Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации"
Проект закона направлен на совершенствование правового регулирования исполнения уголовного наказания в виде лишения свободы и его дальнейшей гуманизации.
Изменение части 3 статьи 13 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК) продиктовано необходимостью обеспечения безопасности осужденного, являющегося потерпевшим или свидетелем по уголовному делу о преступлении, совершенном в исправительном учреждении.
Создание в исправительных колониях помещений, функционирующих в режиме тюрьмы, оправдано как с точки зрения соблюдения требования законодательства об отбывании осужденным наказания в одном исправительном учреждении, так и с точки зрения соблюдения прав и законных интересов осужденного.
В соответствии со статьей 77 УИК в исключительных случаях лица, впервые осужденные к лишению свободы на срок не свыше 5 лет, которым отбывание наказания назначено в исправительной колонии общего режима, могут быть с их согласия оставлены в следственном изоляторе или тюрьме для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию. Изменения, внесенные в уголовное законодательство (ст. 58 УК РФ) Федеральным законом от 09.03.2001 г. N 25-ФЗ, указанная категория лиц значительно сократилась, поскольку лицам, осужденным к лишению свободы за преступления, совершенные по неосторожности, а также за совершение умышленных преступлений небольшой и средней тяжести, ранее не отбывавшим лишение свободы, отбывание наказания назначается в колониях-поселениях. Законопроект исправляет это положение, устанавливая в части 1 статьи 77 УИК, что в следственном изоляторе не допускается оставление осужденного, если он реально отбывал наказание в виде лишения свободы.
Законопроектом упраздняется требование о раздельном содержании осужденных в колониях-поселениях. Это вызвано невозможностью создания в каждом субъекте РФ всех видов колоний-поселений и, как следствие - направлением осужденных в колонии-поселения, расположенные в других регионах.
В целях обеспечения прав осужденных и создания условий для укрепления их социально-полезных связей предлагается внести соответствующее дополнение в часть 2 статьи 81 УИК.
Часть 6 статьи 82 УИК наделяет администрацию исправительного учреждения правом производить досмотр лиц, их вещей, транспортных средств как в самом учреждении, так и на прилегающих к ним территориях, на которых установлены режимные требования. Вместе с тем УИК не содержит норму о порядке определения границ указанных территорий и установления на них режимных требований. Законопроект восполняет этот пробел.
Часть 1 статьи 88 УИК предоставляет осужденным право на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости за счет получаемых денежных переводов. Однако при этом возникло противоречие с частью 2 указанной статьи и статьями 121, 123, 125, 131, 133 УИК. В связи с этим предлагается из части 1 статьи 88 слова "без ограничения" исключить. Одновременно предлагается внести изменения в статьи 121, 123, 125 УИК, направленные на расширение прав осужденных на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости за счет средств, имеющихся на их лицевых счетах.
Исходя из того, что основанием для выплаты пособия по беременности и родам осужденным женщинам является наличие у них беременности и других обстоятельств просто не существует, предлагается в части первой статьи 98 УИК слова "и иных обстоятельств" исключить.
Постановлением Конституционного Суда РФ от 26 декабря 2003 г. N 20-П положения статьи 118 УИК, устанавливающие ограничения на предоставление свиданий осужденным, водворенным в штрафной изолятор и помещения камерного типа, признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации в части запрета на свидания с адвокатом. В связи с этим, а также в целях приведения статьи 118 УИК РФ в соответствие с частью 4 статьи 89 УИК, предлагается статью 118 дополнить новой частью, устраняющей данное несоответствие.
Перевод осужденных, совершивших преступления в несовершеннолетнем возрасте, достигших возраста 21 года, из изолированного участка воспитательной колонии, функционирующего как исправительная колония общего режима, в колонию общего режима, предусмотренный частью третьей статьи 140, делает абсолютно бессмысленным создание этих участков. Поэтому предлагается внести изменение, позволяющее обеспечить отбывание наказания указанной категории осужденных в одном исправительном учреждении изолированно от несовершеннолетних осужденных.
Учитывая, что уровень развития и подготовленность подростка к обучению определяется исходя из его индивидуальных особенностей, предлагается исключить из статьи 141 УИК возрастные ограничения на заочное обучение несовершеннолетних осужденных в образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации"
В случае принятия проекта федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации" не подлежат признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию акты федерального законодательства.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации"
Реализация проекта федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации" не потребует дополнительного финансирования из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.