем за поездку в Москву отечественный турист тратит по 5,5 тысяч рублей. По сравнению с 2002 годом эта цифра выросла примерно на тысячу рублей. На культурную программу (музеи, выставки и т.п.) турист в среднем готов потратить 800 рублей (год назад эта сумма равнялась 500 руб.) Средняя сумма расходов туриста на развлечения составляет 946 рублей (в прошлом году - 860 руб.). Расходы на покупки в среднем составили 2900 рублей, что на 400 рублей больше по сравнению с предыдущим годом.
Несмотря на рост благосостояния российских туристов, фактор цен по-прежнему является одним из определяющих при принятии решения о поездке в Москву. Так, по мнению большинства (57%), московские цены завышены. Возможно, поэтому среди запланированных объектов посещения московские магазины занимают предпоследнее место. Видимо, по той же причине большая часть посещающих Москву российских туристов (49%) предпочитает оставаться у родственников. В гостиницах - только 34%. За прошедший год эта цифра выросла на 3%, что говорит о постепенном изменении менталитета российского туриста, начинающего предпочитать комфортабельную гостиницу иным средствам размещения. Из них большая часть - молодежь в возрасте от 18 до 29 лет.
Снимают квартиру 12,7% (в прошлом году - 8,8%). Желающие снять квартиру на время посещения Москвы главным образом принадлежат к возрастной категории 50-59 лет.
Статус туристического центра за Москвой признают 13,2% российских туристов. Этот показатель за 2002 год возрос на 4%. Постепенно растет в глазах отечественного туриста образ Москвы как европейского города, делового, культурного и финансового центра. Средний показатель динамики роста составляет 3%.
3. Положение в гостиничном хозяйстве Москвы
Рынок гостиниц Москвы занимает первое место в России по объемам предлагаемых услуг и доходам, получаемым от гостиничной деятельности. Потенциал столичной гостиничной базы не сопоставим ни с одним другим городом страны: на долю Москвы приходится 4% всего номерного фонда РФ и 50% всех доходов, что перекрывает показатели даже крупных областей.
В 2003 году гостиничными предприятиями города размещено и обслужено 4 млн. граждан, в том числе 1,5 млн. иностранных граждан.
Загрузка гостиниц в 2003 году в целом по городу составила 70%.
Основным фактором, влияющим на коэффициент загрузки гостиниц, является проведение запланированных мероприятий городского, федерального и международного значения, связанных с размещением участников в гостиницах города. Наибольшее количество мероприятий привязывается к празднованию в июне Дня подписания Декларации о государственном суверенитете Российской Федерации и Дню города в сентябре, загрузка большинства гостиниц в эти месяцы достигает 100%.
Доходы гостиниц от предоставленных услуг в 2003 году составили 17 млрд. руб. Анализ структуры доходов гостиничных предприятий показывает, что увеличивается доход от продажи номеров, по сравнению с 2000 годом - почти в 2 раза. Но одновременно увеличивается и расходная часть от эксплуатации. Рост расходов обусловлен следующими объективными причинами: ростом инфляции и, как следствие, ростом цен на товарно-материальные ценности, устаревшая материально-техническая база гостиниц. Показатель доходов от услуг питания и других дополнительных услуг в 2003 году остался на уровне 2002 года и составил 17%.
С целью продолжения работы, направленной на формирование подготовки высококвалифицированного кадрового состава работников для гостиничной сферы, способного обеспечить высокое качество и культуру обслуживания гостей столицы, введена в эксплуатацию учебно-тренинговая гостиница.
Реализуется Программа "Гранты Мэра Москвы". В настоящее время по этой Программе в Московской академии туристского и гостинично-ресторанного бизнеса обучаются 90 человек.
В 2003 году завершена прединвестиционная подготовка и начата реализация проектов: воссоздания гостиницы "Москва", реконструкции гостиницы "Будапешт", началось строительство нового отеля на месте гостиницы "Интурист". Определены на конкурсной основе инвесторы для реставрации и приспособления к современным условиям гостиницы "Ленинградская", строительства гостиничного комплекса на месте гостиницы "Киевская", реконструкции первой очереди гостиницы "Волга". Собственники зданий ведут предпроектную и проектную подготовку к реконструкции гостиниц "Минск" и "Спорт", а также к дострою гостиницы "Сокольники". Общий объем привлекаемых инвестиций на реконструкцию гостиниц в Москве составляет более 800 млн. долл. США.
В настоящее время строится 18 гостиниц суммарной вместимостью около 5 тыс. мест. Ввод этих гостиниц планируется на 2004-2005 годы.
Для строительства новых гостиниц в соответствии со Схемой размещения гостиниц до 2005 года разработан механизм подготовки объектов для строительства силами Уполномоченных компаний Правительства Москвы.
