Пояснительная записка к проекту федерального закона
"О внесении дополнений в статью 154 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Предложенный к рассмотрению законопроект предусматривает порядок определения налоговой базы при реализации товаров, полученных в результате переработки сельскохозяйственной продукции, закупленной у физических лиц (не являющихся налогоплательщиками НДС), где налоговая база по НДС определяется как разница между ценой реализации и ценой приобретения указанной продукции.
Организации, осуществляющие переработку сельхозпродукции, закупленной у населения, поставлены в невыгодные условия по сравнению с организациями, производящими переработку того же сырья, но закупленного у юридических лиц (являющихся налогоплательщиками НДС). Установленный действующей редакцией Налогового кодекса Российской Федерации порядок определения налоговой базы нарушает конституционный принцип равенства, так как ставит налогоплательщиков в неравное положение, вынуждая либо устанавливать цену на готовую продукцию, увеличенную на сумму налога на добавленную стоимость, либо нести убытки. В конечном итоге это приводит к нежеланию закупать сырье у физических лиц, между тем сдача выращенной и произведенной сельскохозяйственной продукции является для сельского жителя одним из основных, а для некоторых и единственным источником дохода.
Доходы, полученные от сдачи излишков сельскохозяйственной продукции с личного подворья, сбора ягод, грибов, папоротника, лекарственного сырья, помогают сельскому жителю содержать семью, прокормить и выучить своих детей.
Особое значение для реализации данного закона приобретает необходимость обеспечения для сельского населения гарантированного сбыта произведенной продукции. Основной структурой, которая осуществляет закупки излишков сельскохозяйственной продукции в личных подсобных хозяйствах, является потребительская кооперация. Кроме этого, она осуществляет связь между производителем продукции и потребителем. В лице потребителей выступают в основном организации бюджетной сферы, в том числе учреждения здравоохранения, образования и социальной защиты.
По смыслу статьи 57 Конституции Российской Федерации в системной связи с ее статьями 1 (часть 1), 15 (части 2 и 3) и 19 (части 1 и 2) налоговое законодательство призвано обеспечивать соблюдение принципов справедливого налогообложения, равного финансового обременения, не вправе ставить одни категории налогоплательщиков в худшее по отношению к другим положение, т.е. нарушать конституционный принцип юридического равенства и вытекающее из него требование равенства налогообложения, закрепленное пунктом 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации.
В целях предотвращения неблагоприятных последствий применения норм Налогового кодекса Российской Федерации целесообразно принять предлагаемую редакцию пункта 4 статьи 154, соответствующую конституционным принципам налогообложения.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона
"О внесении дополнений в статью 154 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Предлагаемый порядок определения налоговой базы при реализации товаров, полученных в результате переработки сельскохозяйственной продукции, закупленной у физических лиц, предполагает, на первый взгляд, уменьшение поступлений в бюджет.
Однако выпадающие доходы бюджета, обусловленные снижением налогооблагаемой базы, определяемой как разница между ценой реализации и ценой приобретения, будут весьма незначительны и полностью покроются за счет поступления на рынок товаров, полученных от переработки сельхозпродукции, а снижение цен на эту продукцию сделает ее более доступной для социально незащищенных слоев населения. К тому же заготовка дикоросов позволит создать дополнительные рабочие места в сельской местности.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении дополнений в статью 154 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Вступление в силу федерального закона "О внесении дополнений в статью 154 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" не потребует принятия новых нормативных актов, внесения изменений, дополнений в действующие законодательные акты, признания их утратившими силу.
Председатель |
Г.Т. Дюдяев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.