Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 19 сентября 2005 г. N КА-А40/7286-05-П
(извлечение)
Общество с ограниченной ответственностью "Транспорт-Запад" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконными действий Зеленоградской таможни, связанных со взысканием с ООО "Транспорт-Запад" 267927 рублей 71 копейки таможенных платежей и пени и обязании таможенного органа возвратить обществу взысканные им таможенные платежи и пени.
Решением от 24.12.04 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа от 21.03.05 решение отменено, дело направлено на новое рассмотрение в тот же арбитражный суд.
Решением от 19.04.05 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Требования о проверке законности решения от 19.04.05 в кассационной жалобе общества основаны на том, что при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта арбитражным судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права.
Отзыв на кассационную жалобу Зеленоградской таможней не направлен.
Судебное заседание арбитражного суда кассационной инстанции по рассмотрению кассационной жалобы, назначенное изначально на 07.09.05, в связи с удовлетворением ходатайства об отложении судебного разбирательства, заявленного обществом, было отложено на 12.09.05.
Явившиеся в это судебное заседание арбитражного суда кассационной инстанции представители лиц, участвующих в деле, относительно кассационной жалобы дали следующие объяснения:
- представитель общества объяснил, что доводы, содержащиеся в кассационной жалобе, поддерживает. Пояснил, что общество обращалось в таможенный орган с просьбой возвратить таможенные платежи и пени, взысканные, по мнению общества, необоснованно и неправомерно, однако таможенный орган удовлетворить это заявление отказался;
- представитель Зеленоградской таможни объяснил, что возражает против доводов, содержащихся в кассационной жалобе по мотиву их несостоятельности и пояснил, что таможенным органом в ответ на обращение общества взысканные с него таможенные платежи и пени возвращены не были ввиду неправомерности данного требования.
Законность решения от 19.04.05 проверена арбитражным судом кассационной инстанции в соответствии с требованиями, предъявляемыми статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Отказ в удовлетворении заявленных обществом требований мотивирован арбитражным судом первой инстанции ссылками на следующие обстоятельства.
Общество, являясь перевозчиком, не доставило в Зеленоградскую таможню товар - цемент огнеупорный и рабочие мостки к рабочим платформам для производства мостового полированного флот стекла на общую сумму 27920,50 ЕВРО, ввезенный на таможенную территорию Российской Федерации из Бельгии, что послужило основанием для выставления таможенным органом требования от 23.09.04 N 44 и списания с расчетного счета названного юридического лица рубля таможенных платежей и пени. Акт на бесспорное списание составлен 27.10.04.
Производство по делу об административном правонарушении N 10125000-358/04 прекращено в связи с отсутствием в действиях общества признаков состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Между тем в этом постановлении отсутствуют сведения, а обществом не представлены доказательства, подтверждающие то обстоятельство, что товар утерян безвозвратно либо уничтожен.
Хищение груза безвозвратной утерей товара не является. Факт возбуждения уголовного дела по признакам состава преступления, предусмотренного частью 2 статьи 158 Уголовного кодекса Российской Федерации доказательствам безвозвратной утери или уничтожения товара также не является.
Таким образом, общество, являясь перевозчиком, не доставило товар в таможню назначения, а поэтому обязано уплатить таможенные платежи, так как обстоятельства, являющиеся основанием для освобождения от уплаты таможенных платежей в соответствии со статьями 90, 319 Таможенного кодекса Российской Федерации, отсутствуют.
Поскольку таможенные платежи в установленный срок обществом не уплачены, на сумму, подлежавшую уплате, начислены пени.
С учетом изложенного заявленные обществом требования неправомерны, а потому удовлетворению не подлежат.
Арбитражный суд кассационной инстанции, проверив законность обжалуемого судебного акта, приходит к следующим выводам.
К правам, обязанностям и ответственности перевозчика или экспедитора при международном таможенном транзите согласно пункту 2 статьи 169 Таможенного кодекса Российской Федерации применяются положения подпунктов 1 и 2 статьи 88, а также статей 90 и 91 настоящего Кодекса.
