Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по обороне от 9 июня 2005 г. N 64/2
по проекту федерального закона N 105507-4 "О внесении изменений в статью 23 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" (о праве на освобождение от призыва на военную службу членов семей сотрудников некоторых правоохранительных органов, погибших при исполнении служебных обязанностей или умерших в связи с их исполнением), внесенному депутатами Государственной Думы А.И. Гуровым, А.С. Куликовым
Рассмотрев проект федерального закона N 105507-4 "О внесении изменений в статью 23 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", внесенный депутатами Государственной Думы А.И. Гуровым, А.С. Куликовым, Комитет Государственной Думы по обороне отмечает:
Указанный законопроект имеет своей целью предоставить право на освобождение от призыва на военную службу гражданам, являющихся сыновьями (родными братьями) сотрудников органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, погибших в связи с исполнением задач в условиях вооруженных конфликтов и в ходе контртеррористических операций
Такое же право предлагается предоставить лицам, являющимся сыновьями (родными братьями) граждан, умерших, в том числе после увольнения со службы в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных в связи с исполнением ими указанных задач.
Право на освобождение от призыва на военную службу, предусмотренное подпунктом "б" пункта 2 статьи 23 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", по существу является мерой государственной поддержки семей граждан, исполнивших конституционную обязанность по защите Отечества именно в форме военной службы и погибших (умерших) при исполнении этой обязанности либо умерших вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных в связи с исполнением этой обязанности после увольнения с военной службы.
Это вовсе не означает, что аналогичным правом должны пользоваться члены семей граждан, исполняющих другие обязанности, связанные с риском для жизни.
Служба в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы военной не является.
В этой связи и устанавливать зависимость воинской обязанности членов семей граждан, проходивших службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и погибших в связи с исполнением задач в условиях вооруженных конфликтов и в ходе контртеррористических операций либо умерших вследствие увечья (ранения, травмы, контузим) либо заболевания, в том числе после увольнения со службы при выполнении указанных задач некорректно.
Вместе с тем следует учитывать, что в соответствии с абзацем одиннадцатым пункта 5 статьи 2 Федерального закона "О статусе военнослужащих" льготы, гарантии и компенсации, предусмотренные названным законом и федеральными законами для военнослужащих и членов их семей, "могут быть распространены на других лиц и членов их семей указами Президента Российской Федерации", в силу чего сыновья (родные братья) не только сотрудников предлагаемых законопроектом органов и учреждений, но и других органов, при необходимости, могут быть освобождены от призыва на военную службу решением Президента Российской Федерации без принятия соответствующего законодательного акта.
При рассмотрении указанного законопроекта нельзя не учитывать и обострение проблемы комплектования Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов военнослужащими, проходящими военную службу по призыву.
Так, по оценке Правительства Российской Федерации количество призываемых на военную службу в последние годы граждан не восполняет даже численность военнослужащих, увольняемых с военной службы по призыву в запас. И это при том, что на военную службу призывается порядка 9% от общей численности граждан, состоящих на воинском учете.
Сложилась ситуация, при которой исполнение гражданами их конституционной обязанности стало скорее исключением чем правилом.
Такое положение дел во многом осложняется тем, что процесс постоянного за последние годы расширения перечня оснований для освобождения и отсрочки от призыва на военную службу в результате как демографических процессов в государстве, так и значительного ухудшения состояния здоровья населения синхронизирован с процессом уменьшения доли граждан, которых вообще можно призвать на военную службу, в общей массе населения Российской Федерации
С учетом того, что с 2008 года запланирован переход на 1 годичный срок службы граждан по призыву проблема комплектования Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов этой категорией военнослужащих еще более обострится, чего в сложившейся ситуации допустить нельзя.
Учитывая изложенное, целесообразно рекомендовать Государственной Думе указанный законопроект отклонить.
Врио председателя Комитета |
А.А. Сигуткин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.