Пояснительная записка
к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Жилищный Кодекс Российской Федерации"
Представляется, что ряд норм нового Жилищного Кодекса недостаточно четко прописаны, и это может повлечь за собой существенное ухудшение правового положения граждан, включая собственников жилья. Кроме того, в некоторых случаях Кодекс вводит систему коллективной ответственности граждан за оплату услуг коммунального хозяйства, что представляется рудиментом предыдущей системы отношений.
Так, нынешняя редакция ст. 32 предполагает, что у собственника может быть изъято принадлежащее ему жилое помещение. Взамен ему предоставляется "выкупная цена", в состав которой включена "рыночная стоимость жилого помещения... убытки в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением, переездом, поиском иного жилого помещения, оформлением права собственности на другое жилое помещение". Из приведенной выше формулировки не очевидно, что размер выкупной цены должен быть достаточным для приобретения нового жилого помещения, и что последнее не должно быть хуже по своим характеристикам изымаемого. "Рыночная стоимость" квартир в ветхом фонде, по определению, недостаточна для приобретения жилья на рынке.
Более того, ст. 32 предусматривает, что право выбора между предоставлением "выкупной цены" или иного жилья имеет не собственник, а орган местного самоуправления. Лишь в случае, если последний предложил подобный выбор, собственник изымаемого жилого помещения имеет возможность получить не "выкупную цену", а иное жилое помещение.
Предлагается законодательно установить, что право выбора имеет именно собственник, и что размер выкупной цены должен быть достаточным для приобретения жилого помещения, аналогичного изымаемому по своим характеристикам.
Ст. 102 ЖК РФ предусматривает, что при смене собственника общежития лица, пользующиеся в нем помещениями, исключая несколько льготных категорий, должны покинуть эти помещения и уйти на улицу. Из ныне действующей редакции, например, вытекает, что при банкротстве юридического лица, в чьей собственности находится общежитие, все жители общежития подлежат автоматическому выселению на улицу, т.к. при банкротстве нет правопреемников. Кроме того, прежний ЖК сохранял за человеком право на пользование общежитием в случае увольнения по уважительной причине (сокращение штатов, состояние здоровья, низкая зарплата и ее задержки и пр.). По новому ЖК они подлежат выселению, даже если уволились много лет назад. Представляется, что в данном случае нарушены и нормы ст. 40 Конституции РФ: "каждый имеет право на жилище, никто не может быть произвольно лишен жилища".
Ст. 155 затрагивает один из принципиальнейших моментов в жизни большинства граждан России - оплату жилищных и коммунальных услуг. В соответствии со ст. 155 лица, живущие в ТСЖ, кооперативах и домах, находящихся под контролем управляющих кампаний, лишены права напрямую оплачивать коммунальные услуги (электроэнергия, водоснабжение, теплоснабжение и иное), и обязаны иметь дело с посредниками. Таким образом, если посредники (управляющие организации) не смогут собрать все# денег с потребителей, и у них возникнут долги перед коммунальными кампаниями (или посредники предпочтут собранные деньги потратить на иные нужды), от коммунальных услуг будут отключены и добросовестные плательщики. Исключение составляют только дома, выбравшие непосредственное управление, и владельцы частных домов. Такая практика чревата возникновением серьезной дебиторской задолженности коммунальных кампаний и веерными отключениям и не только электроэнергии, но также отопления, газа и воды. Предлагается вернуть право гражданам России оплачивать коммунальные услуги непосредственно тем, кто их оказывает.
Ст. 161 ЖК РФ прямо запрещает собственникам жилых помещений принимать решение о выборе формы управления их домом после 1 марта 2006 года. Право инициировать подобное собрание сохраняют лишь органы местного самоуправления. Таким образом, даже если все квартиры в доме будут приватизированы, но жители окажутся не знакомы с особенностями законодательства, они лишены права самостоятельно распоряжаться собственными средствами, собираемыми на содержание их здания.
Перечень
нормативных правовых актов, в которые должны быть внесены изменения при принятии проекта федерального закона "О внесении изменений в Жилищный Кодекс РФ"
- Федеральный Закон N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса ".
Финансово-экономическое обоснование
к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Жилищный Кодекс Российской Федерации"
Принятие проекта Федерального закона "О внесении изменений в Жилищный Кодекс Российской Федерации" не предусматривает расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.