Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 24 июня 2005 г. N вн 2.2-1/2038
по проекту федерального закона N 164987-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг", Федеральный закон "Об акционерных обществах" и Федеральный закон "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг", внесенному депутатом Государственной Думы В.М. Резником и членом Совета Федерации С.А. Васильевым
(первое чтение)
Рассматриваемый законопроект направлен на совершенствование условий осуществления первоначального публичного размещения акций и ценных бумаг, конвертируемых в акции. В этой связи, предлагается изменить процедуру представления отчета об итогах выпуска ценных бумаг в случае оказания брокером услуг по размещению эмиссионных ценных бумаг путем открытой подписки и их листинга, предусматривая уведомительный характер представления в регистрирующий орган отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг. Замечаний по концепции законопроекта не имеется. Однако по законопроекту имеются следующие замечания.
1. Пункт 4 статьи 2 законопроекта, предлагающий дополнить статью 24 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" положением, допускающим закладывание преимущества при приобретении ценных бумаг одним потенциальным владельцам перед другими, требует дополнительного обсуждения. Полагаем, что выбор лиц, приобретающих ценные бумаги путем открытой подписки, среди лиц, сделавших предложение о приобретении размещаемых ценных бумаг, должен определяться в соответствии с порядком определения таких лиц, содержащемся в проспекте ценных бумаг.
2. Пункт 6 статьи 1 законопроекта, вносящий изменение в статью 26 Федерального закона "О рынке ценных бумаг", требует уточнения о начале срока исковой давности. Полагаем, что течение срока исковой давности должно начинаться со дня раскрытия информации, содержащейся в уведомлении об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных бумаг.
3. Пункт 9 статьи 1 законопроекта изменяет редакцию пункта 3 статьи 44 Федерального закона "О рынке ценных бумаг". При этом, из новой редакции следует, что требования, устанавливаемые федеральным органом по рынку ценных бумаг, обязательные для профессиональных участников рынка ценных бумаг и направленные на исключение конфликта интересов, распространяются в том числе и на кредитные организации, что затрагивает компетенцию Центрального банка Российской Федерации. В этой связи на основании статьи 7 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", законопроект следует направить на заключение в Банк России.
4. Пунктом 2 статьи 3 законопроекта ведение государственного реестра эмиссионных ценных бумаг предлагается возложить на федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие регистрацию выпусков ценных бумаг (пункт 1 статьи 9 Федерального закона "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг"). Одновременно обязанность федеральных органов по ведению государственного реестра эмиссионных ценных бумаг вводится вместо обязанности вести "информационную базу данных". В то же время, остается без изменений пункт 3 статьи 9 Федерального закона "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг", который содержит ссылку на пункт 1 статьи 9 указанного Федерального закона определяя, что требования к содержанию и порядку ведения информационных баз данных, указанных в пунктах 1 и 2 статьи 9, устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В этой связи пункт 2 статьи 3 законопроекта требует устранения внутренней несогласованности.
Помимо этого в пункт 2 статьи 12 Федерального закона "Об акционерных обществах" вносится изменение, в соответствии с которым выписка из государственного реестра эмиссионных ценных бумаг является одним из оснований для внесений изменений в устав акционерного общества (пункт 1 статьи 2 проекта). При этом в связи с отсутствием положений, определяющих статус указанного реестра, остается неурегулированным вопрос о том, какие именно сведения такая выписка должна содержать.
Таким образом, с учетом вносимых проектом изменений, а также с учетом требования пункта 3 статьи 9 Федерального закона "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг", представляется необходимым в рамках одного федерального закона сосредоточить нормы, определяющие правовой статус государственного реестра эмиссионных бумаг и состав информации, которую указанный реестр должен содержать, а также компетенцию федеральных органов исполнительной власти в отношении указанного реестра.
Кроме того, учитывая, что в пункте 18 статьи 42 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" как в действующей так и в предлагаемой законопроектом редакции говорится также о реестре выданных, приостановленных и аннулированных лицензий, полагаем целесообразным дополнить статью 3 законопроекта положением, включающим упоминание об указанном реестре в пункт 2 статьи 9 Федерального закона "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг", в котором, фактически, идет речь об информации, входящей в такой реестр.
По представленному законопроекту также имеются замечания юридико-технического характера.
Начальник управления |
Г.П. Ивлиев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.