Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и статью 19 Федерального закона "О государственном земельном кадастре"
Основной задачей представленного законопроекта является упрощение процедуры легализации прав на земельные участки, образованные до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации и используемые для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества.
К моменту введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации гражданам было предоставлено 44 млн. земельных участков для указанных целей, из них 29 млн. земельных участков граждане получили до 1991 года, то есть до начала земельной реформы.
Эти земельные участки в настоящее время не поставлены на государственный кадастровый учет в соответствии с требованиями Федерального закона "О государственном земельном кадастре" от 2 января 2000 года N 28-ФЗ, по ним не сделано межевание границ в соответствии с требованиями Федерального закона "О землеустройстве" от 18 июня 2001 года N 78-ФЗ и, соответственно, по ним не проведена государственная регистрация прав в соответствии с требованиями Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ, так как эти федеральные законы приняты позже образования указанных земельных участков.
Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" признал (пункт 9 статья 3), что государственные акты, свидетельства и другие документы (например, решение правления колхоза, приказ директора совхоза, книжка садовода, выписка из похозяйственной книги населенного пункта), удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, который ведут регистрационные палаты.
Однако, в силу пункта 2 статьи 6 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", чтобы совершить сделку с таким земельным участком, в том числе передать по наследству, подарить, продать, сдать в аренду и залог, установить сервитут, обменять, добровольно отказаться от земельного участка и т.д. необходимо сначала заменить старые документы, удостоверяющие права на землю, на новое свидетельство о государственной регистрации ранее возникших прав.
Для этого необходимо посетить несколько раз (везде заявительный порядок получения справок и документов) органы Роснедвижимости, БТИ, архитектуры, землеустройства, кадастровые и регистрационные палаты, нотариальные конторы, органы местного самоуправления. Все эти организации ведут прием граждан в разные дни недели и не чаще одного-двух раз в неделю.
В результате на оформление одного земельного участка уходит не менее 6 месяцев, в течение которых не менее 30 рабочих дней необходимо провести в очередях, а также оплатить перечисленным выше структурам их платные услуги в размере 15-20 тысяч рублей.
Такая усложненная и дорогостоящая процедура перерегистрации прав на земельный участок, предоставленный гражданину на законных основаниях в соответствии с законодательством, действовавшем в прошлом столетии, вызывает справедливые упреки в адрес законодателей.
Представленный законопроект значительно упрощает государственную регистрацию ранее возникших прав на земельные участки, используемые для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества.
Предлагается дополнить Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" новой статьей 23.1, в которой устанавливается минимальный перечень документов, необходимых для проведения государственной регистрации ранее возникших прав на указанные земельные участки. Данный перечень является исчерпывающим и дополнительных справок и документов истребовать у заявителя запрещается.
Одновременно вносится поправка в статью 19 Федерального закона "О государственном земельном кадастре", которая также разрешает осуществлять государственный кадастровый учет указанных земельных участков на основании минимального перечня документов, представляемых для присвоения земельному участку кадастрового номера и выдачи заявителю выписки из кадастрового плана.
Учитывая, что проектом федерального закона N 140463-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" и Федеральный закон "О землеустройстве" (принят во втором чтении 10 июня 2005 года), упрощается процедура межевания указанных земельных участков и описание местоположения их границ, настоящий законопроект логически завершает упрощение порядка легализации прав граждан на землю.
Законопроект не направлен на введение или отмену налогов, освобождение от их уплаты, выпуск государственных займов, изменение финансовых обязательств государства и не предусматривает расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета и поэтому заключения Правительства Российской Федерации по нему не требуется.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и статью 19 Федерального закона "О государственном земельном кадастре"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и статью 19 Федерального закона "О государственном земельном кадастре" не потребует дополнительных средств, покрываемых за счет федерального бюджета.
В соответствии с частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации на указанный законопроект не требуется заключения Правительства Российской Федерации.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и статью 19 Федерального закона "О государственном земельном кадастре"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и статью 19 Федерального закона "О государственном земельном кадастре" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия иных актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.