Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 15 сентября 2005 г. N КА-А40/8676-05
(извлечение)
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД") обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании недействительным требования Межрегиональной Инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 6 (далее - Инспекция, налоговый орган) от 26.07.2004 г. N 6875.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 11.03.2005 г. заявленные требования удовлетворены частично.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2005 г. решение суда изменено, в связи с оставлением без удовлетворения заявленного требования (признанного налоговым органом) в части задолженности по пени за неполную уплату налога с владельцев транспортных средств в сумме 21819 руб. 43 коп.
ОАО "РЖД" не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Федеральный арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение, постановление судебных инстанций и удовлетворить заявленные требования.
В жалобе заявитель указывает, что налоговым органом требование об уплате задолженности по налогам и пеням направлено налогоплательщику с пропуском трехмесячного срока, установленного статьей 70 Налогового кодекса Российской Федерации, поэтому оно должно быть признано недействительным.
Представители сторон в судебном заседании поддержали свои доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее.
Законность судебных актов проверена Федеральным арбитражным судом Московского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Инспекция направила в адрес ОАО "РЖД" требование N 6875 от 26.07.2004 г. об уплате пеней за несвоевременную уплату налога на доходы физических лиц, единого социального налога, налога с продаж, налога на имущество предприятий, земельного налога, налога на реализацию горюче-смазочных материалов, страховых взносов во внебюджетные фонды, налога с владельцев транспортных средств, транспортного налога с организаций, прочих налогов и сборов, целевых сборов, налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурного назначения, сбора за уборку территории - со сроком исполнения до 05.08.2004 г.
В требовании налоговым органом указаны наименования налогов, сборов, сроки их уплаты.
Основанием для выставления налогоплательщику требования послужило наличие недоимки по налогам, сборам, обязательным платежам во внебюджетные фонды, подтвержденной представленными в материалы дела документами, составленными Управлением МНС РФ по Псковской области.
ОАО "РЖД" не уплатило в установленный срок, указанные в требовании суммы.
Посчитав свои права нарушенными, ОАО "РЖД" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании требования недействительным, поскольку, по его мнению, документ не содержит необходимых реквизитов, предусмотренных в статье 69 Налогового кодекса Российской Федерации, и выставлен с нарушением трехмесячного срока, установленного в статье 70 Налогового кодекса Российской Федерации.
Удовлетворяя частично заявленные требования, суд руководствовался статьями 23, 45, 50, 69, 70, 75 Налогового кодекса Российской Федерации, и исходил из того, что в результате произведенной сторонами сверки расчетов задолженности по налогам и пеням, налоговый орган уменьшил суммы пени по отдельным налогам и, что налоговый орган частично обосновал правомерность предъявленных в требовании сумм пени за несвоевременную уплату налогов представленными расчетами, налоговыми декларациями, выписками из лицевых счетов.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Московского округа, не нашел оснований для отмены судебных актов, исходя из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 45 Налогового кодекса российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. В случае неуплаты налога в установленный срок производится взыскание налога за счет денежных средств налогоплательщика в банке в порядке, установленном в статьях 46 и 48 Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени.
Статья 70 Кодекса предусматривает сроки направления требования об уплате налога. Требование должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Вместе с тем, Налоговый кодекс Российской Федерации не содержит указаний о последствиях нарушения контролирующим органом названного срока.
Несвоевременное направление налогоплательщику требования об уплате налога не входит в перечень оснований для прекращения обязанности налогоплательщика по уплате налога (статья 44 Налогового кодекса Российской Федерации).
Таким образом, направление требования с пропуском трехмесячного срока, предусмотренного статьей 70 Кодекса, не может служить основанием для признания его недействительным и отказа налогоплательщика от исполнения обязанности по уплате налогов, сборов и пеней, о которой последний извещается данным т
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 15 сентября 2005 г. N КА-А40/8676-05
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании