Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по вопросам местного самоуправления от 6 июля 2005 г. N 41/1
на проект федерального закона N 182462-4 "О внесении изменений в статьи 83, 84 и 85 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (о переносе срока вступления Федерального закона в силу), внесенный депутатами Государственной Думы Г.В. Гудковым, М.И. Гришанковым, В.П. Войтенко, А.Е. Хинштейном, В.И. Илюхиным, А.Г. Аксаковым, С.И. Колесниковым, В.В. Бобыревым, В.Н. Басыгысовым, Е.В. Паниной, Н.М. Безбородовым, В.В. Лунцевичем, В.И. Смоленским, В.И. Шпортом, Н.В. Демучком, Б.Л. Резиком, В.А. Семеновым, П.В. Семеновым, А.С. Ивановым, Д.В. Саблиным, С.В. Собко, И.Н. Родионовым, О.И. Мащенко, А.Г. Баскаевым
Досье на проект федерального закона
Федеральный закон N 182462-4 "О внесении изменений в статьи 83, 84 и 85 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" является альтернативным проекту федерального закона N 174417-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) вступает в силу с 1 января 2006 года. Со дня официального опубликования Федерального закона вступили в силу переходные положения, а также отдельные статьи, которые применяются с целью организации местного самоуправления в соответствии с требованиями Федерального закона.
Законопроектом предлагается с момента опубликования Федерального закона до 1 января 2009 года установить переходный период и предусмотреть вступление Федерального закона в силу по окончании этого периода. До 1 января 2009 года субъектам Российской Федерации предоставляется право своими законами определять порядок и сроки, в соответствии с которыми органы местного самоуправления приступают к осуществлению полномочий по решению вопросов местного значения, установленных Федеральным законом. С учетом указанных изменений законопроектом корректируются все сроки, закрепленные в переходных положениях Федерального закона.
Комитет по вопросам местного самоуправления считает, что необходимость корректировки порядка вступления в силу Федерального закона объективно существует, поэтому поддерживает законопроект. Однако к нему имеются замечания, с учетом которых требуется доработка законопроекта.
Исходя из новых принципов разграничения полномочий между уровнями публичной власти, значительное количество федеральных законодательных актов изменено Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". В частности, определенные изменения Бюджетного и Налогового кодексов Российской Федерации вступили в силу с 1 января 2005 года, с 1 января 2006 года вступают в силу существенные изменения в бюджетном устройстве и налоговой системе. С учетом новых принципов организации местного самоуправления построены Градостроительный кодекс, который вступил в силу 1 января 2005 года и отдельные положения которого вступят в силу 1 января 2006 года, Жилищный кодекс, федеральные законы, направленные на формирование рынка доступного жилья. Поэтому требуется таким образом откорректировать законопроект, чтобы не создавать противоречий между федеральными законами.
По мнению Комитета, неверным с правовых позиций является принцип введения в силу положений федерального закона законами субъектов Российской Федерации, поскольку федеральный закон обладает более высокой юридической силой, чем закон субъекта Российской Федерации.
Представляется целесообразным установить, что в переходный период к органам местного самоуправления будут применяться положения Федерального закона. Но при этом следует предоставить органам государственной власти субъектов Российской Федерации право в случае необходимости принимать решение об осуществлении органами местного самоуправления муниципальных районов полномочий по решению вопросов местного значения поселения. Этой возможностью регионы смогли бы воспользоваться только в переходный период и исключительно в том случае, если будет принят соответствующий закон субъекта Российской Федерации.
В этом случае, избранные органы и должностные лица местного самоуправления смогут приступить к осуществлению своих полномочий. В то же время будет предусмотрен правовой механизм решения проблемы, когда указанные органы и должностные лица не могут обеспечить решение вопросов местного значения, установленных Федеральным законом.
По окончании переходного периода Федеральный закон вступит в силу в полном объеме. Внесение необходимых поправок в законопроект возможно в рамках подготовки ко второму чтению.
Исходя из изложенного, Комитет по вопросам местного самоуправления рекомендует Государственной Думе принять проект федерального закона N 182462-4 "О внесении изменений в статьи 83, 84 и 85 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в первом чтении.
Председатель Комитета |
В.С. Мокрый |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.