Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об опеке и попечительстве"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений # некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об опеке и попечительстве" вносится и требует принятия одновременно с Федеральным законом "Об опеке и попечительстве". Оба законопроекта направлены на упорядочение и совершенствование норм, регулирующих отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства.
Изменения, предлагаемые в Гражданский кодекс Российской Федерации (далее - ГК РФ), устанавливают соотношение норм ГК РФ и Федерального закона "Об опеке и попечительстве". Предлагается дополнить статью 31 ГК РФ пунктом 4, устанавливающим, что к отношениям по опеке и попечительству, не урегулированным ГК РФ и Семейным кодексом РФ, применяются положения Федерального закона "Об опеке и попечительстве" и иные нормативные правовые акты, принятые в соответствии с ним.
Законопроект детализирует положения статьи 37 ГК РФ о распоряжении имуществом подопечных. В частности, предлагается, в частности, уточнить пределы, в которых опекун без согласия органа опеки и попечительства может расходовать средства подопечного.
Предполагается также установить в ст. 39 ГК РФ возможность освобождения опекуна (попечителя) от исполнения им своих обязанностей по его просьбе независимо от уважительности причин.
Предусматривается также изменение норм о патронаже над дееспособными гражданами (ст. 41 ГК РФ), которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности, и приведение указанных положений в соответствии с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации об объеме дееспособности физических лиц.
Изменение, предлагаемое в статью 292 ГК РФ, направлено на приведение нормы об ответственности членов семьи собственника жилого помещения по обязательствам, вытекающим из пользования жилым помещением, в соответствие с положениями об имущественной ответственности гражданина, ограниченного судом в дееспособности (ст. 30 ГК РФ).
Законопроект предлагает впервые ввести в гражданское законодательство нормы о завещательном назначении опекуна (попечителя). Эти положения разработаны с учетом положительного зарубежного и отечественного законодательного опыта и предполагают возможность назначения родителем опекуна или попечителя детям на случай своей смерти (ст. 1140.1 ГК РФ). Выбранные родителем лица могут быть назначены с их согласия опекунами (попечителями) при условии соблюдения требований, установленных законодательством об опеке и попечительстве. Завещатель будет вправе определить имущество, за счет которого опекун (попечитель) сможет производить расходы на содержание подопечного, а также имущество, за счет которого может производиться выплата вознаграждения опекуну (попечителю)..
2. Изменения, предлагаемые в Семейный кодекс Российской Федерации (далее - СК РФ), имеют целью повышение эффективности такой формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, как опека (попечительство), а также развитие и совершенствование так называемых "договорных" форм устройства детей - приемная семья и других.
Предметом правового регулирования проекта являются отношения с участием несовершеннолетних граждан, находящихся под опекой (попечительством) или нуждающихся в ее установлении.
Законопроект конкретизирует положения ст. 145 СК РФ о порядке установления опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми, о правах, обязанностях и ответственности опекунов и попечителей. Предлагается, в частности, назначать опекуна ребенку, достигшему 10 лет, с его согласия, не допускать передачу братьев и сестер под опеку (попечительство) разным лицам за исключением случаев, когда такая передача отвечает интересам ребенка. В законопроекте четко разграничены полномочия родителей и опекуна (попечителя) ребенка на период осуществления опеки (попечительства) в тех случаях, когда родители не лишены родительских прав и не ограничены в родительских правах.
Учитывая разнообразие получивших распространение в регионах России форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, проект закрепляет возможность установления опеки (попечительства) над детьми по договору. Помимо договора о приемной семье таким договором может быть договор о патронате и иные соглашения, порядок заключения которых может определяться в соответствии с проектом законами субъектов Российской Федерации. Такая новелла будет способствовать снижению числа детей, воспитывающихся в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
С учетом практики в законопроекте также уточнены понятие и содержание договора о приемной семье, а также основания и последствия его расторжения (глава 21 СК РФ).
В СК РФ вводится специальная глава, посвященная устройству детей в учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, их правам, а также правам и обязанностям указанным учреждениям по воспитанию, образованию, защите и представительству прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, контролю за их деятельностью.
3. Необходимость внесения изменений в статью 31 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании" связана с тем, что Федеральный закон от 22 июля 2004 N 122 создал такую редакцию указанной статьи, которая может быть истолкована в противоречии с положениями статей 14, 15, 16 и 34 Федерального закона от 6 октября 2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Этой редакцией создается превратное впечатление о том, что функции органов опеки и попечительства должны во всех случаях исполнять органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в области образования. Между тем в соответствии с названными статьями Федерального закона от 6 октября 2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" опека и попечительство относятся к вопросам местного значения поселения, муниципального района, городского округа, а порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования.
В связи с этим предлагается уточнить редакцию статьи 31 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании", указав, что на органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в области образования возлагаются функции организации контроля за получением образования детьми, находящимися под опекой или попечительством.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту Федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об опеке и попечительстве"
Реализация федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об опеке и попечительстве" не потребует дополнительных расходов из средств федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта Федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об опеке и попечительстве"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об опеке и попечительстве" планируется вместе с принятием Федерального закона "Об опеке и попечительстве" и не потребует внесения изменений в иные федеральные законы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.