Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по делам Федерации и региональной политике от 5 июля 2005 г. N 3.19-к N 39/1
на проект федерального конституционного закона N 191776-4 "Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа и Эвенкийского автономного округа", внесенный Президентом Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Законопроект подготовлен в соответствии со статьями 5, 10 - 13 Федерального конституционного закона от 17 декабря 2001 года N 6-ФКЗ "О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации" и предусматривает обеспечение согласованности и системности законодательных норм в отношении статуса органов государственной власти нового субъекта Российской Федерации, их взаимодействия с федеральными органами государственной власти, распределения полномочий между ними, регулирования бюджетных и финансовых отношений.
Рассматриваемый законопроект соответствует требованиям, предъявляемым к проекту федерального конституционного закона об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта, перечисленным в статье 12 указанного Федерального конституционного закона. В то же время, в некоторых своих положениях законопроект не согласуется с отдельными нормами действующих федеральных законов и содержит юридико-технические неточности.
Замечания по законопроекту для удобства восприятия расположены по порядку нумерации его статей.
1. Статья 7
В части 1 завершение переходного периода связано с завершением формирования законодательного (представительного) органа государственной власти и вступлением в должность первого губернатора нового субъекта Российской Федерации, но не позднее 31 декабря 2007 года. Однако, необходимо определить само понятие "завершение формирования законодательного (представительного) органа государственной власти нового субъекта Российской Федерации".
В части 2 делается отсылка на формирование в переходный период органов государственной власти нового субъекта Российской Федерации, указанных в части 1 настоящей статьи. Однако, в части 1 говорится только о законодательном (представительном) органе государственной власти нового субъекта Российской Федерации.
2. Статья 8
Части 1 и 2 - целесообразнее или объединить указанные части или поменять их местами.
Решения о выражении недоверия высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), об освобождении отдельных должностных лиц субъекта Российской Федерации согласно статье 5 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" оформляются постановлением, а не законом, как это предложено в пункте 2 части 7 настоящей статьи.
Часть 9 - в границах территорий указанных автономных округов создаются административно-территориальные единицы с особым статусом уже в составе нового субъекта Российской Федерации. Депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти Таймырского (Долгано-Ненецкого) и Эвенкийского автономных округов прекращают свои полномочия до дня образования нового субъекта Российской Федерации. Поэтому депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти Таймырского (Долгано-Ненецкого) и Эвенкийского автономных округов не могут замещать муниципальные должности в муниципальных образованиях на указанных территориях в новом субъекте Российской Федерации и данная норма не будет иметь действия.
3. Статья 11
В части 7 нет четкого определения, что считать днем завершения формирования законодательного (представительного) органа государственной власти нового субъекта Российской Федерации в правомочном составе.
Часть 9 говорит о предусмотренных настоящим федеральным конституционным законом временных наименованиях законодательного (представительного) органа государственной власти нового субъекта Российской Федерации и должности высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) нового субъекта Российской Федерации. Однако, в тексте законопроекта данные названия не оговорены. Целесообразно было бы закрепить, что законодательный (представительный) орган государственной власти нового субъекта Российской Федерации по тексту законопроекта называется "Законодательное Собрания", а высшее должностное лицо (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти) нового субъекта Российской Федерации - "губернатор".
4. Статья 13
Часть 1 не корректно сформулирована и нуждается в терминологической и юридической корректировке (устав и закон являются нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации), а не органов государственной власти и т.д.).
5. Статья 14
Часть 3 - в соответствии со статьей 5 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" бюджет субъекта Российской Федерации, представленный высшее# должностное# лицо# субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), утверждается законом субъекта Российской Федерации. В связи с этим нуждаются в уточнении положения части 3 - между какими органами государственной власти указанных субъектов Российской Федерации заключается соглашение, которым определяется порядок принятия закона о бюджете нового субъекта Российской Федерации, если в данной процедуре принимают участи# только законодательные (представительные) органы государственной власти данных субъектов Российской Федерации и губернатор Красноярского края
6. Статья 18
В части 1 предусмотрено, что правосудие на территории нового субъекта Российской Федерации в переходный период осуществляется только федеральными судами. Однако, в этот период, на территории нового субъекта Российской Федерации будут существовать и мировые суды. Поэтому, более целесообразно уточнить, что речь идет о продолжении деятельности ранее образованных федеральных судов.
По тексту законопроекта употребляются термины "до 31 декабря 2006 года", "31 декабря 2006 года", "с 1 января 2007 года" в отношении определения срока полномочий, прав и обязанностей и т.п. Для устранения возможных правовых коллизий (например, в части 1 статьи 6 права собственности Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа и Эвенкийского автономного округа, а также иные права и обязанности осуществляются указанными субъектами Российской Федерации до 31 декабря 2006 года и переходят новому субъекту Российской Федерации с 1 января 2007 года - а чьи права и обязанности будут именно 31 декабря 2006 года?) более целесообразно привести все к единой терминологии "день образования нового субъекта Российской Федерации".
Высказанные замечания и предложения могут быть учтены при дальнейшей работе над законопроектом.
С учетом вышеизложенного рассматриваемый законопроект может быть рекомендован Комитетом Государственной Думы по делам Федерации и региональной политике для одобрения Государственной Думой в первом чтении.
Председатель комитета |
В.И. Гришин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.