Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации, в Федеральный закон "Об обществах с ограниченной ответственностью" и Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"
Проект федерального закона "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации, в Федеральный закон "Об обществах с ограниченной ответственностью" и Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - законопроект) направлен на совершенствование действующего гражданского законодательства, регулирующего правовое положение обществ с ограниченной (дополнительной) ответственностью, а также их участников.
1. Существенную проблему представляет неограниченная возможность выхода участников из общества с ограниченной ответственностью (далее также ООО), нарушающая права и законные интересы не только остающихся участников, но и кредиторов общества.
Возможность неограниченного выхода из общества при отсутствии субсидиарной имущественной ответственности участников и обязательного требования о проведении ежегодного аудита делают общество с ограниченной ответственностью наиболее распространенной организационно-правовой формой, используемой для создания "фирм-однодневок" с целью уклонения от налогов. При этом возможность свободного выхода из общества с ограниченной ответственностью часто используется как способ уклонения от имущественных претензий за убытки, причиненные самому обществу и его кредиторам.
Массовое использование общества с ограниченной ответственностью в целях уклонения от уплаты налогов и сборов также подтверждается большой задолженностью обществ по налогам, сборам и пеням - 250,5 млрд. рублей (по данным ФНС России на 1 декабря 2004 г.). Кроме того, среди отсутствующих должников (отсутствующими должниками признаются организации, которые на дату введения процедуры банкротства фактически прекратили свою деятельность или не обладали имуществом, достаточным для покрытия судебных расходов) количество обществ с ограниченной ответственностью, по данным ФНС России, составляет 44% от других организационно-правовых форм.
Одновременно необходимо отметить, что отсутствие ограничения на выход участников из общества нередко приводит к тому, что выход отдельных участников из ООО с последующей выплатой реальной стоимости доли провоцирует выход из ООО и других участников, при этом последний из участников вынужден нести бремя по управлению ООО и поддержанию его деятельности либо осуществить его ликвидацию.
Более того, существующий порядок выхода участника из ООО, а также выплаты реальной стоимости доли участника зачастую приводит к тому, что даже в отсутствие массового выхода остающихся участников выплата реальной стоимости доли может повлечь уменьшение уставного капитала до размера ниже минимально установленного законом. Это, в свою очередь, является основанием для принудительной ликвидации общества. Таким образом, выход ряда участников ставит под сомнение существование стабильно функционировавшего общества, что негативно сказывается не только на интересах контрагентов таких обществ, но и стабильности гражданского оборота в целом.
2. Действующее в настоящее время законодательство (ст. 87-94 Гражданского кодекса Российской Федерации и Федеральный закон "Об обществах с ограниченной ответственностью") предусматривает наличие двух учредительных документов общества с ограниченной (дополнительной) ответственностью: устава и учредительного договора. При этом некоторые положения дублируются в обоих документах, что приводит к возникновению трудностей в практике применения положений законодательства об ООО.
Так, согласно пункту 1 статьи 12 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон) в учредительном договоре общества среди прочего указываются размер уставного капитала общества и размер доли каждого из учредителей (участников) общества, состав органов общества и порядок выхода участников общества из общества. В соответствии с пунктом 2 статьи 12 Закона устав общества также должен содержать сведения о составе и компетенции органов общества, размере уставного капитала общества, размере и номинальной стоимости доли каждого участника общества, порядке и последствиях выхода участника из общества.
Согласно статье 37 (пункт 8) Закона решение о внесении изменений (дополнений) в устав общества принимается большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов участников общества, если необходимость большего числа голосов для принятия такого решения не предусмотрена Законом или уставом общества.
Вместе с тем учредительный договор, являясь многосторонней сделкой, требует для своего изменения волеизъявления всех лиц, являющихся его сторонами. Из подобного понимания учредительного договора исходит не только действующее законодательство, но и правоприменительная практика, когда для изменения учредительного договора требуется выражение согласия всех участников договора, при этом такое согласие должно быть оформлено путем подписания единого документа или представления иного письменного подтверждения.
Таким образом, для изменения ряда положений, содержащихся в уставе общества, требуется принятие единогласного решения всех участников общества. Например, поскольку смена состава участников общества сопряжена с изменением структуры уставного капитала ООО, без согласия всех участников общества не возможно ни включение сведений в учредительные документы о доле вновь принятого участника, ни изменение соотношения долей среди существующих участников.
3. В законопроекте предлагается устранить существующий в настоящее время дуализм учредительных документов ООО, исключив из их числа учредительный договор. Таким образом, единственным учредительным документом ООО будет выступать устав общества, который, в отличие от учредительного договора, не требует для своего изменения волеизъявления всех участников соответствующего правоотношения. При этом в уставе ООО не будут отражаться сведения о размере и номинальной стоимости доли участника общества, что исключает необходимость внесения каждый раз изменений в устав общества при изменении структуры уставного капитала общества и/или состава участников.
Законопроектом также предлагается исключить положения о выходе участника из общества. В законопроекте устанавливается, что прекращение членства возможно в случае перехода доли обществу или иному лицу.
Вместе с тем в целях защиты прав и законных интересов отдельных участников общества, в том числе не имеющих значительного влияния на принятие решений общим собранием участников общества, предусматривается возможность участника требовать выплаты действительной стоимости доли в случае принятия общим собранием участников общества решений, которые могут привести к снижению действительной стоимости доли.
Законопроектом предусматривается также, что сведения об участниках ООО и их долях должны содержаться в Едином государственном реестре юридических лиц и переход их от одного лица к другому возможен только с момента внесения соответствующих изменений в данный реестр.
4. Наряду с решением указанных выше концептуальных вопросов правового регулирования деятельности ООО законопроектом предлагается ряд уточняющих положений и нововведений, направленных либо на предотвращение злоупотреблений правами, предоставляемыми Законом обществу, его участникам и третьим лицам, либо на поддержание имущественной обеспеченности деятельности общества.
Так, предлагается закрепить положение, допускающее оплату уставного капитала ООО в соответствующей части даже после истечения годичного срока с момента государственной регистрации общества, если по тем или иным причинам отдельными участниками не были внесены вклады в оплату уставного капитала. Доли (части долей) таких участников переходят к обществу и подлежат оплате не позднее шести месяцев с момента такого перехода.
Законопроектом детализируются нормы, посвященные порядку отчуждения принадлежащих обществу долей и их оплаты, уточняется процедура оплаты уставного капитала общества при его увеличении, при этом одновременно устраняется возможность блокирования принятия решений, направленных на завершение процедуры увеличения уставного капитала.
Принимая во внимание, что ООО является организационно-правовой формой, имеющей закрытый характер, законопроектом предлагается существенно детализировать процедуру реализации преимущественного права приобретения участниками общества или обществом доли, продаваемой участником общества третьему лицу.
Исходя из существующей практики применения подобных норм, усматривается возможность закрепления уставом общества преимущественного права приобретения доли по заранее определенной цене, а не только по цене предложения третьему лицу.
Законопроектом вносится ряд уточняющих норм в части правового регулирования крупных и заинтересованных сделок общества, учитывающих практический опыт реализации подобных норм, а также последние изменения акционерного законодательства.
Реализация положений проекта федерального закона "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации, в Федеральный закон "Об обществах с ограниченной ответственностью" и Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" позволит устранить недостатки действующего корпоративного законодательства в сфере организации и деятельности обществ с ограниченной (дополнительной) ответственностью.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.