В соответствии с подпунктом 1 статьи 88 Таможенного кодекса Российской Федерации при перевозке товаров в соответствии с внутренним таможенным транзитом перевозчик обязан доставить товары и документы на них в установленные таможенным органом отправления сроки в место доставки товаров.
Недоставка иностранных товаров обществом не отрицается.
В случае недоставки иностранных товаров в таможенный орган назначения перевозчик в силу пункта 1 статьи 90 Таможенного кодекса Российской Федерации обязан уплатить ввозные таможенные пошлины, налоги в соответствии с настоящим Кодексом.
В то же время перевозчик согласно пункту 2 упомянутой статьи названного Кодекса не несет ответственность за уплату таможенных пошлин, налогов в случае, если товары уничтожены либо безвозвратно утеряны вследствие аварии, действия непреодолимой силы или естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировке), что корреспондируется и положениям, содержащимся в статье 319 Таможенного кодекса Российской Федерации.
При вынесении постановления от 08.10.04 таможенный орган констатировал то обстоятельство, что в ходе производство по настоящему делу в отдел федеральных таможенных доходов и учета денежных средств таможни направлено отдельное поручение от 22.09.04 N 14-02/15/166 с приложением необходимых документов для взыскания и расчета таможенных платежей. Согласно расчету, сумма причитающихся таможенных платежей составляет 266771 рубль 70 копеек. Однако следует отметить, что в соответствии со статьей 4 Таможенной конвенции о международной перевозке с применением книжки МДП от 14.11.75 и пунктом 2 статьи 90 Таможенного кодекса Российской Федерации в случае безвозвратной утери груза в результате дорожно-транспортного происшествия или при обстоятельствах, вызванных непреодолимой силой, таможенные органы освобождают перевозчика от уплаты причитающихся пошлин и платежей.
Из постановления также следует, что по делу об административном правонарушении таможенным органом установлен факт утери товара вследствие форс-мажорных обстоятельств (смерть водителя автомобиля), которые общество не могло предвидеть и предотвратить.
Статьей 41 Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП предусмотрено освобождение от уплаты обычно причитающихся пошлин и сборов, если таможенные органы признают достаточными доказательства того, что груз, указанный в манифесте книжки МДП, погиб или безвозвратно потерян в результате дорожно-транспортного происшествия или при обстоятельствах, вызванных непреодолимой силой.
В соответствии со статьей 20 Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов от 19.05.56, участником которой является Российская Федерация, правомочное по договору лицо может без представления иных доказательств считать груз потерянным, если он не был доставлен в течение 30 дней по происшествии установленного предельного срока или когда такого срока установлено не было, в течение 60 дней со дня принятия груза транспортом.
Согласно статье 15 Конституции Российской Федерации, части 4 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законом, то применяются правила международного договора.
Таким образом, правовых оснований для взыскания с общества таможенных платежей и пени у таможенного органа в данном случае не имелось. Поэтому заявленные требования подлежали удовлетворению.
С учетом изложенного арбитражный суд кассационной инстанции полагает, что норма права арбитражным судом первой инстанции в данном случае применена неправильно, что влечет отмену решения от 19.04.05.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены арбитражным судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования доказательств, но этим судом неправильно применена норма права, арбитражный суд кассационной инстанции полагает возможным решение отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных обществом требований.
В связи с удовлетворением кассационной жалобы вопрос о судебных расходах в виде государственной пошлины, уплаченной обществом за рассмотрение данного дела, подлежит разрешению в соответствии с требованиями, предъявляемыми статьями 101, 102, 104 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 284, 286, 287, 288 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:
решение от 19 апреля 2005 года по делу N А40-61663/04-148-136 Арбитражного суда города Москвы отменить. Признать незаконным действия Зеленоградской таможни, связанные со взысканием с ООО "Транспорт-Запад" 267927 рублей 71 копейку таможенных платежей и пени. Обязать Зеленоградскую таможню возвратить ООО "Транспорт-Запад" 267927 рублей 71 копейку таможенных платежей и пени. Возвратить ООО "Транспорт-Запад" из федерального бюджета 3000 рублей государственной пошлины, о чем выдать справку.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 19 сентября 2005 г. N КА-А40/7286-05-П
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании