Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по собственности от 7 июля 2005 г. N 3.9-43/3
по проекту федерального закона N 186242-4 "О защите конкуренции"
(внесен Правительством Российской Федерации)
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по собственности рассмотрел проект федерального закона N 186242-4 "О защите конкуренции" в части положений, относящихся к предметам ведения Комитета, и отмечает следующее.
Законопроект предусматривает совершенствование правового регулирования отношений по защите конкуренции, уточнение правовых основ государственной политике# в указанной сфере, обновление правового инструментария пресечения и предупреждения монополистической деятельности на товарных и финансовых рынках, а также унификацию правового регулирования отношений по защите конкуренции на товарных и финансовых рынках. Законопроект конкретизирует запреты на антиконкурентные акты и действия Центрального банка Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов власти или органов местного самоуправления органов или организаций.
С учетом большой значимости правового регулирования антимонопольной деятельности для целей обеспечения условий экономического роста, недопущения необоснованного роста цен производителей товаров и услуг, Комитет по собственности поддерживает принятие указанного законопроекта в первом чтении.
Вместе с тем, Комитет по собственности полагает, что необходимо расширить сферу правового регулирования антимонопольного законодательства, которая распространяется в настоящее время только на отношения между хозяйствующими субъектами, на хозяйственную деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления. В частности, предприниматели должны получить право опротестовать в антимонопольном органе и в суде деятельность указанных органов в случае, если она наносит ущерб конкуренции в соответствующей сфере экономики.
В этой связи законопроект целесообразно дополнить нормами, связанными с правовым регулированием публичных услуг, которые оказывают органы государственной власти и органы местного самоуправления. Для определения четких границ между функциями государственного управления органов исполнительной власти и функциями муниципальных органов с одной стороны, и оказываемыми ими публичными услугами с другой стороны, а также в целях устранения совмещения хозяйственных и властных функций органами исполнительной власти необходимо ввести в законопроект понятие публичных услуг.
Кроме того, следует отразить квалифицирующие признаки публичных услуг:
индивидуальность предоставления (адресованы конкретным субъектам);
добровольность (оказываются без принуждения со стороны государства, но исключительно по просьбе физических и юридических лиц);
недискриминационность (предоставляются любым физическим и юридическим лицам, а при частично или полностью платной публичной услуге - любым физическим и юридическим лицам, оплатившим услугу в размере не ниже издержек по оказанию такой услуги).
По мнению Комитета по собственности, целесообразным является введение понятие "платная" применительно к понятию "публичные услуги" с определением квалифицирующих признаков отнесения публичных услуг к категории платных публичных услуг. Это должно исключить не только необоснованную коммерциализации# публичных услуг, но и возможность формирования государственного реестра платных услуг на основе интересов органов государственной власти и муниципального управления.
В законопроекте следует указать, что государственный реестр платных услуг должна вести Федеральная антимонопольная служба России, так как ведение такого реестра отвечает основным функциям Службы, связанных# с недопущением злоупотреблений хозяйствующими субъектами доминирующим положением, а также профилактикой и пресечением выполнения органами исполнительной власти несвойственных им функций. Таким образом, только публичные услуги, включенные в указанный реестр, будут считаться допустимыми с точки зрения возможности их оказания со стороны государственных органов.
Ведение такого реестра призвано упорядочить перечень платных услуг, оптимизировать состав платных услуг с точки зрения потребителей и исключить платные услуги избыточного и принудительного характера.
Правила ведения государственного реестра платных услуг, оказываемых органами исполнительной власти и их учреждениями, должны устанавливаться Правительством Российской Федерации.
Необходимо конкретизировать в законопроекте недопущение наделения полномочиями органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, осуществление которых имеет либо может иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции.
При подготовке законопроекта ко второму чтению, необходимо усилить содержащиеся в нем правовые нормы, касающиеся устранения неоправданных административных барьеров при осуществлении государственного контроля экономической концентрации.
Комитет по собственности считает целесообразным включить в законопроект положения, направленные на реформировании# имущественных основ деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.
Основной предпосылкой такого реформирования является необходимость приведения в соответствие материальной базы органов государственной власти и органов местного самоуправления осуществляемым такими органами административным полномочиям. В настоящее время органы государственной власти фактически выведены из-под действия правил антимонопольного регулирования, налогового администрирования, сами по себе представляют лицензионно-разрешительную, распорядительную и контрольную системы. В результате, бесконтрольная "рыночная сила" властных органов является основным фактором экономической жизни общества, что недопустимо с точки зрения его развития и должно быть откорректировано при принятии законопроекта "О защите конкуренции".
Определяется приблизительный (типичный) перечень административно-властных и иных распорядительных функций и полномочий органов государственной власти и местного самоуправления, осуществляемых такими органами в сегодняшних условиях. Акцент делается на органах уровня субъектов Российской Федерации и муниципальных образования#, поскольку именно там, в основном, тормозятся процессы приватизации имущества, развития малого и среднего предпринимательства. В частности, все перечисленные публичные функции органов государственной власти необходимо классифицировать на
исключительные, т.е. такие, которые могут осуществляться только властными органами;
допустимые, т.е. такие, которые несут в себе элемент частно-правовых, рыночных отношений, но в силу сложившихся местных социальных и экономических условий могут осуществляться властными органами, в частности, в связи с отсутствием конкурентных предложений (например, содержание жилищного фонда и инженерных сетей, муниципальный транспорт и т.п.);
недопустимые, т.е. такие, которые заведомо не могут иметь никакого отношения к государственному и муниципальному администрированию, но представляют из себя только источник недобросовестной конкуренции и дополнительных денежных потоков (например, осуществление властными органами функций арендодателя многочисленных объектов недвижимости, участие государственных и муниципальных органов через пакеты акций и доли в уставных капиталах в ресторанном, культурно-зрелищном, торговом, банковском, страховом и т.п. бизнесах).
Соответственно определенным публичным функциям, проводится категоризация имущества:
имущество, фактически исключенное из оборота или ограниченное в обороте принадлежностью только Российской Федерации, ее субъектам и муниципальным образованиям - необходимое для осуществления исключительных публичных функций государства и муниципальных образований;
имущество, которое может находиться в государственной и (или) муниципальной собственности - необходимое для использования в качестве базы выполнения социальных обязательств до того времени, пока такие обязательства окончательно не перейдут в плоскость рыночных, частно-правовых отношений;
имущество, недопустимое для нахождения в государственной и муниципальной собственности, - используемое властными органами на цели, не имеющие никакого отношения ни к администрированию, ни к социальным обязательствам перед обществом.
Комитет по собственности считает, что законопроект "О защите конкуренции" может быть дополнен положением о необходимости приватизации в течение определенного периода имущества, отнесенного к последней категории.
С учетом вышеизложенного, Комитет Государственной Думы по собственности поддерживает концепцию проекта федерального закона N 186242-4 "О защите конкуренции" и рекомендует Государственной Думе принять его при рассмотрении в первом чтении с учетом необходимости доработки законопроекта ко второму чтению с учетом настоящего заключения.
Председатель Комитета |
В.С. Плескачевский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.