Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Как следует из преамбулы Закона Российской Федерации "О государственной тайне", указанным законодательным актом регулируются отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации.
Положениями данного Закона Российской Федерации определены правовые основы участия в соответствующих правоотношениях и статуса перечисленных в статье 1 соответствующего закона органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, должностных лиц и граждан Российской Федерации.
При этом, предусмотренный нормами вышеприведенного Закона Российской Федерации в отношении указанных органов и лиц порядок участия в указанных правоотношениях, их статус, в системе защиты государственной тайны, на органы местного самоуправления положениями данного законодательного акта прямо не распространяется.
Вместе с тем, как следует из содержания статьи 1 Закона Российской Федерации "О государственной тайне", положения данного законодательного акта обязательны для исполнения на территории Российской Федерации и за ее пределами не только органами государственной власти, предприятиями, учреждениями и организациями, но и органами местного самоуправления, взявшими на себя обязательства либо обязанными по своему статусу исполнять требования законодательства Российской Федерации о государственной тайне.
В целях реализации указанной нормы представляется необходимым законодательное закрепление оснований возникновения таких обязательств у органов местного самоуправления и правовые основы их статуса в указанных правоотношениях.
В частности, анализ действующего законодательства Российской Федерации о государственной тайне позволяет сделать вывод о наличии внутренних противоречий в Законе Российской Федерации "О государственной тайне" в сфере защиты государственной тайны и защиты информации и недостаточности правового регулирования прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления в области отнесения сведений к государственной тайне и их защиты.
К примеру, законодательством Российской Федерации о государственной тайне не предусматриваются правовые механизмы допуска к государственной тайне выборных должностных лиц исполнительных и законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.
Не определена ответственность руководителей органов местного самоуправления за организацию защиты сведений, составляющих государственную тайну. Финансирование деятельности органов местного самоуправления по вопросам защиты государственной тайны определено недостаточно конкретно.
Актуальность усиления правового регулирования отношений, возникающих в связи с отнесением сведений к государственной тайне и защитой сведений, отнесенных к государственной тайне, в органах местного самоуправления, вызвана вступлением в силу с 1 января 2006 года Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в соответствии с которым органы местного самоуправления наделяются полномочиями и ответственностью по вопросам организации и осуществления мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории муниципального образования от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, организации и осуществления мероприятий по мобилизационной подготовке муниципальных предприятий и учреждений.
В связи с изложенным, представляется обоснованным законодательное закрепление также и в данном законодательном акте (Федеральном законе от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации") конкретных полномочий органов местного самоуправления в области защиты государственной тайны.
Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" направлен на внесение изменений в отдельные положения Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5485-1 "О государственной тайне" и Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в части уточнения статуса органов местного самоуправления в системе защиты государственной тайны, в частности, порядка применения ими используемых средств и методов защиты сведений, составляющих государственную тайну, и их носителей, а также участие данных органов в мероприятиях, проводимых в этих целях (отнесение сведений к государственной тайне, определение оснований и реализация засекречивания (рассекречивания) таких сведений, в том числе, составление перечней сведений, подлежащих такому засекречиванию (рассекречиванию), установление сроков секретности, предоставление, получение, защита секретных сведений и допуск к ним надлежащих должностных лиц и граждан, контроль и надзор за обеспечением защиты государственной тайны).
Реализация проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Председатель областной Думы |
В.А. Никитин |
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Реализация проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.