Пояснительная записка к проекту федерального закона
"О внесении изменения в статью 15 Федерального закона "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей"
(в части повышения размера ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет)
Пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет является одним из главных потенциальных механизмов воздействия на повышение рождаемости. Но эффект от этих мер напрямую зависит от размера данного пособия.
Данный вид пособия выплачивается работающим матерям (отцам, бабушкам и др...), которые оформляют отпуск по уходу за рожденным ребенком. Функциональное назначение пособия - компенсировать работнику потерянный заработок.
Семья, в которой до рождения ребенка работали и отец и мать, при его рождении существенно теряет в среднедушевых доходах. Пример: если оба родителя имели доходы в объеме средней заработной платы (7,5 тыс. рублей), то их среднедушевые доходы составляли 7,5 тыс. рублей.
При рождении ребенка один из родителей берет отпуск, и занимается уходом за новорожденным и его воспитанием. Получает пособие - 500 рублей в месяц. И ежемесячно теряет 7 тыс. рублей; за год - 84 тыс. рублей; за полтора года - 126 тыс. рублей. А компенсация составляет менее семи процентов. И чем более высокую заработную плату получал работник, тем больше он теряет при рождении ребенка.
Каковы же станут финансовые доходы такой семьи? Они составят 7,5 тыс. рублей (заработок одного родителя) и 500 рублей (пособие по уходу за ребенком другого), то есть 8 тыс. рублей на троих членов семьи - по 2.6 тыс. рублей на каждого (на уровне прожиточного минимума). Семья, даже при рождении одного ребенка, перешла в разряд малообеспеченных.
Очевидно, что размер пособия по уходу за ребенком должен быть существенно увеличен.
Учитывая ограниченные возможности бюджета Фонда социального страхования, авторы предлагают увеличивать размер пособия на время отпуска по уходу за ребенком в меру роста минимальной заработной платы, постепенно приближая его к величине прожиточного минимума.
Данным законопроектом предусматривается увеличение размера данного вида пособия до 800 рублей в месяц с 1 января 2006 года и до 1100 рублей - с первого мая 2006 года.
Для справки: Последнее повышение размера этого вида пособия произошло 1 января 2002 года. За три года (2002 - 2004 г.г.) потребительские цены на товары выросли более чем на 30%. Минимальный размер оплаты труда возрос вдвое - с 300 до 720 рублей. С сентября 2005 году его размер увеличится до 800 рублей.
Данная мера соответствует целям реализации Концепции демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года (одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2001 года N 1270-р), которая предусматривает дальнейшее развитие законодательства в части повышения размеров пособий гражданам, имеющим детей, и совершенствования системы их выплаты.
Демографическая ситуация в стане такова, что через два - три года будет исчерпан резерв главного фактора, который способствовал росту рождаемости в последние годы, - роста численности женщин детородного возраста. Рождаемость неминуемо будет сокращаться. Постоянным повышением размера пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет можно хотя бы затормозить темпы предстоящего снижения. Дальнейшее же повышение размера этого пособия может стать реальным стимулом к повышению рождаемости.
На реализацию законопроекта потребуются дополнительные затраты, в основном, бюджета Фонда социального страхования. Но, поскольку отдельным категориям получателей (работникам МВД, ГПО, МВД и др.) финансирование этого пособия осуществляется из средств федерального бюджета, то его расходы тоже немного возрастут.
Расходы на реализацию данного законопроекта приведены в финансово-экономическом обосновании.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона
"О внесении изменения в статью 15 Федерального закона "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей"
(в части повышения размера ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет)
Размер ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет составляет сейчас 500 рублей. Общие затраты Фонда социального страхования на выплату этого пособия в 2005 году составят 6,237 млрд. рублей. Число выплат в год - 11,34 млн. (По данным Фонда социального страхования). Численность получателей - 945 тыс. человек).
Расчет затрат на реализацию законопроекта в случае его принятия
1. Затраты Фонда социального страхования в 2006 году.
((800 руб. х 3 780000 выплат) + (1100 руб. х 7 560000 выплат)) х 1.1 (районный коэфф.) = 12.463 млрд. рублей
2. Дополнительные затраты на 2006 год.
12.463 - 6.236 = 6.227 млрд. рублей
3. Дополнительные затраты федерального бюджета составят примерно 64 млн. рублей.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих изменению и дополнению в связи с принятием Федерального закона
"О внесении и изменения в статью 15 Федерального закона "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей"
(в части повышения размера ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет)
В случае принятия проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 15 Федерального закона "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (в части повышения размера ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет) внесение изменений в федеральное законодательство не потребуется.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.