Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы
Федерального Собрания РФ от 5 июля 2005 г. N вн. 2.2-1/2174
по проекту федерального конституционного закона N 191776-4 "Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа и Эвенкийского автономного округа", внесенному Президентом Российской Федерации (первое чтение)
Досье на проект федерального закона
В законопроекте применительно к вопросам правопреемства, действия переходного периода, срока полномочий законодательных (представительных) органов государственной власти и высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации используются формулировки "до 31 декабря 2006 года" и "с 1 января 2007 года". Однако при этом день 31 декабря 2006 года не входит в указанные сроки. Для предотвращения возможных правовых коллизий предлагаем заменить данные формулировки на термины "до дня образования нового субъекта Российской Федерации" и "со дня образования нового субъекта Российской Федерации".
В статье 8 законопроекта в отношении законодательного (представительного) органа государственной власти нового субъекта Российской Федерации следует использовать термин "избрание", а не "формирование", поскольку указанный орган в соответствии с законодательством Российской Федерации избирается, а не формируется каким-либо иным способом.
В соответствии с частью 2 статьи 7 проекта к органам государственной власти нового субъекта Российской Федерации отнесен первый губернатор нового субъекта, что неверно, поскольку он является высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации. На этом основании предлагаем доработать редакцию части 2 статьи 7, а также часть 3 статьи 14 проекта.
Нуждается в уточнении часть 7 статьи 8 законопроекта. Согласно Федеральному закону "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (подпункт "д" пункта 3 статьи 5) решение о недоверии указанным лицам оформляется не законом, а постановлением законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, т.е. индивидуальным правовым актом.
При доработке статьи 18 проекта следует иметь в виду, что наряду с федеральными судами правосудие на территории нового субъекта Российской Федерации в переходный период будут осуществлять и мировые судьи, относящиеся к судам субъектов Российской Федерации (часть четвертая статьи 4 и статья 28 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации"). В связи с этим правильнее было бы говорить о том, что в переходный период "продолжают осуществлять свою деятельность федеральные суды, ранее образованные ... (далее по тексту)".
В частях 6 и 7 статьи 18 проекта речь по существу идет об одном и том же круге судей - о судьях упраздняемых судов Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа и Эвенкийского автономного округа, районных судов Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа и районных судов Эвенкийского автономного округа, и о возможности их назначения судьями Красноярского краевого суда, вновь создаваемых районных судов Красноярского края либо других судов. При этом в части 6 данной статьи акцент делается на наличие согласия этих судей на их "перевод" на вышеуказанные должности судей, а в части 7 - на отсутствие необходимости получения положительного заключения соответствующей квалификационной коллегии судей при назначении судей упраздняемых судов на эти должности. В целях исключения излишнего дублирования положений одной и той же статьи полагаем возможным объединить указанные части в одну.
Кроме того, использование в тексте части 6 статьи 18 проекта такого понятия как "перевод на должность судьи", на наш взгляд, в правовом отношении не совсем верно по следующим основаниям. В соответствии с законодательством Российской Федерации (в том числе с частью второй статьи 128 Конституции Российской Федерации) судьи федеральных судов назначаются Президентом Российской Федерации. Несмотря на то, что в отдельных нормах Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 года N 3132-1 "О статусе судей Российской Федерации" используется такая терминология как "перевод судьи в другой суд", порядок такого перевода законодательством Российской Федерации не урегулирован и, по существу, в таких случаях судьи назначаются Президентом Российской Федерации на должности судей другого федерального суда. Кроме того, нельзя не учитывать того обстоятельства, что указанный закон Российской Федерации был принят до вступления в силу Конституции Российской Федерации, а в соответствии с пунктом вторым Раздела второго Конституции Российской Федерации (Заключительные и переходные положения) законы, действовавшие на территории Российской Федерации до вступления в силу настоящей Конституции, применяются в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации.
По законопроекту имеются замечания юридико-технического характера, которые переданы в Комитет в рабочем порядке.
Начальник управления |
Г.П. Ивлиев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.