Пояснительная записка к проекту федерального закона
"О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
В связи с принятием Жилищного кодекса Российской Федерации возник ряд вопросов, касающихся административной ответственности за нарушение правил пользования, содержания и ремонта жилых помещений и многоквартирных домов, которые предлагается разрешить путем принятия федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - Кодекс).
Так, статьей 7.21 настоящего Кодекса установлена административная ответственность за нарушение правил пользования жилыми помещениями (за самовольное переоборудование, перепланировку, порчу жилых домов и (или) жилых помещений, а также использование их не по назначению) только для граждан, а статьей 7.22 Кодекса установлена административная ответственность за нарушение правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений только для должностных и юридических лиц.
Вместе с тем, статьей 1.4 Кодекса установлено, что лица, совершившие административные правонарушения, равны перед законом. Данный принцип административного законодательства в равной степени касается граждан, должностных и юридических лиц.
Ранее существующий пробел в части субъектного состава был восполнен законодательством субъекта Российской Федерации, которым устанавливалась административная ответственность должностных и юридических лиц за самовольное переоборудование и перепланировку жилых домов и жилых помещений, использование их не по назначению и порчу, а также административная ответственность граждан за нарушение правил содержания и ремонта жилых домов и жилых помещений.
В связи с тем, что до вступления в силу Жилищного кодекса Российской Федерации законодательством не предусматривалось четкого разграничения компетенции органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области жилищных отношений, это было допустимым.
Жилищным кодексом РСФСР, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации не были установлены единые правила и порядок осуществления переустройства, переоборудования и перепланировки жилых помещений и жилых домов, перевода жилых помещений в нежилые, правила содержания и ремонта жилых помещений.
Субъектами Российской Федерации, в том числе Хабаровским краем, а в отдельных субъектах Российской Федерации и органами местного самоуправления, самостоятельно принимались нормативные правовые акты о порядке переустройства (переоборудования и перепланировки) помещений в жилых домах, о порядке перевода жилых помещений в нежилые и т.д.
Вступившим в силу Жилищным кодексом Российской Федерации (ст. 12, 13 и 14) произведено перераспределение полномочий в области жилищных отношений между уровнями власти.
К исключительной компетенции органов государственной власти Российской Федерации отнесено установление требований к жилым помещениям, их содержанию, содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, определение условий и порядка переустройства и перепланировки жилых помещений, а также установление правил пользования жилыми помещениями. Главами 3 и 4 Жилищного кодекса Российской Федерации установлены правила и порядок переустройства и перепланировки жилых помещений, а также перевод жилых помещений в нежилые и нежилых в жилые.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 1.3 Кодекса к ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится установление административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Предлагаемый к принятию законопроект обусловлен имеющими место и участившимися в последнее время фактами нарушения правил пользования жилыми помещениями, в том числе со стороны юридических и должностных лиц, а также граждан-предпринимателей, в связи с чем необходимо установление административной ответственности для данной категории субъектов.
Это же касается и граждан, нарушающих правила содержания и ремонта жилых домов и жилых помещений.
Законопроектом предлагается:
- дополнить субъектный состав частей 1 и 2 статьи 7.21 Кодекса должностными и юридическими лицами, а статьи 7.22 гражданами;
- в части 2 статьи 7.21 Кодекса после слова "жилых" дополнить словами "и (или) иных", поскольку объектами перепланировки в жилых домах зачастую становятся вспомогательные помещения, места общего пользования, в том числе лестничные площадки, чердаки, подвалы, холлы и т.д.;
- размеры административных штрафов установить в пределах, предусмотренных статьей 3.5 Кодекса.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
В связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребуется признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия законодательных актов Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона
"О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" не предусматривает уменьшение или увеличение расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.
Председатель Законодательной |
И. Оноприенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.