Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы
Федерального Собрания РФ от 24 июня 2005 г. N вн 2.2-1/2040
по проекту федерального закона N 99044358-2 "О государственном регулировании обращения с ломом и отходами цветных и черных металлов" ("О регулировании заготовки лома черных и цветных металлов") (повторно ко второму чтению)
По представленному проекту федерального закона сообщаем следующее.
В пункте 2 статьи 2 проекта дается определение понятия "обращение с ломом и отходами цветных и (или) черных металлов", под которым понимается деятельность по заготовке, переработке, транспортировке, а также реализации лома и отходов черных и (или) цветных металлов. Полагаем необходимым применительно к данным отношениям дать определения таких понятий, как заготовка, переработка, переработка лома цветных металлов путем переплава, транспортировка, реализация, поскольку в отсутствие определения этих понятий правовая аргументация предлагаемого проектом определения понятия "обращение с ломом и отходами цветных и (или) черных металлов" недостаточна и фактически не дает возможности определить предмет регулирования рассматриваемых отношений. Кроме того, полагаем необходимым указать, что "обращение с ломом и отходами цветных и (или) черных металлов" является подлежащей лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации деятельностью (пункт 2 статьи 2 проект). Это будет основой для исключения организаций, не имеющих хотя бы одной из необходимых лицензий, на осуществление деятельности, связанной с обращением с ломом и отходами цветных и (или) черных металлов.
В части 2 статьи 4 проекта устанавливаются требования к "переработке лома цветных металлов путем переплава". При этом из проекта усматривается, что переработка лома путем переплава рассматривается как самостоятельный вид деятельности и обязательным условием для которого является наличие лицензии на осуществление деятельности по эксплуатации взрывоопасных производственных объектов. При этом неясно, требуется ли в данном случае наличие лицензии на заготовку, переработку и реализацию лома цветных металлов. Представляется, что переработка лома цветных металлов путем переплава наряду с заготовкой, переработкой и реализацией лома цветных металлов также должна подлежать лицензированию, что потребует также внесения соответствующих изменений в Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности". С этой точки зрения указанные положения проекта нуждаются в дополнительном обсуждении и дополнительной проработке.
Поскольку проектом предусматривается осуществление транспортировки лома и отходов (пункт 2 статьи 2 проекта), полагаем, что этому вопросу должны быть посвящены нормы, устанавливающие требования к порядку их транспортировки. В этих целях необходимо определить круг субъектов, которые могут быть допущены к осуществлению данного вида деятельности, возможности использования того или иного вида транспорта, установления соответствующих ограничений и ответственности за нарушение правил транспортировки лома и т.д.
Положение части 3 статьи 1 проекта, устанавливающее правовое регулирование отношений в области обращения с ломом и отходами, является самостоятельным и его необходимо выделить в отдельную статью.
В части 5 статьи 3 проекта устанавливаются требования к лицам, сдающим лом и отходы цветных и (или) черных металлов. Сообщаем, что указанные положения проекта уже урегулированы статьями 26, 27, 28 Гражданского кодекса, определяющими дееспособность несовершеннолетних. При этом обращаем внимание, что согласно положениям абзаца 2 пункта 1 статьи 26 ГК РФ сделка, совершенная несовершеннолетним в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, действительна также при ее последующем письменном одобрении его родителями, усыновителями или попечителем. С учетом изложенного указанные положения проекта подлежат исключению.
Согласно части 6 статьи 3 проекта обращение с ломом и отходами цветных и (или) черных металлов осуществляется в соответствии с требованиями, установленными техническими регламентами. При этом, принимая во внимание определение понятия "обращение с ломом и отходами цветных и (или) черных металлов" (пункт 2 статьи 2 проекта), следует иметь в ввиду, что согласно Федеральному закону "О техническом регулировании" (см. статьи 1, 2, 7 и другие) технический регламент устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации). В этой связи указанное положение проекта нуждается в уточнении, имея в виду, что техническими регламентами обязательные требования устанавливаются к переработке, реализации, а также к транспортировке лома и отходов цветных и (или) черных металлов.
Часть 7 статьи 3 проекта, касающуюся использования труда лиц в возрасте до 18 лет на работах по заготовке и переработке лома и отходов цветных и (или) черных металлов, предлагается привести в соответствие с частью третьей статьи 265 Трудового кодекса Российской Федерации, поскольку в соответствии со статьей 5 указанного Кодекса нормы трудового права, содержащиеся в иных законах, должны соответствовать его положениям.
В части 1 статьи 4 проекта предусмотрено, что перечни оборудования и имущества и требования, предъявляемые к их техническим характеристикам, устанавливаются в утверждаемых Правительством Российской Федерации соответствующих положениях о лицензировании заготовки, переработки и реализации лома цветных или черных металлов. Однако полномочия Правительства Российской Федерации при осуществлении лицензирования определены статьями 2, 5 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", согласно которым лицензионные требования и условия являются неотъемлемой частью положений о лицензировании отдельных видов деятельности, утверждаемых Правительством Российской Федерации.
Одновременно обращаем внимание, что ряд положений представленного проекта носит отсылочный характер к законодательству Российской Федерации и не несет в себе дополнительной правовой нагрузки (см. часть 3 статьи 3 проекта, статья 7 проекта).
Проект нуждается в юридико-технической доработке. При том обращаем внимание, что в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 14 июня 1994 года N 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" федеральные законы вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими федеральными законами не установлен иной срок вступления в силу.
В настоящем законопроекте (статья 9) предполагается вступление его в силу по истечении трех месяцев после дня его официального опубликования.
Полагаем необходимым при определении срока вступления в силу использовать терминологию вышеуказанного федерального закона, а именно "по истечении 90 дней после дня его официального опубликования", либо указать конкретную дату вступления в силу настоящего Федерального закона.
Замечания и предложения редакционного, юридико-технического и лингвостилистического характера переданы в Комитет в рабочем порядке.
Начальник управления |
Г.П. Ивлиев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.