Острую нехватку гостиничных мест в г. Санкт-Петербурге, городах "Золотого кольца России" намечено преодолеть за счет применения сетевого принципа строительства гостиниц. Предложения о строительстве в Санкт-Петербурге гостиницы для размещения туристов, прибывающих по программам, предусматривающим посещение двух российских столиц: Санкт-Петербурга и Москвы - находятся в стадии разработки.
В качестве первого шага выполнены предпроектные работы по строительству новой гостиницы "Москва" в г. Муроме Владимирской области, подобран инвестор.
Программа ТРЗ "Золотое кольцо Москвы".
В 2003 году продолжены работы по развитию туристско-рекреационной зоны "Золотое кольцо Москвы".
В соответствии с планом реализации концепции комплексного развития ТРЗ "Золотое кольцо Москвы" закончена выработка градостроительных решений по двум ключевым территориям, входящим в программу "Золотой остров" (Болотная площадь, Западная стрелка острова). Это позволило приступить к практической стадии реконструкции и строительства объектов, составляющих их инфраструктуру, включая выполнение подготовительных работ по строительству пешеходного моста через Москву-реку от Храма Христа Спасителя. Новые транспортно-пешеходные возможности данного участка ТРЗ позволят реализовать задачу создания замкнутого кольца единой пешеходной зоны.
В рамках работ по реконструкции и развитию архитектурного ансамбля Боровицкой площади разработана конкурсная документация по подбору инвестора на реализацию инвестиционного проекта по строительству объектов по адресам: Манежная ул., вл. 3-5, Волхонка ул., вл. 1-5, включая гостиницу на 300 номеров.
В 2002 - 2003 годах:
1. Разработаны:
- Программа мероприятий по реализации концепции комплексного развития ТРЗ "Золотое кольцо Москвы";
- схемы управления ТРЗ "Золотое кольцо Москвы", организации медицинского обслуживания туристов по ТРЗ "Золотое кольцо Москвы";
- проект схемы размещения стоянок автотранспорта, обслуживающего ТРЗ "Золотое кольцо Москвы";
- информационно-управляющая система обеспечения инвестиционной деятельности ТРЗ "Золотое кольцо Москвы";
концепция обеспечения безопасности объектов и пешеходных зон ТРЗ "Золотое кольцо Москвы".
2. Выполнены предпроектные проработки по 8-ми участкам единой пешеходной зоны.
3. Проведен мониторинг объектов и предоставляемых ими услуг в ТРЗ "Золотое кольцо Москвы".
О критериях оценки объектов туристской инфраструктуры, расположенных в туристско-рекреационной зоне "Золотое кольцо Москвы", владельцы которых претендуют на участие в мероприятиях Городской целевой программы развития туризма в г. Москве на 2005-2007 гг. см. распоряжение Правительства Москвы от 1 июля 2005 г. N 1199-РП
4. Подготовлен Паспорт ТРЗ "Золотое кольцо Москвы".
5. Разработано техническое задание на создание единого туристского стандарта по ТРЗ "Золотое кольцо Москвы".
Однако сама территория преобразуется лишь отдельными фрагментами. Темпы работы по реконструкции и строительству требуют ускорения. К настоящему моменту начаты и находятся в разной стадии реализации, включая предпроектный этап, проекты реконструкции и строительства 30 объектов.
Уже сейчас необходимо обратить особое внимание вопросам ремонта и освещения фасадов зданий, находящихся на территории ТРЗ "Золотое кольцо Москвы", привести в порядок набережные и акваторию Москвы-реки.
4. Приоритеты в развитии туризма в Москве
Анализ структуры туристских потоков, потребностей и предпочтений иностранных и российских туристов, положение в гостиничном хозяйстве столицы позволяют определить приоритеты в развитии туризма в Москве:
1. Первостепенное развитие въездного и внутреннего туризма по сравнению с выездным.
2. Создание комфортных условий пребывания туристов в городе.
3. Акцентированная рекламная и PR кампания по созданию имиджа Москвы как города благоприятного для туризма
4. Деятельность по продвижению городского туристского продукта на международном туристском рынке и внутри России.
5. Проведение и широкое освещение крупных "знаковых" событий в городе, привлекающих внимание к Москве как мировому центру туризма.
6. Развитие индивидуального туризма.
7. Развитие бизнес-туризма.
8. Расширение существующей гостиничной базы, за счет чего будет достигнуто увеличение объемов получаемых от отрасли доходов. Основной прирост номерного фонда обеспечить за счет расширения сегмента гостиниц среднего уровня обслуживания (класс 3 звезды).
9. Развитие туристско-рекреационных зон, помимо ТРЗ "Золотое кольцо Москвы" и комплекса пешеходного туристского маршрута "Нескучный сад - площадь Гагарина - ММДЦ "Москва-Сити".
10. Реконструкция московских усадеб и архитектурных ансамблей в рамках нового городского туристского продукта "Венок русских усадеб".
11. Техническое переоснащение и обеспечение выполнения требований классификации гостиничных предприятий.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.